Елена Владимировна Кудрявцева
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе
Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева Елена Владимировна
МКДОУ "ЦРР-детский сад №10 "Алёнушка" села Варны.
Название темы:
8. ТЕМА : «Лес. Грибы. Ягоды»
9. ТЕМА : «Одежда»
10. ТЕМА : «Обувь»
Публикация «Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 2)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
11. ТЕМА : «Игрушки»
12. ТЕМА : «Посуда»
13. ТЕМА : «Зима. Зимующие птицы»
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
8. ТЕМА : «ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ»
«За грибами» (Н. В. Нищева)
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала.
Лисички собирала,
Скакали зайчатки.
Искали опятки,
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
Дети идут в хороводе.
Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.
Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.
Скачут стоя, срывая вооброжаемые грибы.
Идут вразвалку,
Топают правой ногой.
«Мы идем в осенний лес» (И. Михеева)
Мы идем в осенний лес. (маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать. (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. (делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, (встаем, разводим руками в стороны)
Украшай осенний бор!
«Грибы»
Топ - топ, пять шагов. (пальчики шагают по столу)
В туесочке пять грибов: (сжимают и разжимают кулачки)
Мухомор красный - гриб опасный,
А второй - лисичка, рыжая косичка,
Третий гриб - волнушка, розовое ушко,
А четвёртый гриб - сморчок, Бородатый старичок,
Пятый гриб - белый. (загибают по одному пальчику на каждый гриб)
Ешь его смело! (хлопок)
«Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу.)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
«Грибы»
На полянке – толстячок. (Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.)
Белый гриб – боровичок. (Ладонь левой руки накрывается кулак правой.)
А под ним, дрожа немножко, (Левая рука остаётся, правую убираем.)
Подняла улитка рожки. (Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)
«Дети в лес грибной пошли»
Дети в лес грибной пошли
(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой.
(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)
«Сбор грибов»
Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали:
(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберезовик –
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдете(«идут» пальчиками по столу)
Много вы грибов найдете. (поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)
«На полянке возле кочки»
На полянке возле кочки
Мы увидели грибочки:
Две горькушки,
Две серушки,
Две волнушки,
Две свинушки.
А два беленьких грибочка
Мы увидели на кочке. (дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)
«Я корзину в лес беру»
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг»(Показывают удивление, развод руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
Мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу (Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
«ЗА ЯГОДАМИ»
Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших
В лес идём мы погулять. Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу
За черникой, Загибают пальчики, начиная с большого.
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук здороваются.)
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными)
За черникой, за малиной, (и средними пальчиками по столу.)
За брусникой, за калиной. (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.
«Здравствуй, полянка большая!»
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. (Пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками)
«Ягоды»
С ветки ягодки снимаю (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой)
Я поем ещё чуть-чуть, (достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)
«По ягоды».
Мы шли-шли-шли, (Шагают пальчиками по столу.)
Землянику нашли, (Изображают землянику.)
Раз, два, три, четыре,пять, («Пальчики здороваются».)
Мы идём искать опять. (Шагают пальчиками по столу)
«Ягоды»
(загибаем пальчики - считаем ягоды)
Сколько ягод в мире есть?
Всех, конечно, и не счесть!
Земляника, и клубника,
И крыжовник, и брусника,
А ещё смородина
Чёрная и красная.
Ох, варенье вкусное!
Ягода прекрасная!
Есть малина и черника,
Клюква есть и голубика,
А ещё есть виноград.
Винограду каждый рад!
«Корзина с ягодами»
Вот корзина – так корзина (изображают удивление, разводят руки в стороны)
В ней крыжовник,
в ней малина,
И лесная земляника,
И садовая клубника,
Там брусника и черника (загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках)
К нам ты в гости приходи-ка (делают приглашающий жест –движение руками на себя)
Ягод, что найдем мы в ней,
Нет полезней и вкусней! (поочередно ритмично ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
С. Васильева
9. ТЕМА :«ОДЕЖДА»
«Сто одежек». А. Барто.
Лиф на байке, (поочередно загибают пальцы на обеих руках)
Три фуфайки, (одновременно на каждое название одежды)
На подкладке платьице
Шарф на шее, Шаль большая,
Что за шарик катится? (пожимают плечами)
Сто одёжек, сто застёжек, (ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
Слово вымолвить не может. (похлопывают себя по плечам.)
Мама так закутала,
Что не знаю, Тут ли я! (разводят руки в стороны)
«В шапочках желтых»
В шапочках желтых мы стали цыплята, (Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.)
В шапочках белых мы стали зайчата, (Показывает заячьи ушки)
В шапочках красных мы стали грибочки, (Соединяет руки над головой.)
В шапочках черных – черника на кочках, (Присаживается на корточки.)
В шапочках синих дождинками стали (Встает, ставит руки на пояс.)
И по дорожкам легко поскакали. (Прыгает вперед на двух ногах).
«Гномики-прачки»
Жили были в домике
Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил. (загибают пальчики, начиная с больших)
«Стирка»
Раз, два, три, четыре, пять (последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки)
Платье, брюки и носочки, (загибаем пальчики, начиная с большого,
Юбку, кофточку, платочки. на обеих руках)
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (кулачки имитируют стирку)
«Маша варежку надела….»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Рукавицы».
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).
«Стирка»
(Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения)
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти И в порядок привести.
В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.
«Я ПЕРЧАТКУ НАДЕВАЮ»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
10. ТЕМА :«ОБУВЬ»
«НАША ОБУВЬ»
Посчитаем первый раз, Попеременные хлопки ладонями и удары
Сколько обуви у нас. кулачками по столу
Туфли, тапочки. Сапожки На каждое название обуви загибают по одному
Для Наташки и Серёжки, пальчику, начиная с большого
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Упражнение с массажными мячиками «Новые кросовки»
В кроссовках нарядных Катят мяч вперёд.
Весёлые ножки
Вприпрыжку бегут Катят мяч назад.
По песчаной дорожке.
Н. Нищева
Упражнение с пробками
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки.
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка –
Новые кроссовки.
Вот так, вот так,
Новые кроссовки.
«Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.
«Обувь».
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли, (Ребенок загибает пальцы на руке.)
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
«Обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так, Вот так,
Новые кроссовки. (шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём. (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол)
11. ТЕМА :«ИГРУШКИ»
«МОИ ИГРУШКИ»
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки,Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв, остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка,Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца, остальные прижать к ладони.
Это пёс. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса, большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс. Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки.
Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
«ЮЛА
Я юлу кручу, верчу,
И тебя я научу.
Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки: (Поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот весёлая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
«Танины игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чипполино,
И котёнок, и слонёнок. (Загибают поочерёдно все пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочерёдно пальчики)
Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
«Я с игрушками играю»
Я с игрушками играю:(Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
«Индюк»
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).
«Есть у нас игрушки»
Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой.)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан. (загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать! (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
12. ТЕМА :«ПОСУДА»
«Чайник»
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела».
(Сжать руку в кулак, большой палец оттопырен, — это «носик чайника». Наклонить кулак так, чтобы «носик чайника» оказывался над «чашкой». «Наливая» чай, произносить «с-с-с», имитируя звук льющейся из чайника воды).
«Девочка Иринка прядок наводила»
Девочка Иринка порядок наводила. (поочерёдно соединяют большой палец с остальными)
Девочка Иринка кукле говорила:
"Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!"
«Помощник»
Посуду моет наш Антошка (Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).
Моет вилку, чашку, ложку, (Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
Вымыл блюдце и стакан
И закрыл покрепче кран. (Выполнять имитирующие движения.)
«Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, (загибают пальчики на каждое название)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес. (показывают прямые ладошки)
«Посуда в магазине»
Мы в новом магазине посуду покупали: (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.)
Тарелки, блюдца, чашки (Поднимать поочередно пальцы правой руки)
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок, (Поднимать поочередно пальцы левой руки)
Шумовку и масленку.
«Чайник»
Привет, я – чайник (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка, (руку вбок)
А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть (изображаем свист)
С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)
«ПОМОЩНИКИ»
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, (Загибают пальчики по одному, начиная с ложку большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Опять трут ладошкой ладошку.)
Только чашку мы разбили. (Загибают пальчики.)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Сжимают и разжимают кулачки.)
13. ТЕМА :«ЗИМА. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
«Пришла зима»
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Принесла мороз. (пальцами массажируем плечи, предплечья)
Пришла зима, (трем ладошки друг о друга)
Замерзает нос. (ладошкой массажируем кончик носа)
Снег, (плавные движения ладонями)
Сугробы, (кулаки стучат по коленям попеременно)
Гололед. (ладони шоркают по коленям разнонаправлено)
Все на улицу — вперед! (обе руки протянуть вперед)
«Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь)
Сильно надо растереть.
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
«Снежный дом»
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом.
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)
«Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
И …сломаем.
«Мороз»
Вечер приближается (разведите руки в стороны,
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).
«Ой, сердит мороз»
Ой, сердит мороз (качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес. (Взмахивают кистями рук)
Хватает за нос. (Хватают себя за нос)
Щиплет до слез (Щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются (Грозят пальчиком)
И на лыжах («Едут на лыжах»)
И на саночках катаются («Едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются. (Прыгают и одновременно хлопают в ладоши)
«Наши ручки замерзают»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко
Да похлопаем в ладошки. (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть,
Сильно надо растереть. (Прижать ладони друг к другу, тереть ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем,
Их сжимаем – разжимаем! (Греем руки круговыми движениями, сжимаем и разжимаем кулачки.)
«Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. (Загибание пальчиков, начиная с большего) Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
«Прилетайте, птички»
Прилетайте, птички! Сала дам синичке. (сжимать и разжимать кулачки)
Приготовлю крошки, хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям, (щепотью крошить крошки)
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, ешьте макароны (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
«Снегири».
Вот на ветках, посмотри, (Четыре хлопка руками.)
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки. (Изображают «крылышки»)
Греются на солнышке.
Головой вертят, (Повороты головой).
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! (Вращательные движения кистями рук)
За метелью, за метелью!
«Воробьи».
Пять воробьёв на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели.
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а четверо осталось.
Сидели вчетвером и немного устали,
Один улетел, а трое остались.
Сидели втроём и немного устали,
Один улетел, а двое остались.
Сидели вдвоём и снова скучали
Один улетел и остался один.
Один посидел, да и взял улетел.
(Показать пять пальцев, а затем загибать их по одному.)
«Сорока»
Летела, летела сорока
(Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга).
Через бабушкины ворота.
(Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)
Вот она крыльями забила, (Хлопают в ладоши).
Бабушкин кисель разлила. (Руки перед собой, пальцы растопырены.)
«Я зимой кормлю всех птиц».
(Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц.
Показывают одной рукой на кормушку.)
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
(Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм.
Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.)
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
«Покормите птиц»
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
«На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
(Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
«СНЕЖИНКИ»
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла.
Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (туча).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой.
Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел.
Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится.
Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.
«Птичка»
Птичка летала, (скрестить ладони рук)
Птичка устала.
Птичка крылышки сложила, (сделать замок)
Птичка пёрышки помыла. (вращение замком)
Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)
Птичка зёрнышки нашла.
Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу)
Снова крылышки раскрыла,
Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи).
«Снегири»
Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.
За метелью, за метелью!
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат хлебушек» всеми пальцами.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем правой руки по ладони левой руки.
А ещё в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой руки под щёку.
«Зимой»
Снег пушистый лег на ветки. Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева
И гулять бегут все детки. Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки
Лепят бабу под окном, Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим
Дружно катят снежный ком. Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»
Лыжи, Скользить по столу ладонями вперед-назад
Санки Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад
И коньки Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе
Мчатся наперегонки.