НАТАЛИЯ БАСЫРОВА
Картотека дидактических игр по речевому развитию с деревянными лопатками «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Отгадай и назови (3-4 года)
Цель: упражнять детей в правильном произношении определенных звуков в словах, учить их чисто, отчетливо выговаривать слова с этими звуками.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь.
Ход игры:
- Кто живет в норке? (мышка)
- Кто прыгает по дорожке и квакает? (Лягушка)
- Кто спит в берлоге? (Медведь)
Воспитатель следит, чтобы дети точно отвечали на вопросы и показывали соответствующие изображения зверей.
Возьми игрушку(4-5 лет)
Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию с деревянными лопатками „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Театр на деревянных лопатках
- Темочки
Цель: развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить слова громко и шепотом.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь, заяц, лиса, волк, ёж.
Ход игры:
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет одного из животных рядом сидящему ребенку, тот так же шепотом должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает, подходит к столу, отыскивает нужное изображение животного и громко называет его.
«Кто спрятался?»(4-5 лет)
Цель: развивать зрительное внимание.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь, заяц, лиса, волк, ёж.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе перед детьми 7 деревянных лопаток с изображенными зверями. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 лопатки и спрашивает : «Посмотрите, какие животные спрятались?»
«Расставь как было»(5-6 лет)
Цель: развивать зрительное внимание.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь, заяц, лиса, волк, ёж.
Ход игры: Перед дошкольниками на столе воспитатель раскладывает семь деревянных лопаток с изображенными зверями. После того, как дети рассмотрели лопатки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время меняет их местами и даё т задание: «Расставьте лопатки со зверями в той последовательности, которой они были».
Сказка «Поспешили - насмешили»(4- 5 лет)
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку. Продумать вопросы по тексту сказки.
Наглядный материал: домик, деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь.
Ход игры: Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.
«Игры-инсценировки» (3 – 4 года)
Цель: научить детей по содержанию хорошо знакомых произведений разыгрывать инсценировки.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь, заяц, лиса, волк, ёж.
Ход игры:
Сначала сказку читают, затем идет совместный пересказ, затем инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу героев сказки.
Назови первый звук в слове. (6-7 лет)
Цель: развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь, заяц, лиса, волк, ёж.
Ход игры:
Воспитатель показывает деревянные лопатки с изображенными зверями: например, лягушка и предлагает определить, с какого звука начинается слово. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются названия животных – их соседей. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове заяц, "вэ" – в слове волк).
«Назови последний звук в слове». (6-7 лет)
Цель: развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь, заяц, лиса, волк, ёж.
Ход игры:
Воспитатель показывает деревянные лопатки с изображенными животными, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове медведь последний звук "дь", а не "д"). Когда все животные будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону лопатки, на которых названия животных заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
«Сравни разных зверят» (3 – 4 года)
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, медведь, заяц, лиса, волк.
Ход игры: Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка. (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая? Что любит Мишка… (мед, малину, а мышка любит. (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки. (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
«Кто больше слов скажет»(4-5 лет)
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь, заяц, лиса, волк, ёж.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку изображение — зайчика и предлагает сказать о нем, какой он, что умеет делать, какой он по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
«Кто заблудился?» (4-5 лет)
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
Наглядный материал: деревянные лопатки с изображенными животными: мышка, лягушка, медведь, заяц, лиса, волк, ёж.
Ход игры:
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Аналогично можно провести игру с другими животными.