Приложение МААМ

Картотека экспериментов и опытов в старшей группе «Выявление свойств натуральных тканей»

Татьяна Арыкова
Картотека экспериментов и опытов в старшей группе «Выявление свойств натуральных тканей»
▼ Скачать + Заказать документы

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени героя советского союза Матвея Никифоровича Заводского с. Елховка муниципального района Елховский Самарской области дошкольное отделение «Улыбка» корпус №1

Картотека опытов

и

экспериментов

(старшая группа)

Составила: Арыкова Татьяна Николаевна

Елховка 2016-2017 уч. Год

Ткань

Эксперимент

Публикация «Картотека экспериментов и опытов в старшей группе „Выявление свойств натуральных тканей“» размещена в разделах

«Выявление свойств натуральных тканей»

Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён, лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки. Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять. - Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая) - Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё) - Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью. - Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань) - Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты) - Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? (Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая) - Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий) - Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку) - Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий) - Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?

Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду.

Опыт

Мир ткани

Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:

Описание. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани : смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам - «опустить в емкость с водой и определить скорость намокания» - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.

Воздух.

Опыт

«Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы и оборудование: ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.

Описание. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Вывод: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Опыт №2 «Воздух сжимается и расширяется» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы и оборудование: пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Описание. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Опыт

Свойства воздуха. Прозрачность.

Описание. Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

Опыт

Воздух есть внутри пустых предметов.

Описание. Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха.

Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.

Опыт

Воздух внутри нас.

Описание. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки.

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Опыт

Ветер.

Описание. Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт

В почве есть воздух.

Описание. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.

Опыт

Свойства воздуха.

Описание. Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т. е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т. е. воздух внутри - сжался.

Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.

Опыт

«Знакомство со свойствами воздуха»

Описание. Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из его воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)

Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.

Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает?

Вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.

Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан.

Вывод: воздух занимает место.

Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки, да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.

Опыт

«Сколько весит воздух?»

Описание. Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.

Опыт.

Воздух всегда в движении

Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

Оборудование: 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т. д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Опыт : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

ОПЫТ

«Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Описание. 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.

Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу - вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Дерево.

Эксперимент

«Выявление свойств дерева. Деревья хвойных пород и лиственных» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением; формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь.

Материалы и оборудование: деревянные бруски, вата, ёмкости с водой, лупы.

Описание. 1. Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок, вату, мох.

2. Рассмотрите с помощью лупы и предложите детям понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев.

3. Опустите в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.

4. Сравните лист и хвою. Чем отличаются деревья хвойных пород от лиственных?

. Возьмите 5 спичек, надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

6. Капните несколько капель на сгибы спичек.

Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; деревья бывают лиственных пород и хвойных; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр.

Опыт

Мир дерева

1. «Легкий – Тяжелый»

Описание. Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду.

Дети опускают материалы в таз с водой.

Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)

Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает?

Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.

Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.

Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться через речку? (размышления и ответы детей)

Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет).

Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие.

Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)

Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? (размышления и ответы детей) Давайте, проверим.

2. «Горит - не горит» (на улице)

Описание. Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек дерева и металла. Дети наблюдают.

Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается).

Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.

Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята.

Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие. (металлические, из дерева - (деревянные).

Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.

Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)

Давайте проверим.

3. «3вучит — не звучит»

Описание. Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)

Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?

Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.

Данные свойства отмечаются в таблице.

Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.

Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)

Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)

Почему? (размышления детей)

4. «Теплый - холодный»

Описание. Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.

Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.

Значит, дома лучше строить из. (дерева)

Давайте отметим это в нашей таблице.

Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.

Стекло

Опыт

«Выявление свойств стекла – прозрачность. Сравнение воды, стекла, льда»

Цель: познакомить детей со стеклом, его свойствами; формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях Материалы и оборудование: две банки (стеклянная и металлическая, стакан с водой, лёд, железные палочки.

Описание. Возьмите две банки – стеклянную и металлическую. В них лежат предметы. - Что лежит в стеклянной банке? (Стекло прозрачное) - А что лежит в металлической банке? (Она непрозрачная) - Возьмите железные палочки и постучите ими по стеклу. - Что вы слышите? Какой звук вы слышите? - А теперь постучите по столу. Одинаковые звуки? - Вы заметили, что стекло – такой материал, который издает мелодичные, громкие звук? - Рассмотрите лёд, воду и стекло. Сравните их свойства. - Чем отличается лёд, вода от стекла? Какие общие свойства вы заметили?

Вывод: лёд, стекло и вода обладают общим свойством – прозрачностью; лёд и стекло твёрдые, скользкие, хрупкие, прозрачные, гладкие, бывают толстые и тонкие; вода жидкая; лёд тает, он холодный, стекло не тает.

Эксперимент

Родственники стекла

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Игровой материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.

Описание. Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта :

1) налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности,

2) поставить их на солнечное место (теплопроводность,

3) деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Проведение опытов и экспериментов с воздухом»Фотоотчет «Проведение опытов и экспериментов с воздухом» Цель: развитие поисково-познавательной активности детей при проведении опытов и исследований с воздухом. Материалы и оборудование: лист.

Картотека игр, опытов, экспериментовКартотека игр, опытов, экспериментов Одной из форм экологического воспитании является поисково-познавательная деятельность. Исследовательская, поисковая активность – естественное.

Картотека игр-экспериментов с водой для детей младшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию картотеку игр-экспериментов с водой для детей младшего дошкольного возраста, которая способствует.

Картотека опытов на прогулке (средняя группа) КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ СЕНТЯБРЬ 1. Состояние почвы в зависимости от.

Картотека опытов подготовительной группы. Опыт воздух и вода - «Чем пахнет вода?» Цель: Выяснить имеет ли запах вода. Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте.

Картотека опытов с воздухом «Воздух повсюду» Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Материал и оборудование: воздушные.

Картотека опытов в уголке природы для детей 5–7 лет Конспект НОД в подготовительной группе «Невидимка – воздух» Тип занятия: познавательно – исследовательская деятельность..

Картотека экспериментов в опытном уголке «Огород на окне» для средней группы [Эксперимент №1 «Пробуждение фасоли». /b]Цель: выяснить, как влияет вода на сухое семя фасоли. Материалы и оборудование: банка с сухой фасолью,.

Конспект ООД по художественному творчеству в подготовительной группе «День опытов и экспериментов»Конспект ООД по художественному творчеству в подготовительной группе «День опытов и экспериментов» Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в подготовительной группе «День опытов и экспериментов».

Экспериментирование. Картотека опытов и экспериментов для старшей группы «Как разделить смеси?» Цель: дать детям представление о разделении смесей. Материалы и оборудование: песок, вода, масло, сахар, ложечка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека экспериментов и опытов в старшей группе «Выявление свойств натуральных тканей»
Опубликовано: 5 июня 2017 в 21:29
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека экспериментов и опытов в старшей группе «Выявление свойств натуральных тканей»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Арыкова (УИ 155060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД