Олеся Лисманова
Картотека игр с использованием нестандартного физкультурного и игрового оборудования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр с использованием нестандартного физкультурного и игрового оборудования в детском саду
Актуальность. Дошкольный период жизни - важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического и психического развития.
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии.
Публикация «Картотека игр с использованием нестандартного физкультурного и игрового оборудования в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Наиболее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.
Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх; вызывает радость и положительные эмоции.
Цель: Создать условия для развития и коррекции психофизических качеств, для детей с ОВЗ средствами оздоровительной физкультурой.
Задачи:
- Обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.
- Развивать творческое воображение, стремление к активности, самостоятельности.
- Развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Формы работы
• Индивидуальная;
• Групповая
Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка, его усидчивости и заинтересованности.
Здоровый дух в здоровом теле
Об этом вечно нам твердят!
Мы знаем – спорт на самом деле
Полезен очень для ребят!
Зарядку делаем мы дружно
Ведь понимаем – это нужно!
Нестандартное физкультурное оборудование, как эффективное средство приобщения детей к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни дошкольного возраста является создание мотивации обучения и его привитие. Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательно-развивающая. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого в спортивном зале используем физкультурное нестандартное оборудование.
Напольная многофункциональная игра «Тропинка к здоровью».
Цель: Создание условий, для укрепления физического и психического здоровья детей.
«Тропа здоровья»
Материал: дорожки представляют собой кожанную поверхность со «следами», «руками».
Упражнение: ходьба по дорожкам.
Цель: развивать чувство равновесия; способствовать профилактике плоскостопия; массаж стоп и укрепление своды стоп; упражнять в ходьбе с правильным разворотом стопы и рук
«Перешагни через мостик»
Цель: развивать координацию движений, упражнять в равновесии.
Дети идут по «мостику», идут по «камушкам», массажной дорожке.
«Достань мяч»
На веревку нанизаны мячи на определенном расстоянии.
Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять в прыжках вверх.
«Поймай бабочку»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость.
Один ребенок держит палочку с одной стороны, другой с другой стороны. На середине веревочки привязана ленточка или любой другой предмет. Начинают крутить палочку, наматывая веревочку, кто быстрее домотает до предмета.
«Массажная дорожка»
Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.
«Разноцветные пенечки»
Можно использовать на занятиях для перешагивания, ходьба с закреплением цвета, цифр.
Цель: Развивает устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений.
Материал: поролон, дерматин, трафареты цифр.
«Кольцеброс»
Использование: Для игр.
Цель: Развивать глазомер детей, координацию движений, ловкость, упражнять в счете, воспитывать волевые качества.
«Точно в цель»
Использование: Для игр.
Цель: Развивать глазомер детей, координацию движений, ловкость, воспитывать волевые качества.
Материал: пластиковая бутылка, на ней закреплена веревка с мячиком.
Картотека игр с использованием нестандартного спортивного оборудования.
Игры с использованием цветных, вязаных мячей.
«Котик-коток, принеси цветной клубок»
Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, наблюдательность, сообразительность, упражнять детей в беге по определенному направлению.
Оборудование: вязаные мячики разных цветов, шапочки маски котят –
корзинки аналогичных цветов.
Описание: В руках у инструктора корзина с мячами по количеству детей. Со словами «Раз, два, три – клубочек принеси», воспитатель выбрасывает мячи из корзины. Стоящие дети бегут за мячами, берут один мячик и несут в корзину инструктора.
Варианты: Ребенку дается корзина определенного цвета, собирать можно мячи только своего цвета.
«Найди свой домик»
Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке, упражнять в ходьбе, беге.
Оборудование: вязаные мячики разных цветов, коврик с кругами аналогичных цветов.
Описание: В руках у инструктора корзина с мячами по количеству детей. Со словами «Раз, два, три – домик свой найди», инструктор выбрасывает мячи из корзины. Стоящие дети бегут за мячами, берут один мячик и занимают кружок такого же цвета как мяч.
Игры с использованием бросового материала.
«Соберись в букет» Дети под музыку выполняют подскоки с листочками в руках, с окончанием музыки должны встать около «пенечка» (кегли из обклеенной бутылочки) того цвета, какого листочки.
«Найди свой цвет» Дети под музыку бегут по залу с листочками в руках, кружатся, выполняют подскоки. С окончанием музыки встают около «пенечка» такого цвета, какого у них листочки (руки вверх).
«Найди себе пару» у детей листочки в руках. Они выполняют подскоки под музыку, различные ритмичные движения, кружатся, бегут по залу мелкими семенящими шагами. С окончанием музыки должны найти пару с такими же (по цвету) листочками в руках.
«Кто быстрее соберет» Игра-аттракцион. На полу в обруче рассыпаны капсулы от киндер-сюрпризов или цветные крышки от пластиковых бутылок. Дети по сигналу собирают их в ведерко – кто быстрее. Вариант 2: собирают капсулы или крышки с завязанными глазами.
«Чья команда быстрее» Игра-аттракцион (командная). То же, что и в игре 4, но участвуют несколько человек (2-3 или 3-4).
«Собери зерно» Игра-аттракцион. Крышки или капсулы от киндер-сюрпризов разбросаны по всему залу. Собирают командой в ведерко или корзину. Одна команда крышки, другая – капсулы.
«Собери цветок» Игра-аттракцион. По всему залу разложены лепестки и сердцевина цветка. Каждая команда (кто быстрее) должна быстро собрать лепестки и из них выложить цветок.
«Найди свой цветок» Дети под музыку выполняют подскоки, шаги прямого галопа, ритмичные движения; с окончанием музыки должны быстро встать около определенного цветка, на какой укажет ведущий (цветок определенного цвета или можно дать название цветку, например - красный мак, желтая ромашка).
«Чья команда быстрее соберет шишки игра-аттракцион. В обруче лежат шишки (равное количество). По сигналу дети собирают шишки в ведерко, кто быстрее. Участвует 2-3 команды по 2-3 человека в каждой.
«У медведя во бору» по залу разбросаны шишки. Дети ходят по залу, собирают шишки и говорят слова: «У медведя во бору шишечки в лесу беру, а медведь не спит, он на нас рычит». Как только скажут последние слова – убегают в «домик», медведь их догоняет. Ребята, которых поймали - выбывают из игры.
«Лети, как бабочка» у детей в каждой руке «бабочка» на ниточке. Звучит музыка, дети разводят руки в стороны и летят, как бабочки (бегут легко, на носках). С окончанием музыки, приседают на корточки («садятся на цветок»).
«Чья бабочка быстрее прилетит на цветок» командная игра. Дети летают, как бабочки по залу. В руках у них «бабочки» на ниточках. С окончанием музыки команды быстро летят к своему «цветку» (заранее обговаривают у кого какой цветок).
«Колпачок» используют в качестве пособия для профилактики нарушения осанки. Дети встают на одну линию, на голову ставят колпачок. По команде идут до ориентира. Выигрывает тот, кто не уронил колпачок.
«Колпачок» вариант 2. Дети встают в круг вокруг “колпачка” - ребенок на голове, которого колпачок. Идут по кругу и говорят слова: “Дети шли, шли, колпачок нашли. Чок, чок, чок, чок! Где стоит твой колпачок? Не зевай, не зевай, колпачок занимай”. Кто быстрее встанет около “колпачка”, тот и надевает колпачок и встает в центр.
«Ловишки с лентами» или «Хвостики» дети сзади прикрепляют ленточку, убирая один конец в шорты, под музыку убегают от ловишки. У кого ловишка сорвал «хвостик», тот выбывает из игры. С окончанием музыки игра прекращается, дети выполняют дыхательные упражнения и выбирается новый ловишка.
«Чья дорожка длиннее» можно проводить в виде эстафеты. У каждого участника в руке веревочка. Каждый добегает до ориентира и кладет веревочку, второй участник кладет веревочку рядом. Так повторяется до тех пор, пока участники эстафеты не выложат дорожку. Подводится результат, чья команда быстрее закончит, и чья дорожка длиннее.
«Перепрыгни через ручейки» параллельно кладутся две веревочки – “ручеек”. Можно выложить несколько ручейков разной ширины и провести соревнования – “Перепрыгни через ручейки”.
«Поймай рыбку» игра-аттракцион. В каждом обруче равное количество рыбок. Дети садятся на стульчик или “пенечек” и ловят рыбу (кто быстрее поймает рыбку)
Игры с использованием инвентаря изготовленного из пластиковых бутылок.
«Цветик – семицветик».
Цель: развивать глазомер и меткость.
Оборудование: восемь стаканчиков, вырезанных из пластиковых бутылок, скреплены в форме цветка канцелярскими скрепками (один стаканчик в центре, семь – вокруг него, восемь теннисных шариков или пластиковых футляров от «киндера – сюрпризов». Дети бросают шарики в цель – цветик – семицветик и набирают баллы: попадая в центр цветка – 5 баллов, в лепестки – 2 баллов.
«Бутылочный канат».
Цель: развивать ловкость, координацию движений, выносливость.
Оборудование: канат, сделанный из 15 бутылок, надетых на веревку длиной 5 м.
1. Дети прыгают через лежащий на полу канат.
2. Участники игры перепрыгивают через раскачивающийся канат, как через скакалку. Возможно, выполнение этого упражнения одновременно несколькими детьми.
3. Дети перебрасывают мяч через подвешенный канат (как через сетку). Они участвуют в игре парами или командами.
4. Канат используется в веселой эстафете. Играющие пролезают под канатом или перепрыгивают через него (в зависимости от высоты расположения).
5. Дети идут в колонне, держа канат рукой, и выполняют задания: ходьба змейкой, приседания и т. д. Канат используется в качестве связки.
“Воронки”.
Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, наблюдательнсоть.
Оборудование: воронки – верхушки, отрезанные от пластиковых бутылок (по количеству детей).
1. В ходе эстафеты дети перекладывают теннисный шарик из воронки в воронку, стоя в шеренге.
2. В ходе беговой эстафеты каждый ребенок в обозначенном месте ставит свою воронку на другую (строим башню).
3. В парах дети перекладывают друг другу из воронки в воронку теннисные шарики или футляры от киндеров.
Игры с разноцветными крышками от пластиковых бутылок
Игра «Сухой аквариум»
Цель: Снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса. Развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.
Вариант 1. Купание рук — кисти, руки по локоть шуршание крышками.
Вариант 2. Выполнить задания: какого цвета крышки? Крышек какого цвета больше? Разложи крышки по цвету. Кто быстрее соберет в тазик крышки того или иного цвета?
Вариант 3.«Изучаем временные промежутки». Утро - желтая крышка, день - красная, вечер - синяя, ночь - черная. «Неделя» - семь дней - семь разных цветов крышек.
Игра «Найди свой домик»
Детям раздаются разноцветные крышки от бутылок, а на полу также крышки разного цвета. Дети по сигналу должны найти аналогичного цвета крышку (свой домик) и подбежать к ней.
Игра «Найди пару»
Раздаются разного цвета крышки. Дети бегают, а по сигналу находят себе пару по цвету крышки.