МААМ-картинки

Картотека игр на формирование диалогической речи (старший возраст)

Екатерина Бондаренко
Картотека игр на формирование диалогической речи (старший возраст)

1) Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Почта. Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них. Ход игры:

Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:

- Динь-динь-динь.

- Кто там?

- Почта.

- Откуда?

- Из (Называется любой город)

- И что там делают?

- Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т. д.).

Все играющие должны изобразить названные действия.

Публикация «Картотека игр на формирование диалогической речи (старший возраст)» размещена в разделах

Краски. Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски (цвет каждой назначают заранее). Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

- Тук-тук!

- Кто там? - Покупатель.

- Зачем пришел? — За краской.

- За какой? - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает её себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

С фишкой. Цель: развивать умения так ставить вопрос, чтобы добиться желаемого ответа и осознанно отбирать слова, избегая «запретных» слов. Ход игры:

Ведущий обходит играющих и говорит:

— Нам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, «Да» и «нет» не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, стараясь, чтобы и разговоре кто-то произнес одно из запрещенных слов. Ведущий ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» — «Хлеб», «Какой?» (черный и белый) - «Мягкий». - «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» — «Всякий» и т. д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фишку. Побеждает тот – у кого осталось больше всего фишек. («что продаётся в кондитерской?» - «шоколад», - «а какой?» (чёрный или белый) и т. д.)

2. Дидактические игры, в которых дети конструируют диалоги

Как тебя зовут? Цель: активизировать умения задавать вопросы, отвечать на них. Ход игры:

Первый водящий называет каждому участнику слово. Второй водящий, отсутствующий при распределении слов, задаёт несколько вопросов каждому игроку. Отвечая на вопросы, игроки повторяют только свое слово. Отвечать нужно быстро. При ответе ни в коем случае нельзя смеяться. Другие игроки могут смеяться, а отвечающий игрок не должен даже улыбаться. Если же он ошибется или не выдержит и засмеется, то – выходит из игры. Водящий подходит к каждому игроку и начинает диалог со слов:

- Кто ошибется, тот попадется! Кто ты?

- Авторучка.

- А что у тебя на голове? (Показывает на волосы.) - Авторучки.

- А это у тебя что? (Показывает на руки.) - Авторучки.

- А это? (Показывает на нос.) - Авторучка.

- А чем ты чистишь зубы? - Авторучкой.

Угадай. Цель: продолжить знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. Материал. Две разные игрушки, незнакомые детям, фишки. Ход игры

Дети делятся на две команды. Каждая получает игрушку и одинаковое число фишек (10-15).

Воспитатель говорит: «Сегодня мы устроим соревнование. Каждая команда должна внимательно рассмотреть игрушку, подметить все ее детали. Потом команды обмениваются игрушками: одна будет спрашивать об игрушке все, что захочет, другая — отвечать. Если команда не сможет ответить на какой-то вопрос, я забираю фишку. Выиграет та команда, у которой останется больше фишек».

Время для рассматривания: 3-4 минуты. Когда вопросы иссякнут, команды меняются ролями. По ходу игры следует поощрять детей за интересные вопросы («Молодец, ты задал очень интересный вопрос; значит, ты стараешься думать, размышлять»). Ни в коем случае не отрицать, не говорить, какой неинтересный вопрос задан. В конце игры подсчитывается оставшееся число фишек и определяется команда-победитель.

3) Игры, которые посвящены диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик»

Будь внимателен! Цель: учить детей корректно реагировать на различные сообщения. Ход игры:

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль». Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне:

- Я еду в гости.

- Я победила в конкурсе воспитателей.

- У меня сегодня очень сильно болит голова.

- Я купила себе красивое платье.

- Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

Похожи – непохожи. Цель: учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения. Материал. Предметные картинки с изображением различных животных, растений, предметов. Ход игры:

Играют две команды (или два ребенка). Воспитатель помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи.

Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т. п.

• Собака и пчела непохожи: собака большая, а пчела маленькая.

• Они похожи, так как они обе живые (животные).

• Они непохожи: собака – зверь, а пчела — насекомое.

• А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела.

• Они выглядят по-разному.

• И пчела, и собака могут укусить и т. д.

Обсуждение каждой пары - отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово.

Отвечай быстро. Цель: закрепить умение детей внимательно слушать собеседника. Ход игры:

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

— Зелёный, — говорит воспитатель и бросает мяч одному

из детей.

— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Публикации по теме:

«Старший возраст — возраст интересный!». Фотоотчет.«Старший возраст — возраст интересный!». Фотоотчет. Наши дети повзрослели еще на год. В старшей группе, мы создали пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом и выбрать.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (старший дошкольный возраст) Д/И «На полянке»Цель: Развивать умение делить множества на подмножества, опираясь на определённый признак предмета; развивать наблюдательность,.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Картотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возрастКартотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возраст Представляю Вашему вниманию картотеку игр по данным видам деятельности. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Цель: Сплотить детей,.

Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) Картотека игр по экологии (старший дошкольный возраст) 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» Цель: Учить детей понимать происходящие в природе процессы;.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Логокуб по развитию речи (старший дошкольный возраст)Логокуб по развитию речи (старший дошкольный возраст) Цель: развитие всех компонентов речевой системы - лексико-грамматического строя речи, фонематического восприятия, звукопроизношения, слоговой.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр на формирование диалогической речи (старший возраст)
Опубликовано: 9 июня 2021 в 10:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД