Папки-передвижки

Картотека дидактических игр по теме «Зима» для детей с ТНР

Базарова Наталия
Картотека дидактических игр по теме «Зима» для детей с ТНР

Базарова Наталия Анатольевна, учитель-логопед

Картотека дидактических игр по теме «Зима»

для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи

В рамках изучения темы «Зима» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжё лыми нарушениями речи родителям рекомендуется:

побеседовать с ребёнком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;

во время прогулок обратить внимание на признаки зимы;

Публикация «Картотека дидактических игр по теме „Зима“ для детей с ТНР» размещена в разделах

вспомнить названия времён года и зимних месяцев;

объяснить, какое время года самое холодное и почему;

напомнить ребёнку о жизни птиц и животных зимой, о том как они зимуют;

назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;

вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребёнок знает;

назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.

Учитель-логопед предлагает родителям подборку дидактических игр с целью закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков. Родители являются активными участниками в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, то есть в повседневной жизни.

Дидактическая игра «До – между – после»

Цель: закрепление названий зимних месяцев.

Какой месяц перед январём, после января…

Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков зимы»

Цель: активизировать словарь по теме «Зима».

Дидактическая игра «Подбери родственные слова»

Цель: активизировать словарь по теме «Зима», закрепить понятие «родственные слова»

Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик, снежки, снегокат, снегирь.

Предложить ребёнку подумать, какое слово объединяет все эти слова. Объяснит значение каждого слова. Попросить закончить предложение подходящим словом и повторить все предложения:

– Зимой часто идёт холодный белый …

– На деревьях лежит беленький пушистенький …

– Зимой ребята играют в …

– На ладошку упала резная маленькая …

– На новогодний праздник пришла …

– Дети слепили большого забавного …

– На ветке сидит красногрудый …

– Если из снега скатали ком, то этот ком называется …

– Ребята весело катались с горы на ….

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье …

Мороз – морозный, морозить, замораживать …

Лёд – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололёд …

Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»

Цель: активизировать словарь слов-признаков по теме «Зима».

Солнце (какое) – ….

Лёд (какой) – …

Мороз (какой) – …

Снег (какой) – …

Сосулька (какая) – …

Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»

Цель: активизировать словарь слов-предметов по теме «Зима».

Снежный – ком, …

Снежная – баба, …

Снежные – заносы, …

Снежное – поле, …

Дидактическая игра «Подбери предмет к действию»

Цель: активизировать словарь слов-предметов по теме «Зима».

Наступает – что?

Валит – …

Свищет – …

Бушует – …

Лепят – …

Замерзает – …

Кружатся – …

Блестит – …

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Лыжи, мяч, коньки, санки.

Снегирь, голубь, синица, журавль.

Белка, заяц, медведь, слон.

Шарф, шуба, сарафан, шапка.

Дидактическая игра «Почему так назван?»

Цель: закреплять навыки словообразования.

Конькобежец – бегает на коньках.

Саночник – катается на лыжах.

Фигурист – занимается фигурным катанием.

Хоккеист – играет в хоккей.

Лыжник – катается на лыжах.

Дидактическая игра «Кому что нужно»

Цель: закреплять навыки употребления дательного падежа имён существительных.

Лыжи – лыжнику

Клюшка – хоккеисту

Коньки – фигуристу, хоккеисту

Санки – саночнику

Дидактическая игра «Зимние забавы»

Цель: закреплять навыки составления предложений с предлогом НА.

Составить предложения по картинкам : На чём катаются дети?

Дети катаются на лыжах.

Дети катаются на ледянке.

Дети катаются на санках.

Дети катаются на снегокате.

Дети катаются на коньках.

Дидактическая игра «Убираем снег»

Цель: закреплять навыки употребления предлогов НА, С.

Посмотреть на картинки и ответить на вопросы:

– Откуда машины убирают снег? (Машины убирают снег с дорог.)

– Откуда дети сметают снег? (Дети сметают снег со скамеек.)

– Откуда водители счищают снег? (Водители счищают снег с автомобилей.)

– Откуда дворники сгребают снег? (Дворники сгребают снег с тротуаров.)

Дидактическая игра «Я, ты, он, она»

Цель: закреплять навыки словоизменения.

Скажи по образцу:

– Я убираю (сметаю, счищаю, сгребаю) снег с веранды.

– Ты убираешь (сметаешь, счищаешь, сгребаешь) снег с веранды.

– Он (она) убирает (сметает, счищает, сгребает) снег с веранды.

– Мы убираем (сметаем, счищаем, сгребаем) снег с веранды.

– Они убирают (сметают, счищают, сгребают) снег с веранды.

Дидактическая игра «Кормушка для птиц»

Цель: закреплять навыки употребления творительного падежа имён существительных.

– Чем питаются птицы зимой?

– Снегирь питается ягодами рябины, почками растений, семенами.

– Синица питается несолёным салом, ягодами рябины, зёрнами, семечками, семенами.

– Воробей питается остатками пищи, ягодами рябины, зёрнами, хлебными крошками.

– Сорока питается остатками пищи, зёрнами, корками, семенами.

– Сова питается мышами.

– Дятел питается личинками насекомых, семенами сосновых и еловых шишек.

– Ворона питается остатками пищи, кусочками мяса, корками.

Дидактическая игра «Составь новое слово»

Цель: закреплять навыки словообразования.

– Скажи, какая птица, если у неё белые крылья – белокрылая.

Чёрные крылья – чернокрылая

Длинный хвост – длиннохвостая

Тонкие лапы – тонколапая

Острый клюв – остроклювая

Красная грудка – красногрудая

Круглая голова – круглоголовая

Большие глаза – большеглазая

Жёлтая грудка – желтогрудая

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам»

Цель: развивать связную речь.

Картинки : солнце, узоры на окнах, лёд, деревья, одежда, обувь, медведь в берлоге.

Пришла зима. Солнце не греет. Идёт снег. На улице мороз. На дорогах становится скользко. Реки покрыты льдом. Деревья стоят голые, без листьев. Люди надели тёплую одежду и обувь. Зайцы и белки поменяли свои шубки. Ежи и медведи спят всю зиму.

Дидактическая игра «Украсьте ёлку»

Цель: развивать связную речь.

Рассмотреть с ребёнком ёлку, уточнить, какая она, какими игрушками её надо наряжать. Украсить ёлку. Рассказать, чем украсили ёлку, какой стала ёлка.

Дидактическая игра «Поиграем - посчитаем»

Цель: закреплять навык согласования числительных с существительными.

– Мы не ели, мы не пили, мы снеговиков лепили. (Посчитать снеговиков от 1 до 10).

– Мы не ели, мы не пили, целый день снежки лепили. (Посчитать снежки от 1 до 10).

– Мы не ели, мы не пили, а снежинки мы ловили. (Посчитать снежинки от 1 до 10).

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Исправь предложения:

– Дети сначала насыпали в кормушку зёрна и крошки, а потом расчистили её от снега.

– Сначала птицы клевали корм, а потом дети насыпали его в кормушку.

– Птицы сначала наелись, а потом прилетели к кормушке.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Лето или осень» Цели: закрепить знания признаков осени, воспитание ловкости.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок» Цель: расширять кругозор детей. Ход игры. Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать у детей память, мышление, быстроту реакции. Материалы: мяч. Ход.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки,.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: уточнить и расширять представления детей о жизни птиц; учить описывать птиц по характерным.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 летКартотека дидактических игр с пуговицами для детей 2–3 лет Картотека дидактических игр с пуговицами для детей 2-3 лет. «Волшебные дорожки» Цель: Развитие мелкой моторики, памяти, внимания. Закрепление.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по теме «Зима» для детей с ТНР
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 18:07
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД