Алия Воробьева
Картотека опытов и экспериментов кружка естественнонаучной направленности «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека опытов и экспериментов кружка естественнонаучной направленности "Юный исследователь"
ОПЫТ № 1
«Свойства воды»
Цель. Установить форму воды.
Материалы. Стакан, блюдце, колба, глубокая тарелка, вода.
Процесс. Возьмите большой стакан с водой и перелейте из него воду в блюдце. Проделайте тоже самое с колбой и глубокой тарелкой. Вода не имеет формы.
Итог. Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
ОПЫТ № 2
«Цвет и вкус воды»
Цель. Выяснить имеет ли вода вкус и цвет.
Публикация «Картотека опытов и экспериментов кружка естественнонаучной направленности „Юный исследователь“» размещена в разделах
Материалы. Стаканы и чайные ложки по количеству обучающихся, вода, молоко, соль, сахар.
Процесс. Перед вами два стакана: один – с водой, другой – с молоком. Возьмите чайные ложки и опустите их в стаканы. (В воде ложку видно, в молоке – нет.)
Возьмите стакан с водой и поместите в него одно из представленных веществ (соль, сахар, хорошо размешайте. (Они растворились.) возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. (Соленая, сладкая).
Итог. Вода не имеет вкуса, не имеет цвета, а принимает вкус и цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 3
«Запах воды».
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 4
«Свойства воздуха»
Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.
Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
ОПЫТ № 5
«Как обнаружить воздух»
Цель. Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Эксперимент 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема. Теплый воздух поднимается и идет снизу-вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
ОПЫТ № 6
«Мокрый песок»
Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.
Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, песок будет падать с ладони кусками. Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.
Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.
ОПЫТ № 7
«Росток»
Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
Материалы. 2 лотка любой формы, песок, глина, перегной, пленка.
Процесс. Приготовьте почву из песка, глины и перегноя, заполните лотки. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место. Один лоток накрыть пленкой, другой оставить без пленки.
Итоги. Вместе с детьми ухаживайте за посевами, следить в каком лотке быстрее появится росток.
ОПЫТ № 8
«Песок»
Цель. Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
ОПЫТ № 9
«Песчаный конус»
Цель. Установить свойства песка.
Материалы. Сухой песок. Песочные часы.
Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение. Наблюдение за песочными часами.
Итог. Песок может двигаться.
ОПЫТ № 10
«Рассеянный песок»
Цель. Установить свойство рассеянного песка.
Материалы. Сито, деревянная палочка, гайки, песок, лоток.
Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок деревянную палочку. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, гайки разной формы). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с гайками и палочкой аналогичные действия. В набросанный песок палочка погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Итог. Рассеянный песок заметно плотнее.
НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ