МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на осенний период

Елена Сорокина
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на осенний период

Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе (осенний период)

Сентябрь

1. «Кто как разговаривает?»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

(Игра проводится в двух действиях)

Действие 1.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой – педагог задает вопросы, все дети отвечают. Далее по типу опроса, т. е. с мячом, как описано ниже.

Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на осенний период» размещена в разделах

Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.

Например.

Корова – мычит, тигр – рычит, змея – шипит, комар – пищит, собака – лает, волк – воет, утка – крякает, свинья – хрюкает, ежик – фыркает, лиса – тяфкает, медведь – ревет, кошка – мяукает, мышка – пищит, цыпленок – пищит, курица – кудахчет, петух – кукарекает, гусь - гогочет и т. д.

Действие 2.

Ход.

Педагог поочередно бросает мяч детям и задает вопросы. Дети, возвращая мяч, отвечают.

Например.

Кто мычит? (Корова);

Кто рычит? (Тигр);

Кто шипит? (Змея);

Кто пищит? (Комар);

Кто лает? (Собака);

Кто воет? (Волк);

Кто крякает (Утка). И т. д.

2. «Кто где живёт?»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

(Игра проводится в двух действиях)

Действие 1.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой – педагог задает вопросы, все дети отвечают. Далее по типу опроса, т. е. с мячом, как описано ниже.

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Например.

Кто живет в дупле? (Белка);

Кто живёт в скворечнике? (Скворцы);

Кто живёт в гнезде? (Птицы);

Кто живёт в будке? (Собака);

Кто живёт в улье? (Пчёлы);

Кто живёт в норе? (Лиса);

Кто живёт в логове? (Волк);

Кто живёт в берлоге? (Медведь). И т. д.

Действие 2.

Ход. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, педагог задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Где живет белка? (В дупле);

Где живут скворцы? (В скворечнике);

Где живут птицы? (В гнезде);

Где живет собака? (В будке);

Где живут пчелы? (В улье);

Где живет лиса? (В норе);

Где живет волк? (В логове);

Где живёт медведь? (В берлоге). И т. д.

3. «Доскажи словечко»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания. Развитие мышления, быстроты реакции.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой – педагог задает вопросы, все дети отвечают. Далее по типу опроса, т. е. с мячом, как описано ниже.

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.

Например.

Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет);

Сова летает, а кролик? (Кролик бегает);

Корова ест сено, а лиса? (Лиса ест животную пищу);

Крот роет норки, а птица? (Птица вьет гнездо);

Петух кукарекает, а курица? (Курица кудахчет);

Лягушка квакает, а лошадь? (Лошадь ржет);

У коровы теленок, а у овцы? (У овцы ягненок);

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? (У бельчонка мама белка).

И т. д.

4. «Семейства животного мира»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Введение в активный словарь детей новых слов, закрепление уже известных. Знакомство с полным семейным составом определенных животных. Переход от единственного числа ко множественному.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой – педагог, показывая предметную картинку детям, задает вопросы, все дети отвечают. Далее по типу опроса, т. е. педагог работает с конкретным ребенком поочередно.

Например.

Мама – курица, папа – петух, детеныш – цыпленок. А если много детенышей, то это цыплята.

Мама – утка, папа – селезень, детеныш – утенок. А если много детенышей, то это утята.

Мама – гусыня, папа – гусь, детеныш – гусенок. А если много детенышей, то это гусята.

Мама – кошка, папа – кот, детеныш – котенок. А если много детенышей, то это котята.

Мама – собака, папа – пес, детеныш – щенок. А если много детенышей, то это щенята.

Мама – свинья, папа – хряк, детеныш – поросенок. А если много детенышей, то это поросята.

Мама – лошадь, папа – конь, детеныш – жеребенок. А если много детенышей, то это жеребята.

Мама – овца, папа – баран, детеныш –ягненок. А если много детенышей, то это ягнята.

Мама – коза, папа – козел, детеныш – козленок. А если много детенышей, то это козлята. И т. д.

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, - собрать цыпляток нелегко!»

(карточка 1).

(3 – 4 неделя)

2. «На листочке две подружки: «Ква-ква-ква», - поют лягушки»

(карточка 2).

Графомоторика

(1 неделя)

1. «По морям, по волнам» (карточка 1).

2. «Разноцветные волны» (карточка 2).

(2 неделя)

3. «Веселые лягушата» (карточка 3).

4. «На грибной полянке» (карточка 4).

(3 неделя)

5. «Машины едут по дороге» (карточка 5).

6. «Транспорт» (карточка 6).

(4 неделя)

7. «Дети заняты делами» (карточка 7).

8. «Сова на ветке» (карточка 8).

Октябрь

1. «Назови одним словом»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Развитие внимания и памяти.

(Игра проводится в двух действиях)

Действие 1.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой – педагог задает вопросы, все дети отвечают. Далее по типу опроса. При проведении игры обязательное использование предметных карточек. Педагог, показывая карточку, просит детей назвать предмет. Так повторяется определенное количество раз. Все карточки относятся к одной серии. Дети должны дать обобщающее понятие этим предметам.

Например.

Лук, морковь, помидор, огурец, картофель, капуста – это … (Овощи);

Яблоко, груша, абрикос, слива, ананас, киви – это … (Фрукты);

Юла, кукла, пирамидка, кубики, машинка, матрешка – это … (Игрушки);

Тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода – это … (Посуда);

Стол, стул, диван, кровать, шкаф, кресло – это … (Мебель). И т. д.

Действие 2.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой – педагог называет обобщающее слово, а дети должны назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. Далее по типу опроса.

Например.

Овощи – лук, морковь, помидор, картофель, огурец и т. д. ;

Фрукты – яблоко, груша, абрикос, ананас и т. д. ;

Игрушки – машинка, пирамидка, кукла, кубики и т. д. ;

Посуда – тарелка, вилка, ложка, нож, стакан, кружка и т. д. ;

Мебель – кровать, диван, стол, стул, шкаф, комод и т. д.

2. «Один – много»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Научить детей образовывать слова по аналогии. Обращать их внимание на использование существительных во множественном числе именительного падежа. Закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой – педагог задает вопросы, все дети отвечают. Далее по типу опроса, т. е. с мячом, как описано ниже.

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог называет имя существительное в единственном числе, а ребёнок, возвращая мяч, называет это имя существительное, но уже стоящее во множественном числе.

(Задания можно сопровождать показом предметных картин).

Например.

Стол – столы, стул – стулья, гора – горы, кукла – куклы, машина – машины, дом – дома, слон – слоны, книга – книги, мяч – мячи, ложка – ложки, нож – ножи, тарелка – тарелки, обруч – обручи, собака – собаки и т. д.

3. «Закончи предложение и подбери к нему картинку»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.

Материал. Предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, елка, дом, диван.

Ход. Педагог начинает фразу, дети по очереди заканчивают ее, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.

Например.

Девочка рисует … (елку, дом, диван);

Папа читает … (книгу, журнал, газету);

Собака грызет … (кость, тапочки, карандаш);

Мальчик ловит … (мяч, кита, рыбу, лягушку);

Курица снесла … (яйцо);

Мама стирает … (платье, пальто, кофту).

4. «Кукла Катя собирается в гости» (рассказ-описание игрушки)

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Начать обучение детей рассказыванию с описания игрушки. Осваивать умение монологической речи. Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Материал. Кукла.

Ход. По заранее составленному плану описания игрушки, педагог выделяет основные приемы, которые помогут детям описать куклу. Набор приемов, используемых в игре, разнообразен: это может быть игра-инсценировка, простые предложения – вопросы, описательные предложения.

Например.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел?

(Ответ детей).

Воспитатель. Правильно, это кукла Катя, наша подружка.

Она какая-то другая стала: похорошела, разрумянилась, приоделась. Наверное, куда-то собирается.

Дети, посмотрите на Катюшу и ответьте на мои вопросы:

- Катя какая? (Красивая).

- Какие волосы у Кати? (Длинные, белые).

- Какие глаза у Кати? (Голубые).

- Какое платье у куклы? (Нарядное, пушистое).

- Что на ножках у Кати? (Туфли).

- А какие они? (Маленькие).

Молодцы, детки! Все заметили, на все вопросы ответили. А теперь давайте вместе со мной расскажем Катюше о том, как она хороша.

(Дети вместе с педагогом составляют рассказ-описание, который опирается на ответы простых предложений-вопросов).

Кукла Катя красивая. У нее длинные белые волосы. Голубые глаза. Платье у Катюши нарядное, пушистое. На ножках маленькие туфельки.

(В конце игры педагог обязательно должен похвалить детей).

Воспитатель. Молодцы, ребята! Наша Катя улыбается. Но ей пора в гости. Давайте помашем Катюше ручками и скажем ей: «До свидания! Приходи к нам еще!»

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Кап-кап-кап», - капли капают из крана, чтобы наполнялась ванна» (карточка 3).

(3 – 4 неделя)

2. «Ам-ам», - есть хочет бегемот и разевает шире рот» (карточка 4).

Графомоторика

(1 неделя)

1. «Дорожки для животных» (карточка 9).

2. «Накорми животных» (карточка 10).

(2 неделя)

3. «Что любит кошка?» (карточка 11).

4. «По дорожкам неспеша» (карточка 12).

(3 неделя)

5. «Домик для собачки» (карточка 13).

6. «Осенние дорожки» (карточка 14).

(4 неделя)

7. «Дети и осень» (карточка 15).

8. «осенние листья» (карточка 16).

Ноябрь

1. «Назови ласково»[/i]

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме, обозначающие людей, животных, предметы, игрушки.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой – педагог задает вопросы, все дети отвечают. Далее по типу опроса, т. е. с мячом, как описано ниже.

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог называет слово-предмет, а ребёнок, возвращая мяч, называет это же слово, но только в уменьшительно-ласкательной форме.

Например.

Мяч – мячик, дом – домик, стул – стульчик, стол – столик, книга – книжечка, слон – слоник, утка – уточка, кошка – кошечка, солнце – солнышко, лист – листочек, карандаш – карандашик, кукла – куколка, нитка – ниточка и т. д.

2. «Придумай другое слово»

Направление работы: формирование грамматически правильной речи.

Цель. Учить детей составлять словосочетания. Углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Материал. Предметные картинки согласно слов-предметов, которые возьмет педагог для игры.

Ход. Педагог рассказывает детям о том, что из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка». Называет детям слова, а они придумывают похожие, образуя словосочетания.

Например.

Кисель из клюквы – … (клюквенный кисель);

Суп из овощей – … (овощной суп);

Дом из кирпича – … (кирпичный дом);

Бочка из дерева – … (деревянная бочка);

Кораблик из бумаги – … (бумажный кораблик);

Стакан из стекла – … (стеклянный стакан);

Ваза из фарфора – … (фарфоровая ваза). И т. д.

3. «Что из чего сделано»

Направление работы: формирование словаря.

Цель. Закрепление в речи детей относительных прилагательных и способов их образования.

Материал. Предметные карточки – стакан, дом, кораблик, ваза, носки, рукавички, сапоги, мячик, стул, игрушка пирамидка.

Ход. Первоначально игра проводится фронтально, т. е. всей группой. При проведении игры обязательное использование предметных карточек. Педагог, показывая карточку, просит детей назвать предмет и сказать, из какого материала он сделан. Далее предлагает образовать новые слова.

Например.

Стакан из стекла – стакан (какой) … стеклянный;

Дом из кирпича – дом (какой) … кирпичный;

Кораблик из бумаги – кораблик (какой) … бумажный;

Ваза из хрусталя – ваза (какая) … хрустальная;

Носки из шерсти – носки (какие) … шерстяные;

Рукавички из меха – рукавички (какие) … меховые;

Сапоги из кожи – сапоги (какие) … кожаные;

Мячик из резины – мячик (какой) … резиновый;

Стул из дерева – стул (какой) … деревянный;

Игрушка из пластмассы – игрушка (какая) … пластмассовая. И т. д.

4. «Звери бывают разными»

Направление работы: развитие связной речи.

Цель. Учить детей составлять словосочетания. Формировать умение составлять небольшой рассказ, состоящий из 4 – 5 предложений.

Материал. Предметные картинки – белка, медведь, лиса.

Ход. Педагог предлагает детям стать каким-нибудь животным. Для этого нужно выбрать карточку. Каждый должен рассказать, как называется животное, где обитает, чем питается, что умеет делать, как передвигается.

Чтобы детям было легче составлять рассказ-описание, педагог помогает малышу наводящими вопросами.

Например.

«Я рыжая белка. У меня пушистый длинный хвост. Живу в лесу на дереве. Мой домик называется дупло. Прыгаю с ветки на ветку. Люблю кушать орехи и грибы».

«Я большой бурый медведь. Живу в лесу. Мой домик называется берлога. Люблю кушать малинку и мед».

«Я хитрая рыжая лиса. У меня большой пушистый хвост. Живу в лесу. Мой домик называется норка. Люблю кушать зайчиков, мышек, ежиков. Люблю грибы и ягоды». И т. д.

(Педагог может брать другие предметные картинки. Но все они должны принадлежать к одной группе по классификации).

Игровые упражнения на звукоподражание

(1 – 2 неделя)

1. «Мышка просит: «Пи-пи-пи, кусочек сыра мне купи»

(карточка 5).

(3 – 4 неделя)

2. «Би-би-би, би-би-би!» – мне дорогу уступи»

(карточка 6).

Графомоторика

(1 неделя)

1. «Динозаврики» (карточка 17).

2. «Разноцветные дорожки» (карточка 18).

(2 неделя)

3. «Веселые паучки» (карточка 19).

4. «Рыбки» (карточка 20).

(3 неделя)

5. «Разноцветные линии» (карточка 21).

6. «Волнистая дорожка» (карточка 22).

(4 неделя)

7. «Дорожки разной формы» (карточка 23).

8. «Дорожки для животных» (карточка 24).

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей в средней группе Подборка игр по нравственному воспитанию помогут воспитателю в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, в их.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе «УГАДАЙ ИГРУШКУ» Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Взрослый показывает 3—4 игрушки, а.

Картотека наблюдений в осенний период Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе в осенний период РАЗВИТИЕ РЕЧИсентябрь1. Творческое рассказывание «Поговорим по телефону». Задачи: познакомить с особенностями диалоговой речи, учить отвечать.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе в зимний период РАЗВИТИЕ РЕЧИдекабрь1. Чтение художественного произведения (стихотворения). Задачи: вызывать эмоциональный отклик на прочитанное стихотворение.

Перспективный план по речевому развитию детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) на осенний период Сентябрь отводится на адаптацию малышей, поэтому занятия начинаем проводить с октября. ОКТЯБРЬ. 1 неделя - «Позови меня» Цель. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе на осенний период
Опубликовано: 27 сентября 2023 в 07:22
+209Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД