Екатерина Горбунова
Цели диагностических методик возрастного развития психических процессов дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Многим психологам знакома проблема, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов, охватив всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает достаточно времени и сил, трудоемко в обработке результатов и бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится «сочинять» самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове «тестирование» или «диагностика», неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряется и получается далеко неожидаемый результат. Время, которое можно было потратить на коррекционно-развивающую работу, затрачено на получение результатов, еще требующих подтверждения у родителей и запротоколирования. Необходимо искать какие – то другие пути решения проблемы, при этом учитывая следующее:
Публикация «Цели диагностических методик возрастного развития психических процессов дошкольников» размещена в разделах
1. проведение диагностики с подгруппой детей;
2. взаимосвязь заданий на начало учебного года с заданиями на конец учебного года;
3. апробированные на практике диагностические материалы;
4. легкость в получении результата;
5. наличие протоколов обследования;
6. наглядность;
7. игровой метод выполнения заданий.
Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М. М., Шарохиной В. Л., Фоминой Л. В., Осиповой А. А. и Забрамной С. Д.
Предложенные методики в целом отражают последовательность проведения психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использование специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут более полно отразить полученный результат.
Готовые диагностические бланки легки в обработке и могут служить наглядностью при работе с родителями.
Цель:
1. получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития.
2. создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста.
3. обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.
Результаты диагностики предполагается использовать:
• при планировании учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми;
• при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
• при создании предметно-развивающей среды;
• для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
• при комплектовании проблемных групп.
Психические процессы детей дошкольного возраста очень подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ. Диагностика развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной уровень.
Диагностический комплекс используется, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого используются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с подгруппами детей по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ребенку предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола.