Марина Боброва
Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по русскому языку
на тему «Комплексный анализ текста».
Цель урока : обучение комплексному анализу текста.
Задачи урока :
Публикация «Конспект урока по русскому языку „Комплексный анализ текста“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
1. Повторение основных признаков текста (членимость, смысловая цельность, связность, понятий «тема текста», «основная мысль текста». Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли.
2. Выявление принадлежности текста к функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение).
3. Информационная переработка текста (составление плана).
4. Работа с текстом на развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
5. Повторение разрядов имени прилагательного.
6. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов.
7. Овладение приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. (д/з)
8. Анализ средств художественной изобразительности.
9. Поиск и анализ информации о местных народных приметах, основанных на наблюдениях за животными. (д/з)
10. Знакомство с ненецким фольклором о вороне. (д/з)
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд №1)
Слово учителя:
-На этом уроке мы продолжим работу по выполнению комплексного анализа текста, повторим некоторые особенности лексики русского языка, рассмотрим роль эпитетов в тексте и познакомимся с новыми понятиями. Для этого мы будем анализировать текст Н. Каморина «Живой барометр».
Беседа.
Учитель:
-Не правда ли замысловатое название?Как вы думаете, о чем этот текст?
Дети:
Высказывают свои варианты ответа на поставленный вопрос.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
- Вспомните значение слова барометр?
Беседа.
Учитель:
- Так что же или кто же, по вашему мнению, может быть живым барометром и почему?
Дети:
Рассуждают и высказывают свои варианты ответа на поставленный вопрос.
4. Изучение нового материала.
1) Ознакомление с текстом :
Текст представлен на экране (слайд №2, у учащихся на столах распечатки текста с заданиями для комплексного анализа текста. Текст выразительно читает учитель. На сколько частей можно разделить текст? Как можно озаглавить каждую из частей текста? Составьте план текста. (На доске слайд №3)
Задания представлены на экране (слайд №4) Знакомство с заданиями. (кратко учитель)
2) Выполнение заданий к тексту :
А)Найдите в тексте и поставьте одну пропущенную запятую, объясните выбор:
Запятая перед противительным союзом А при однородных сказуемых. Нарисуйте на доске схему однородных членов (кружочками). Запишите в карточку.
Б) Вставьте, где нужно пропущенные буквы, (объясните орфограммы) :
Ж. вой барометр.
(1)Кто (не)зна. т сер. ю в. рону? (2)Но что эта птица мож. т предсказывать погоду, наверное, не всем извес)но.
(3)К (не)настью голос у неё звучит глухо а к ясн. й погоде, наоборот, пр. обретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов. тся очень п. движн. й и проворн. й. (5)К (не)настью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело.
(6)В предсказании погоды в. рона никогда (не)ошибает. ся и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн. й л. снойпр. гулки.
Н. Каморин.
- сверьте свой текст с текстом на экране (слайд №5, проверим, допущены ли ошибки.
Ребята комментируют допущенные в словах ошибки, повторяют изученные орфограммы, выполняют работу над ошибками.
В) Назовите прилагательные, определите их разряд. Выпишите их в рабочую карточку.
- Прилагательных какого разряда нет в тексте? (притяжательных)
3) Беседа по определению темы и основной мысли текста.
Учитель показывает слайд №6 – изображение серой вороны.
- Всем ли знакома эта птица? Где она живет? Какие повадки ей присущи?
Дети:
- У нас на Севере есть вороны. Вороны живут рядом с людьми. Это очень активные и любознательные птицы.
Учитель:
-А вы знаете, где живут вороны?
Доклад о вороне (какой вид птицы, где обитает, чем кормится).
Подготовила Артеева Оля.
- Какова тема текста?
- Какова основная мысль текста?
(Учитель организует повторение понятий «Тема текста» и «Основная мысль текста» по таблице «Признаки текста).
- Тема текста : Ворона – предсказательница погоды. Запишите в карточку.
(Ворона – живой «барометр»).
- Основная мысль текста : Наблюдение за поведением вороны может пригодиться, это не только интересно, но и полезно. Автор призывает быть внимательными к повадкам вороны, так как это может пригодиться в жизни.
Поведение птиц и животных может предсказывать погоду.
Учитель:
- Объясните заглавие. Что оно отражает: тему или основную мысль? Дайте полный ответ.
Дети:
- Заглавие отражает тему текста, так как в тексте говорится о вороне, предсказывающей погоду. Её - то автор и назвал живым барометром.
НРК.
Знаете ли вы, как переводится слово «ворона» на ненецкий язык? (Запись на доске ВАРНЭ)
- Встречается ли ворона в ненецком фольклоре? Почитается ли она?
Слово учителя: (показать календарь ненецев)
- Почти все северные народы почитают ворону. А ненцы назвали первые 20 дней апреля Вороньим месяцем – варнэирий (с 20 по 30 апреля – месяц ложного отёла – сиеницьирий). Это связано с появлением в тундре первых перелетных птиц ВАРНЭ – серых ворон. ВАРНЭ – птица мудрая, смелая и хитрая, достойная уважения, поэтому её старались задобрить, угощая её пищей со своего стола. Мол, ешь и удачу от нашего чума не отпугивай.
У ВАРНЭ есть ещё и второе название – «подруга солнца», и удостоилась она этой чести вот почему.
Выступление сказительницы: (ученица 6 класса) Слайд №6.
Легенда о вороне.
«Давным-давно ВАРНЭ была самой красивой северной птицей. Имела белоснежное оперение. Её красоту сравнивали только с лебединой красотой. Да и голос у неё был не то, что теперь: многие заслушивались её пением. За красоту Солнце и сделало ворону её помощницей. Но давно это было, очень давно: и люди, и боги тогда по другим законам жили.
Вот и тут Бог Мрака НА решил захватить Землю, и полярная ночь навсегда покрыла её. От темноты и холода стало погибать все живое на Земле. Надежда стала умирать в людях, поскольку решили они, что НА убил Солнце.
Богиня солнце позвала к себе свою подругу ВАРНЭ и попросила её о помощи: «Прорвись сквозь многослойную темноту, криком своим напомни людям, что Солнце не умерло и ждет их помощи!»
Ворона ринулась исполнять просьбу Солнца. Сквозь семь слоев вечного мрака пробивалась она к людям – оттого почернели её перья, от крика сорвался её голос. И уже не было прежней красавицы ВАРНЭ, но ведь это не главное. Главное – что люди услышали зов Солнца, воспряли духом, разожгли костры на Земле и помогли Солнцу разогнать вечный мрак. И решили, что отныне и всегда будут почитать ворону, как свою спасительницу, подругу Солнца».
Вопрос:
- Почему ненцы почитают ворону? Чему еще учит эта сказка? (Утверждается ценность внутренней душевной красоты, а не внешней.)
- Встречали ли вы белых ворон? Знакомо ли вам выражение «белая ворона»? Что оно обозначает? Слайд №7.
(Этот фразеологизм характеризует людей, отличающихся от других либо внешним видом, либо своими увлечениями. Этот человек обращает на себя внимание своей необычностью).
4) Определение стиля и типа текста.
Повторение основных стилей языка, изученных в 6 классе (научный, официально-деловой, художественный, разговорный, их основных признаков). Таблица «Стили речи».
Беседа.
Учитель:
- Определите стиль данного текста. Докажите.
Дети:
- Это текст художественного стиля, мы видим ворону словно живую, в движении. Мы представляем её голос то глухой, то звонкий.
Учитель:
- Да, этот текст близок к художественному стилю, но все же такой текст больше похож на заметку или статью в познавательном журнале, поэтому он является образцом публицистического стиля (запись на доске, который вы еще не изучали. В текстах публицистического стиля тоже есть средства художественной изобразительности, в них мы видим картины природы, описания животных и птиц, их повадок.
Повторение типов речи, их основных признаков (по таблице).
Учитель:
- А каков же тип текста? Сопоставьте текст с таблицей «Как определить вид текста».
Дети:
- Что описывается или доказывается? - утверждение.
- Что утверждается? - (Ворона может предсказывать погоду).
- Вопрос к тексту? – Почему? (Почему ворону можно назвать предсказательницей)
- Построение? - Утверждение, доказательство и вывод.
Учитель:
- Назовите доказательства того, что ворона – предсказательница.
- Какой вывод?
Обращаю ваше внимание на то, что типы текста в чистом виде встречаются очень редко.
- Элементы какого еще типа речи встречаются в этом тексте?
Дети:
- Элементы описания. Автор описывает поведение вороны, её внешний облик. Запишите в карточку (тип- рассуждение с элементами описания).
5) Работа с лексикой (слайд №8).
А) Объясните значение слов «ненастье», «тембр», «нахохлившись», «чучело».
Б) Знакомство с понятием «контекстуальный синоним».(слайд №9)
Контекстуальные синонимы - слова или словосочетания, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в контексте какого-либо произведения. Если мы встретимся с ними вне текста, то синонимами они уже не будут, например: верблюд – корабль пустыни, морские суда – бродяги океанов. Их использование делает речь яркой, художественной.
Найдите в тексте контекстуальные синонимы (серая ворона – живой барометр – слайд № 10).
6) Анализ средств художественной изобразительности:
-какие средства художественной изобразительности нам уже знакомы?
(эпитет, олицетворение, сравнение) Повторение изученного (слайд №11).
А) Что такое эпитет? Найдите эпитеты в тексте.
Примеры: «металлический тембр» (голос звенит как металл,
«живой барометр» (метафора, так как присутствует перенос значения, но ввиду того, что метафора в курсе литературы изучается в 7 классе, можно рассмотреть слово «живой» как эпитет к слову «барометр»); Заполните карточку.
Б) Найдите сравнение.
Ответ: «словно чучело» = «как чучело».
В) Укажите, какая синтаксическая конструкция помогает автору заинтересовать нас? При помощи какого предложения автор смог нас заинтриговать.
Ответ: При помощи 1 –го предложения, которое содержит вопрос.
- Требует ли этот вопрос ответа?
Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа. Риторический вопрос служит средством привлечения внимания.
Слово учителя:
Использование средств художественной изобразительности позволяет сделать текст ярким, образным и запоминающимся.
5. НРК.
Учитель:
- Ребята, что вам показалось самым интересным и полезным?
Конечно же, наибольший интерес вызывают народные приметы. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В древности нашим предкам природа казалась живой, таинственной. Наши предки судили об изменении погоды, наблюдая за окружающей средой, за поведением птиц, животных. Кто-то считает их суевериями, предрассудками, но то что большинство примет не лгут – подтвердит даже самый закоренелый скептик. Множество таких примет есть как у ненецкого народа, так и среди других жителей Севера. (слайд № 12 -15)
5. Проверка домашнего задания:
- какие приметы нашего края удалось разыскать вам самостоятельно?
(Дети выходят к доске, показывают свои работы, рассказывают о приметах предстоящей погоды).
6. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
Обычаев и поверий много, все они отражают закономерности, подмеченные в наблюдениях за природой. Ненцам помогали предсказывать погоду не только наблюдения за животными и птицами, но и разные бытовые наблюдения. И эти наблюдения зафиксированы в ненецких приметах.
Ненецкие приметы.
1. Дым, выходящий из трубы чума – к хорошей погоде, стелящийся по земле – к ненастью.
2. Дым стелется, предвещая северный ветер.
3. Мерцание звезд предвещает ветер.
4. Перед ухудшением погоды на горизонте выступают возвышенности.
5. Сгорбившийся месяц говорит о том, что ожидается потепление.
6. Порывистый ветер предвещает пургу.
7. Звездное ясное небо – к морозу.
8. Радуга появляется к дождям.
9. Рано желтеют листья на деревьях – к ранней осени.
10. Утренний туман весной – к жаре.
11. Зимой появляется синь над морем к теплу.
12. Зимой деревья покрываются инеем (куржаком) – к теплу.
13. Сильная роса летом – к жаркому дню.
14. Чайки поднимаются высоко в небо – к морскому ветру.
15. Зимой мутное солнце – к метели.
16. Вечером небо на горизонте красное – к ветру.
17. Если земля на горизонте начинает искажаться («бежит») – к перемене погоды.
18. Снег под ногами скрипит – к сильной оттепели.
19. Северное сияние – к метелям.
20. Чем раньше заяц одевается в белую шубу, тем длиннее и холоднее будет предстоящая зима.
6. Подведение итогов урока.
- Какие понятия мы с вами сегодня повторили? (Посмотрите по карточке)
- С какими понятиями и терминами мы познакомились впервые (контекстуальные синонимы и риторический вопрос) ?
7. Домашнее задание.
- напишите сочинение «Живой барометр» (о приметах погоды, связанных с наблюдениями над поведением собак, оленей, перелетных птиц и т. д. по выбору).
Приложение к уроку : 1. Презентация «Комплексный анализ текста».
2. Пособие для работы на уроке.
Комплексный анализ текста.
Ж. вой барометр.
(1)Кто (не)зна. т сер. ю в. рону? (2)Но что эта птица мож. т предсказывать погоду, наверное, не всем извес)но.
(3)К (не)настью голос у неё звучит глухо а к ясн. й погоде, наоборот, пр. обретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов. тся очень п. движн. й и проворн. й. (5)К (не)настью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело.
(6)В предсказании погоды в. рона никогда (не)ошибает. ся и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн. й л. снойпр. гулки.
Задания:
1. А)Найдите в тексте и поставьте одну пропущенную запятую, объясните выбор:
___
Б)Вставьте, где нужно пропущенные буквы, объясните орфограммы;
В) Выпишите прилагательные, определив их разряды:
Качественные:___
___
Относительные:___
Притяжательные:___
2. Тема текста : ___
3. Основная мысль текста :___
___
4. Стиль текста :___
5. Тип текста :___
6. Контекстуальные синонимы :___
7. Эпитет:___
8. Сравнение:___
Список использованной литературы:
1. Журнал «Литература в школе» №2, 2009. З. А. Шелестова «Народный календарь природы».
2. Ненецкий календарь. – АНО «Информационно-исследовательский центр «ЯсавэйМанзара», - Нарьян-Мар,2009.
3. Детский журнал «Пунушка» №16, 2011, - Нарьян-Мар: ОГУ «Этно-культурный центр НАО», 2011.
4. Детский журнал «Пунушка» №7-8, 2008, - Нарьян-Мар: ОГУ «Этно-культурный центр НАО», 2008.