Татьяна Арыкова
Картотека экспериментов и опытов в старшей группе «Выявление свойств натуральных тканей»
▼ Скачать + Заказать документы
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени героя советского союза Матвея Никифоровича Заводского с. Елховка муниципального района Елховский Самарской области дошкольное отделение «Улыбка» корпус №1
Картотека опытов
и
экспериментов
Составила: Арыкова Татьяна Николаевна
Елховка 2016-2017 уч. Год
Ткань
Эксперимент
Публикация «Картотека экспериментов и опытов в старшей группе „Выявление свойств натуральных тканей“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
«Выявление свойств натуральных тканей»
Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён, лупа, ножницы, ёмкость для воды, пипетки. Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять. - Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая) - Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё) - Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью. - Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань) - Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты) - Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? (Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка - мягкая и теплая) - Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий) - Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку) - Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий) - Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?
Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду.
Опыт
Мир ткани
Цель: Узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Игровой материал: Небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой, алгоритм деятельность:
Описание. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани : смять -> разрезать на две части каждый кусок —> попытаться разорвать пополам - «опустить в емкость с водой и определить скорость намокания» - сделать общий вывод о сходстве и различии свойств. Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.
Воздух.
Опыт
«Свойства воздуха»
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы и оборудование: ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.
Описание. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Вывод: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Опыт №2 «Воздух сжимается и расширяется» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материалы и оборудование: пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Описание. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.
Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Опыт
Свойства воздуха. Прозрачность.
Описание. Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
Опыт
Воздух есть внутри пустых предметов.
Описание. Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха.
Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух.
Опыт
Воздух внутри нас.
Описание. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки.
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт
Ветер.
Описание. Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями - теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый - от батареи подниматься вверх. Значит, они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.
Опыт
В почве есть воздух.
Описание. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух.
Опыт
Свойства воздуха.
Описание. Воздух распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
На пластиковую бутылочку надеваем шарик. Бутылочку помещаем в тазик с горячей водой. Что происходит? Шарик начинает надуваться, т. е. воздух из бутылочки перемещается в шарик, он расширяется. А теперь эту бутылочку опустим в тазик со льдом. Что произошло? Шарик сдулся, т. е. воздух внутри - сжался.
Вывод: при нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.
Опыт
«Знакомство со свойствами воздуха»
Описание. Воздух, ребята, это газ. Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (игрушки, столы, и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из его воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза)
Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный бесцветный и не имеет запаха.
Возьмем резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист). Это воздух выходит из игрушки. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает?
Вывод: воздух, находящийся в игрушке мешает её сжать.
Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода не вливается в стакан). Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло? (Вода влилась в стакан). Воздух из стакана вышел, и вода наполнила стакан.
Вывод: воздух занимает место.
Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? (Идут пузырьки, да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими легкими? (Из них выходит воздух).
Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? Без дыхания нет жизни.
Опыт
«Сколько весит воздух?»
Описание. Попробуем взвесить воздух. Возьмём палку длиной около 60 см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжем два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же как и надутые.
Опыт.
Воздух всегда в движении
Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.
Оборудование: 1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.
2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т. д.
3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).
Опыт : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций, но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта, и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.
Вывод: Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.
ОПЫТ
«Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Описание. 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу - вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
Дерево.
Эксперимент
«Выявление свойств дерева. Деревья хвойных пород и лиственных» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением; формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь.
Материалы и оборудование: деревянные бруски, вата, ёмкости с водой, лупы.
Описание. 1. Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок, вату, мох.
2. Рассмотрите с помощью лупы и предложите детям понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев.
3. Опустите в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.
4. Сравните лист и хвою. Чем отличаются деревья хвойных пород от лиственных?
. Возьмите 5 спичек, надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
6. Капните несколько капель на сгибы спичек.
Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; деревья бывают лиственных пород и хвойных; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр.
Опыт
Мир дерева
1. «Легкий – Тяжелый»
Описание. Ребята, опустите деревянные и металлические бруски в воду.
Дети опускают материалы в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)
Что произошло с деревянным бруском? Почему он не утонул, плавает?
Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево - легкое, поэтому оно не утонуло; металл - тяжелый, он утонул.
Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.
Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться через речку? (размышления и ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет).
Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие.
Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)
Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? (размышления и ответы детей) Давайте, проверим.
2. «Горит - не горит» (на улице)
Описание. Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек дерева и металла. Дети наблюдают.
Что произошло? (дерево горит, металл - нагревается).
Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.
Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята.
Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие. (металлические, из дерева - (деревянные).
Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.
Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим.
3. «3вучит — не звучит»
Описание. Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.
Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.
Данные свойства отмечаются в таблице.
Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.
Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)
Почему? (размышления детей)
4. «Теплый - холодный»
Описание. Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.
Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из. (дерева)
Давайте отметим это в нашей таблице.
Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.
Стекло
Опыт
«Выявление свойств стекла – прозрачность. Сравнение воды, стекла, льда»
Цель: познакомить детей со стеклом, его свойствами; формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях Материалы и оборудование: две банки (стеклянная и металлическая, стакан с водой, лёд, железные палочки.
Описание. Возьмите две банки – стеклянную и металлическую. В них лежат предметы. - Что лежит в стеклянной банке? (Стекло прозрачное) - А что лежит в металлической банке? (Она непрозрачная) - Возьмите железные палочки и постучите ими по стеклу. - Что вы слышите? Какой звук вы слышите? - А теперь постучите по столу. Одинаковые звуки? - Вы заметили, что стекло – такой материал, который издает мелодичные, громкие звук? - Рассмотрите лёд, воду и стекло. Сравните их свойства. - Чем отличается лёд, вода от стекла? Какие общие свойства вы заметили?
Вывод: лёд, стекло и вода обладают общим свойством – прозрачностью; лёд и стекло твёрдые, скользкие, хрупкие, прозрачные, гладкие, бывают толстые и тонкие; вода жидкая; лёд тает, он холодный, стекло не тает.
Эксперимент
Родственники стекла
Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
Игровой материал: Стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, алгоритм деятельности.
Описание. Дети вспоминают о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фаянсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта :
1) налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности,
2) поставить их на солнечное место (теплопроводность,
3) деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор»). Обобщить выявленные сходства и различия.