Елена Владимировна Кудрявцева
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе
Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева Елена Владимировна
МКДОУ "ЦРР-детский сад №10 "Алёнушка" села Варны.
Название темы:
14. ТЕМА : «Домашние животные»
15. ТЕМА : «Дикие животные зимой»
16. ТЕМА : «Новый год»
Публикация «Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 3)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
17. ТЕМА : «Мебель»
18. ТЕМА : «Транспорт»
19. ТЕМА : «Профессии на транспорте»
20. ТЕМА : «Детский сад. Профессии»
21. ТЕМА : «Профессии швея»
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
14. ТЕМА :«ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
«Повстречались»
На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котё нка: «Мяу – мяу».
Два щенка: «Ав – ав».
Два жеребё нка: «И-го-го»
Два телёнка, два быка:
«Му-у». Смотри, какие рога!
«Кот на печку пошёл»
Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают».
Горшок каши нашёл. «Горшок из ладошек».
На печи калачи, Ладошки «лепят калачи»
Как огонь горячи. Подуть на ладошки.
Пряники пекутся,
Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком.
«Котёнок»
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка! (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
«Котёнок»
(Указательным и большим пальцами правой руки «кусаем» (щипаем) ногтевые фаланги другой руки. Каждый палец поочередно, на каждое слово. Затем смена рук.)
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться-
Скажу тебе: «Кыш!»
«Котик»
Беленький, пушистый котик
Моет язычком животик. (Ребёнок поглаживает правой ладонью левую ладонь.)
Моет ушки, моет лапки, (Ребёнок поглаживает левой ладонью правую ладонь.)
А на лапках цап-царапки.
(Ребёнок сцепляет по очереди указательные, средние, безымянные, мизинчики и тянет руки в разные стороны по два раза.)
«Пять телят»
Этот телёнок пьёт молоко (Пальцы сжаты в кулак, показываем большой палец.)
Этот телёнок ушёл далеко. (Показываем указательный палец.)
Этот телёнок травку жуёт. (Показываем средний палец.)
Этот телёнок копытцами бьёт. (Показываем безымянный палец.)
Этот телё нок мычит: - почему- у все разошлись? (Показываем мизинец.)
Скучно мне одному- у! (Собираем пальцы в щепоточку.)
«Детёныши.»
Детёныши в домике этом живут,
Их мамы зовут - они сразу бегут. (Пальцы зажимают в кулаки)
Жеребёночек быстрый,
Котёнок пушистый,
Телёнок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козлёнок рогатый. (разжимают по одному пальчику)
Убежали все ребята. (вновь собирают все пальцы в кулак)
«Довольна корова своими телятами»
Довольна корова своими Дети показывают большой палец.
телятами,
Овечка довольна своими Показывают указательный палец.
ягнятами,
Кошка довольна своими Показывают средний палец.
котятами.
Кем же довольна свинья? Показывают безымянный палец.
Поросятами!
Довольна коза своими Показывают мизинец.
козлятами,
А я довольна своими Ритмично хлопают.
ребятами!
Сначала упражнение выполняется левой рукой, а затем правой
«Я в деревне отдыхаю…»
Я в деревне отдыхаю, (Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.)
Всех зверей домашних знаю: (Разводить и соединять пальцы левой руки.»
Кролик, лошадь и коза, (Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.)
Кот, корова и свинья. (Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого.)
А еще баран с овцой,
Да верный пес – (Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.)
Помощник мой. (Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)
«Собака»
У собаки острый носик,
Есть и шейка,
Есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)
«Поросята»
(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
«БУРЁНУШКА»
Дай молочка, Бурёнушка, Показывают, как доят корову
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, Делают «мордочки» из пальчиков
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на обеих руках
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье Снова «доят»
Молоко коровье.
«КОТЯТА»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их.)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
15. ТЕМА :«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
«Белка»
Скачет белка шалунишка, («бегают» пальцами по столу).
Рвет с сосновых веток шишки
(сжимают в щепоть пальцы на правой, затем на левой руке).
Лапками сжимают ловко
(поочередно сжимание кулак пальцев на правой, затем на левой руке.)
И несет в свою кладовку («бегают» пальцами по столу.)
«Белочки.»
Раз, два, три, четыре, пять, (Выставить пять пальцев.)
Пришли белки поиграть.
Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину.)
Четыре белочки осталось. (Выставить четыре пальца.)
А теперь скорей смотри – (Спрятать руку за спину.)
Их уже осталось три. (Выставить три пальца).
Ну и ну, какая жалость, (Спрятать руку за спину).
Только две у нас осталось. (Выставить два пальца).
Эта новость так грустна – (Спрятать руку за спину.)
Осталась белочка одна. (Выставить один палец)
Пока мы с тобой считали, (Спрятать руку за спину.)
Белочки от нас сбежали.
«Сидит белка».
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. (Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).
«Дикие животные».
На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак.)
Медвежата, барсучата, (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
«У кого какая шуба?»
Шуба серая у волка, (загибают пальчики по одному)
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба белая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди (складывают ладошки вместе и качают ими)
И погода хмурая.
«Лиса»
Лиса близко затаилась — (Соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Указательные и средние пальцы согнуть.)
Лиса кустиком закрылась (Дети закрывают ладонями лицо.)
Лиса носом повела — (Соединить ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Указательные и средние пальцы согнуть).
Разбегайся, кто куда! (Хлопают руками, «бегают» пальцами по столу.)
«Ёжик»
Ёжик топал по дорожке
И грибочки нёс в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на одной руке, потом на другой. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Упражнение повторить 2-3 раза.)
«Ёжик колкий»
Ежик, ежик колкий (Пальцы двух рук сплетены в замок)
Покажи иголки. (Движения кистями рук вправо-влево)
Вот они, вот они, вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок)
Ежик, ежик колкий, (Движения кистями с выпрямленными пальцами вправо-влево)
Спрячь свои иголки. Раз и нет иголок (Пальцы складываются "в замок").
«Кто в лесочке живет?»
Кто в лесочке живет? (Переплести пальчики, имитируя лес.)
Под корягой – старый крот, (Загибают пальчики по одному)
За горой – лисенок,
В ельнике – лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимать и разжимать кулачки.)
Будем пальцы загибать.
«Дикие звери».
Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца)
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем)
Бурый, мохнатый, Смешной медвежонок.
«На водопой»
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок,
За мамой лисицей крался лисенок,
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата,
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят. («шагают» по столу.)
(На каждое двустишие разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца. Делают «ушки» «шагают» по столу.)
«Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит, (Дети загибают пальцы, начиная с мизинца)
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится (Показывают большой палец,
Убегает от лисицы. вращают им.)
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков! (Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)
«Дикие животные».
Еж, медведь, барсук, енот-(Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и заканчивая мизинцем)
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису- (В обратном направлении)
Их зимой найдешь в лесу.
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом (загибают по одному пальчику)
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём. (хлопки ладонями)
Речевая подвижная игра
«Зарядка для зверей»
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся волк в клубок,
Потому, что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
(Дети идут по кругу, имитируя повадки зверей)
«Белочка»
Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.
Прыгает по веточкам
Невеличка белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
«Волк»
Волк раскроет свою пасть,
Хочет зайчика украсть:
Щелк да Щелк, и снова щелк!
Не поймает зайца волк.
Указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимает к сомкнутым четырем пальцам, то опускаем, изображая волчью пасть.
Пастью щелкает напрасно –
Заяц бегает прекрасно!
Расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу.
«Топ топ»
Топ-топ! Топотушки!
Скачет зайчик на опушке.
Слегка ударяем по столу подушечками пальцев одновременно обеих рук.
Ежик спрятался под елкой,
У него торчат иголки.
Сжимаем кисти рук в кулаки и катаем их по столу.
«ЗВЕРИ»
Зайцы спрятались от волка.
Чья- то им досталась норка…
(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой)
Серый волк зубами щёлк-
(Соединяют по очереди большой палец с другими)
Ах, какой зубастый волк!
(Руки к щекам, качают головой)
Белочка в своём дупле
Орешки щёлкает в тепле.
(Щелчки пальцами)
Пересчитала мама медвежат-
В берлоге все послушные лежат.
(Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в «замок»)
16. ТЕМА :«НОВЫЙ ГОД»
«Подарки»
Дед Мороз принё с подарки: Дети «шагают» пальчиками по столу.
Буквари, альбомы, марки, На каждое название подарка
Кукол, мишек и машины, загибают по одному пальцу : сначала
Попугая и пингвина, на правой, потом на левой руке.
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
Н. Нищева
«Ёлочка»
Утром дети удивились, Разводят руки в стороны, подняв плечи.
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали что угодно, Сжимают и разжимают пальцы.
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, Руками рисуют в воздухе три круга.
Глазки весело горят, Закрывают и открывают ладонями глаза.
А перед ними ёлочка Хлопают в ладоши.
Пушистая, в иголочках.
Г. Утробин
«Новый год»
Наступает Новый год! Хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод. Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на елке шарики, Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики. фонарики
Вот сверкают льдинки, Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки. Легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идет, Пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несет. Трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать : Хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем
«На ёлке»
Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали и резвились. (ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс.
(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)
Дал большущие пакеты(«рисуют» руками большой круг)
В них же – вкусные предметы:(ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин. (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка
(пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки; указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)
«Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку.)
Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу.)
Наконец пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам.)
В гости ёлку привела. (Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются)
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук).
Покружились, поплясали, (Кисти рук опустить, расслабить.)
Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.)
Нам подарки принеси.
Речевая подвижная игра
«С новым годом»
С Новым годом! С Новым годом!
Здравствуй, Дедушка Мороз (дети стоят лицом в круг, кланяются)
Он из леса мимоходом
Елку нам уже принес. (идут по кругу, изображают как несут елку на плече)
На верхушке выше веток (стоят лицом в круг)
Загорелась как всегда (опускают руки, произносят фразу на выдохе)
Самым ярким, жарким светом (снова поднимают руки)
Пятикрылая звезда (опускают руки)
17. ТЕМА :«МЕБЕЛЬ»
«Мебель»
Раз, два, три, четыре, пять - Хлопки.
Будем мебель мы считать: Сжимать и разжимать пальцы.
Кресло, стул, диван, табуретка, Загибать пальцы на правой руке,
начиная с мизинца.
Полка, шкаф, кровать, этажерка. Загибать пальцы на левой руке,
начиная с мизинца.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, Ритмично сжимают и разжимают
Много мебели в квартире. кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с
А в буфет поставим чашку. больших, на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.
«Стул»
Ножки, спинка и сиденье – Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе)
Вот вам стул на удивленье.
«Наша квартира»
В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостиной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)
«Мебель я начну считать»
Мебель я начну считать: (Дети делают ритмичные хлопки.)
Кресло, стол, диван, кровать, На каждую строчку пальчики «здороваются».)
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвал — (Показывают десять пальцев.)
Десять пальчиков зажал. (Сжимают пальцы в кулак)
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом, (загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
«Нужна мебель для квартиры»
Раз, два, три, четыре –(Сжимают пальцы в кулак)
Нужна мебель для квартиры.
Грузчиков мы пригласим
И поедем в магазин.
— Что там сегодня продают? (загибают пальчики на каждое название мебели)
— Кресла, стулья, табуреты,
Шкафы, диваны и буфеты.
«Мебельный магазин»
Эту мебель мы купили (Ребенок ритмично сжимает и разжимает пальцы рук)
С папой вместе в магазине.
Это стул, на нем сидят. (Загибает или разгибает пальцы на руке, перечисляя мебель.) Это стол, за ним едят.
На диване отдыхают,
Книги умные читают.
На кровати крепко спят.
Вещи все в шкафах хранят.
Эту мебель мы купили (Произносит текст, ритмично сжимает и разжимает пальцы рук) С папой вместе в магазине..
«Платяной шкаф»
Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой. (показывают, какой большой шкаф)
Он красивый и удобный
И зовется «платяной».
Уберу в него одежду: (загибают по одному пальчику, на одной руке начиная с большого,
а затем на другой)
Майки, шорты и трусы, ,
Брюки, куртки и рубашки,
И носки с футболками
Уберу на полки я.
18. ТЕМА :«ТРАНСПОРТ»
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать- Сжимать и разжимать пальчики.
Будем транспорт называть:
Машина, вертолёт, Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.
Трамвай, автобус, самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Пять видов транспорта назвали.
«Пароходик»
Пароходик в море был. Ладони соединить в форме чаши.
Вот он к пристани приплыл. Сделать волнообразные движения в воздухе.
Загудел в свою трубу: «У – у – у!» Одновременно пошевелить большими пальцами
«Лодочка»
Две ладошки прижму Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, Поднять выпрямленные ладони вверх.
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам Имитация движений волн и рыбок.
Плывут рыбки тут и там.
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)
Будем транспорт называть»
Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)
«Все машины по порядку»
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку: (Обеими руками «крутят руль» перед собой).
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз.
И тяжелый лесовоз. (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).
«Лодочка»
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок).
Плывут рыбки тут и там.
«Велосипед»
Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево)
Вправо покачу. (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)
«Машина»
У машины есть мотор (Дети вращают руками- кулаками на уровне груди.)
Есть колеса. (Соединяют большие и указательные пальцы.)
В ней — шофер. («Крутят руль».)
Только я в машину сяду (Делают ритмичные хлопки.)
Вмиг домчит, куда мне надо! (Вращают руками со сжатыми кулаками на уровне груди.)
19. ТЕМА :«ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»
«Водитель и лётчик»
(выполняется стоя)
Быть шофёром хорошо,
А лётчиком – лучше.
Я бы в лётчики пошёл,
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
Завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели».
(Дети крутят воображаемый руль. Имитируют крылья самолёта,
расставив руки. Наклоняют воображаемый сосуд. Круговое движение правой рукой.
Имитируют крылья самолёта, расставив руки.)
«Шофёр»
Целый день шофёр трудился (сжимают и разжимают пальцы)
Он устал, он запылился (загибают пальцы рук по одному)
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку (крут воображаемый руль)
Свой огромный самосвал.
«Капитан»
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
(Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах,
а затем плавными движениями рук - сами волны.)
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
(По тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной
и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами.)
Стайку золотистых рыб.
(Прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать,
как рыбы плывут в воде).
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
20. ТЕМА :«ДЕТСКИЙ САД. ПРОФЕССИИ»
«Звук»
Чтоб здоровыми мы были,
(Сжимают и разжимают ритмично кулачки.)
Звуки все произносили,
(Сжимают и разжимают пальцы, собранные в щепоть.)
Кто заботится о нас?
(Сжимают и разжимают ритмично кулачки.)
Логопеды, воспитатели,
(Открывают по одному пальчику на каждой руке, начиная с большого.)
Массажисты, медсестра
И, конечно, доктора.
«ДЕТСКИЙ САД»
Детский сад, детский сад,
Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово)
Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться)
И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются)
И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево)
Буду бойко танцевать (приседание)
И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование)
Буду песни каждый день напевать. (руки сложить "замком" перед собой)
«ПРАЧКА»
Постираю чисто, с толком
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки
(Делают движения кулачками, имитирующие стирку. Пальцами- правой руки поочередно
потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с другой рукой.)
Устали мои руки! (Встряхивают обе руки)
«Поварята»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочередно разгибают
Сдобные ватрушки, пальчики, начиная с мизинца)
Булочки и калачи
- Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно! (Обе ладошки разворачивают вверх.)
«Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет. (ребром ладони стучат по столу)
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон. (загибают пальчики, начиная с большого)
И очень доволен он! (разводят руками)
21. ТЕМА :«ПРОФЕССИЯ ШВЕЯ»
«Наперсток»
Вышивает, шьет иголка,
(Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка.)
Пальцу больно, (Иголка «шьет» и задевает кончик)
Пальцу колко. (указательного пальца на левой руке.)
А наперсток (Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)
В тот же миг
К девочке на пальчик Прыг!
Говорит иголке: - Шей, («Шьют».)
А колоться ты не смей!