Папки-передвижки

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста»

Марина Боброва
Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста»

Конспект урока по русскому языку

на тему «Комплексный анализ текста».

Цель урока : обучение комплексному анализу текста.

Задачи урока :

Публикация «Конспект урока по русскому языку „Комплексный анализ текста“» размещена в разделах

1. Повторение основных признаков текста (членимость, смысловая цельность, связность, понятий «тема текста», «основная мысль текста». Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли.

2. Выявление принадлежности текста к функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение).

3. Информационная переработка текста (составление плана).

4. Работа с текстом на развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

5. Повторение разрядов имени прилагательного.

6. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов.

7. Овладение приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. (д/з)

8. Анализ средств художественной изобразительности.

9. Поиск и анализ информации о местных народных приметах, основанных на наблюдениях за животными. (д/з)

10. Знакомство с ненецким фольклором о вороне. (д/з)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд №1)

Слово учителя:

-На этом уроке мы продолжим работу по выполнению комплексного анализа текста, повторим некоторые особенности лексики русского языка, рассмотрим роль эпитетов в тексте и познакомимся с новыми понятиями. Для этого мы будем анализировать текст Н. Каморина «Живой барометр».

Беседа.

Учитель:

-Не правда ли замысловатое название?Как вы думаете, о чем этот текст?

Дети:

Высказывают свои варианты ответа на поставленный вопрос.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Вспомните значение слова барометр?

Беседа.

Учитель:

- Так что же или кто же, по вашему мнению, может быть живым барометром и почему?

Дети:

Рассуждают и высказывают свои варианты ответа на поставленный вопрос.

4. Изучение нового материала.

1) Ознакомление с текстом :

Текст представлен на экране (слайд №2, у учащихся на столах распечатки текста с заданиями для комплексного анализа текста. Текст выразительно читает учитель. На сколько частей можно разделить текст? Как можно озаглавить каждую из частей текста? Составьте план текста. (На доске слайд №3)

Задания представлены на экране (слайд №4) Знакомство с заданиями. (кратко учитель)

2) Выполнение заданий к тексту :

А)Найдите в тексте и поставьте одну пропущенную запятую, объясните выбор:

Запятая перед противительным союзом А при однородных сказуемых. Нарисуйте на доске схему однородных членов (кружочками). Запишите в карточку.

Б) Вставьте, где нужно пропущенные буквы, (объясните орфограммы) :

Ж. вой барометр.

(1)Кто (не)зна. т сер. ю в. рону? (2)Но что эта птица мож. т предсказывать погоду, наверное, не всем извес)но.

(3)К (не)настью голос у неё звучит глухо а к ясн. й погоде, наоборот, пр. обретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов. тся очень п. движн. й и проворн. й. (5)К (не)настью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело.

(6)В предсказании погоды в. рона никогда (не)ошибает. ся и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн. й л. снойпр. гулки.

Н. Каморин.

- сверьте свой текст с текстом на экране (слайд №5, проверим, допущены ли ошибки.

Ребята комментируют допущенные в словах ошибки, повторяют изученные орфограммы, выполняют работу над ошибками.

В) Назовите прилагательные, определите их разряд. Выпишите их в рабочую карточку.

- Прилагательных какого разряда нет в тексте? (притяжательных)

3) Беседа по определению темы и основной мысли текста.

Учитель показывает слайд №6 – изображение серой вороны.

- Всем ли знакома эта птица? Где она живет? Какие повадки ей присущи?

Дети:

- У нас на Севере есть вороны. Вороны живут рядом с людьми. Это очень активные и любознательные птицы.

Учитель:

-А вы знаете, где живут вороны?

Доклад о вороне (какой вид птицы, где обитает, чем кормится).

Подготовила Артеева Оля.

- Какова тема текста?

- Какова основная мысль текста?

(Учитель организует повторение понятий «Тема текста» и «Основная мысль текста» по таблице «Признаки текста).

- Тема текста : Ворона – предсказательница погоды. Запишите в карточку.

(Ворона – живой «барометр»).

- Основная мысль текста : Наблюдение за поведением вороны может пригодиться, это не только интересно, но и полезно. Автор призывает быть внимательными к повадкам вороны, так как это может пригодиться в жизни.

Поведение птиц и животных может предсказывать погоду.

Учитель:

- Объясните заглавие. Что оно отражает: тему или основную мысль? Дайте полный ответ.

Дети:

- Заглавие отражает тему текста, так как в тексте говорится о вороне, предсказывающей погоду. Её - то автор и назвал живым барометром.

НРК.

Знаете ли вы, как переводится слово «ворона» на ненецкий язык? (Запись на доске ВАРНЭ)

- Встречается ли ворона в ненецком фольклоре? Почитается ли она?

Слово учителя: (показать календарь ненецев)

- Почти все северные народы почитают ворону. А ненцы назвали первые 20 дней апреля Вороньим месяцем – варнэирий (с 20 по 30 апреля – месяц ложного отёла – сиеницьирий). Это связано с появлением в тундре первых перелетных птиц ВАРНЭ – серых ворон. ВАРНЭ – птица мудрая, смелая и хитрая, достойная уважения, поэтому её старались задобрить, угощая её пищей со своего стола. Мол, ешь и удачу от нашего чума не отпугивай.

У ВАРНЭ есть ещё и второе название – «подруга солнца», и удостоилась она этой чести вот почему.

Выступление сказительницы: (ученица 6 класса) Слайд №6.

Легенда о вороне.

«Давным-давно ВАРНЭ была самой красивой северной птицей. Имела белоснежное оперение. Её красоту сравнивали только с лебединой красотой. Да и голос у неё был не то, что теперь: многие заслушивались её пением. За красоту Солнце и сделало ворону её помощницей. Но давно это было, очень давно: и люди, и боги тогда по другим законам жили.

Вот и тут Бог Мрака НА решил захватить Землю, и полярная ночь навсегда покрыла её. От темноты и холода стало погибать все живое на Земле. Надежда стала умирать в людях, поскольку решили они, что НА убил Солнце.

Богиня солнце позвала к себе свою подругу ВАРНЭ и попросила её о помощи: «Прорвись сквозь многослойную темноту, криком своим напомни людям, что Солнце не умерло и ждет их помощи!»

Ворона ринулась исполнять просьбу Солнца. Сквозь семь слоев вечного мрака пробивалась она к людям – оттого почернели её перья, от крика сорвался её голос. И уже не было прежней красавицы ВАРНЭ, но ведь это не главное. Главное – что люди услышали зов Солнца, воспряли духом, разожгли костры на Земле и помогли Солнцу разогнать вечный мрак. И решили, что отныне и всегда будут почитать ворону, как свою спасительницу, подругу Солнца».

Вопрос:

- Почему ненцы почитают ворону? Чему еще учит эта сказка? (Утверждается ценность внутренней душевной красоты, а не внешней.)

- Встречали ли вы белых ворон? Знакомо ли вам выражение «белая ворона»? Что оно обозначает? Слайд №7.

(Этот фразеологизм характеризует людей, отличающихся от других либо внешним видом, либо своими увлечениями. Этот человек обращает на себя внимание своей необычностью).

4) Определение стиля и типа текста.

Повторение основных стилей языка, изученных в 6 классе (научный, официально-деловой, художественный, разговорный, их основных признаков). Таблица «Стили речи».

Беседа.

Учитель:

- Определите стиль данного текста. Докажите.

Дети:

- Это текст художественного стиля, мы видим ворону словно живую, в движении. Мы представляем её голос то глухой, то звонкий.

Учитель:

- Да, этот текст близок к художественному стилю, но все же такой текст больше похож на заметку или статью в познавательном журнале, поэтому он является образцом публицистического стиля (запись на доске, который вы еще не изучали. В текстах публицистического стиля тоже есть средства художественной изобразительности, в них мы видим картины природы, описания животных и птиц, их повадок.

Повторение типов речи, их основных признаков (по таблице).

Учитель:

- А каков же тип текста? Сопоставьте текст с таблицей «Как определить вид текста».

Дети:

- Что описывается или доказывается? - утверждение.

- Что утверждается? - (Ворона может предсказывать погоду).

- Вопрос к тексту? – Почему? (Почему ворону можно назвать предсказательницей)

- Построение? - Утверждение, доказательство и вывод.

Учитель:

- Назовите доказательства того, что ворона – предсказательница.

- Какой вывод?

Обращаю ваше внимание на то, что типы текста в чистом виде встречаются очень редко.

- Элементы какого еще типа речи встречаются в этом тексте?

Дети:

- Элементы описания. Автор описывает поведение вороны, её внешний облик. Запишите в карточку (тип- рассуждение с элементами описания).

5) Работа с лексикой (слайд №8).

А) Объясните значение слов «ненастье», «тембр», «нахохлившись», «чучело».

Б) Знакомство с понятием «контекстуальный синоним».(слайд №9)

Контекстуальные синонимы - слова или словосочетания, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в контексте какого-либо произведения. Если мы встретимся с ними вне текста, то синонимами они уже не будут, например: верблюд – корабль пустыни, морские суда – бродяги океанов. Их использование делает речь яркой, художественной.

Найдите в тексте контекстуальные синонимы (серая ворона – живой барометр – слайд № 10).

6) Анализ средств художественной изобразительности:

-какие средства художественной изобразительности нам уже знакомы?

(эпитет, олицетворение, сравнение) Повторение изученного (слайд №11).

А) Что такое эпитет? Найдите эпитеты в тексте.

Примеры: «металлический тембр» (голос звенит как металл,

«живой барометр» (метафора, так как присутствует перенос значения, но ввиду того, что метафора в курсе литературы изучается в 7 классе, можно рассмотреть слово «живой» как эпитет к слову «барометр»); Заполните карточку.

Б) Найдите сравнение.

Ответ: «словно чучело» = «как чучело».

В) Укажите, какая синтаксическая конструкция помогает автору заинтересовать нас? При помощи какого предложения автор смог нас заинтриговать.

Ответ: При помощи 1 –го предложения, которое содержит вопрос.

- Требует ли этот вопрос ответа?

Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа. Риторический вопрос служит средством привлечения внимания.

Слово учителя:

Использование средств художественной изобразительности позволяет сделать текст ярким, образным и запоминающимся.

5. НРК.

Учитель:

- Ребята, что вам показалось самым интересным и полезным?

Конечно же, наибольший интерес вызывают народные приметы. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В древности нашим предкам природа казалась живой, таинственной. Наши предки судили об изменении погоды, наблюдая за окружающей средой, за поведением птиц, животных. Кто-то считает их суевериями, предрассудками, но то что большинство примет не лгут – подтвердит даже самый закоренелый скептик. Множество таких примет есть как у ненецкого народа, так и среди других жителей Севера. (слайд № 12 -15)

5. Проверка домашнего задания:

- какие приметы нашего края удалось разыскать вам самостоятельно?

(Дети выходят к доске, показывают свои работы, рассказывают о приметах предстоящей погоды).

6. Подведение итогов урока.

Слово учителя:

Обычаев и поверий много, все они отражают закономерности, подмеченные в наблюдениях за природой. Ненцам помогали предсказывать погоду не только наблюдения за животными и птицами, но и разные бытовые наблюдения. И эти наблюдения зафиксированы в ненецких приметах.

Ненецкие приметы.

1. Дым, выходящий из трубы чума – к хорошей погоде, стелящийся по земле – к ненастью.

2. Дым стелется, предвещая северный ветер.

3. Мерцание звезд предвещает ветер.

4. Перед ухудшением погоды на горизонте выступают возвышенности.

5. Сгорбившийся месяц говорит о том, что ожидается потепление.

6. Порывистый ветер предвещает пургу.

7. Звездное ясное небо – к морозу.

8. Радуга появляется к дождям.

9. Рано желтеют листья на деревьях – к ранней осени.

10. Утренний туман весной – к жаре.

11. Зимой появляется синь над морем к теплу.

12. Зимой деревья покрываются инеем (куржаком) – к теплу.

13. Сильная роса летом – к жаркому дню.

14. Чайки поднимаются высоко в небо – к морскому ветру.

15. Зимой мутное солнце – к метели.

16. Вечером небо на горизонте красное – к ветру.

17. Если земля на горизонте начинает искажаться («бежит») – к перемене погоды.

18. Снег под ногами скрипит – к сильной оттепели.

19. Северное сияние – к метелям.

20. Чем раньше заяц одевается в белую шубу, тем длиннее и холоднее будет предстоящая зима.

6. Подведение итогов урока.

- Какие понятия мы с вами сегодня повторили? (Посмотрите по карточке)

- С какими понятиями и терминами мы познакомились впервые (контекстуальные синонимы и риторический вопрос) ?

7. Домашнее задание.

- напишите сочинение «Живой барометр» (о приметах погоды, связанных с наблюдениями над поведением собак, оленей, перелетных птиц и т. д. по выбору).

Приложение к уроку : 1. Презентация «Комплексный анализ текста».

2. Пособие для работы на уроке.

Комплексный анализ текста.

Ж. вой барометр.

(1)Кто (не)зна. т сер. ю в. рону? (2)Но что эта птица мож. т предсказывать погоду, наверное, не всем извес)но.

(3)К (не)настью голос у неё звучит глухо а к ясн. й погоде, наоборот, пр. обретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов. тся очень п. движн. й и проворн. й. (5)К (не)настью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело.

(6)В предсказании погоды в. рона никогда (не)ошибает. ся и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн. й л. снойпр. гулки.

Задания:

1. А)Найдите в тексте и поставьте одну пропущенную запятую, объясните выбор:

___

Б)Вставьте, где нужно пропущенные буквы, объясните орфограммы;

В) Выпишите прилагательные, определив их разряды:

Качественные:___

___

Относительные:___

Притяжательные:___

2. Тема текста : ___

3. Основная мысль текста :___

___

4. Стиль текста :___

5. Тип текста :___

6. Контекстуальные синонимы :___

7. Эпитет:___

8. Сравнение:___

Список использованной литературы:

1. Журнал «Литература в школе» №2, 2009. З. А. Шелестова «Народный календарь природы».

2. Ненецкий календарь. – АНО «Информационно-исследовательский центр «ЯсавэйМанзара», - Нарьян-Мар,2009.

3. Детский журнал «Пунушка» №16, 2011, - Нарьян-Мар: ОГУ «Этно-культурный центр НАО», 2011.

4. Детский журнал «Пунушка» №7-8, 2008, - Нарьян-Мар: ОГУ «Этно-культурный центр НАО», 2008.

Публикации по теме:

Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста Всем известно, что русский язык - предмет сложный. Поэтому работу по подготовке к ЕГЭ я начинаю вести уже с 5 класса. На уроках русского.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова» Тема: «Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Конспект урока по русскому языку «Глагол. Спряжение глагола» Тема: Глагол. Спряжение глагола. Цель: 1. Совершенствовать знания о грамматическом понятии "глагол", о существенных признаках глагола.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста»
Опубликовано: 8 марта 2017 в 00:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД