МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста»

Марина Боброва
Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока по русскому языку

на тему «Комплексный анализ текста».

Цель урока : обучение комплексному анализу текста.

Задачи урока :

Публикация «Конспект урока по русскому языку „Комплексный анализ текста“» размещена в разделах

1. Повторение основных признаков текста (членимость, смысловая цельность, связность, понятий «тема текста», «основная мысль текста». Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли.

2. Выявление принадлежности текста к функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение).

3. Информационная переработка текста (составление плана).

4. Работа с текстом на развитие орфографической и пунктуационной зоркости.

5. Повторение разрядов имени прилагательного.

6. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов.

7. Овладение приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. (д/з)

8. Анализ средств художественной изобразительности.

9. Поиск и анализ информации о местных народных приметах, основанных на наблюдениях за животными. (д/з)

10. Знакомство с ненецким фольклором о вороне. (д/з)

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд №1)

Слово учителя:

-На этом уроке мы продолжим работу по выполнению комплексного анализа текста, повторим некоторые особенности лексики русского языка, рассмотрим роль эпитетов в тексте и познакомимся с новыми понятиями. Для этого мы будем анализировать текст Н. Каморина «Живой барометр».

Беседа.

Учитель:

-Не правда ли замысловатое название?Как вы думаете, о чем этот текст?

Дети:

Высказывают свои варианты ответа на поставленный вопрос.

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

- Вспомните значение слова барометр?

Беседа.

Учитель:

- Так что же или кто же, по вашему мнению, может быть живым барометром и почему?

Дети:

Рассуждают и высказывают свои варианты ответа на поставленный вопрос.

4. Изучение нового материала.

1) Ознакомление с текстом :

Текст представлен на экране (слайд №2, у учащихся на столах распечатки текста с заданиями для комплексного анализа текста. Текст выразительно читает учитель. На сколько частей можно разделить текст? Как можно озаглавить каждую из частей текста? Составьте план текста. (На доске слайд №3)

Задания представлены на экране (слайд №4) Знакомство с заданиями. (кратко учитель)

2) Выполнение заданий к тексту :

А)Найдите в тексте и поставьте одну пропущенную запятую, объясните выбор:

Запятая перед противительным союзом А при однородных сказуемых. Нарисуйте на доске схему однородных членов (кружочками). Запишите в карточку.

Б) Вставьте, где нужно пропущенные буквы, (объясните орфограммы) :

Ж. вой барометр.

(1)Кто (не)зна. т сер. ю в. рону? (2)Но что эта птица мож. т предсказывать погоду, наверное, не всем извес)но.

(3)К (не)настью голос у неё звучит глухо а к ясн. й погоде, наоборот, пр. обретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов. тся очень п. движн. й и проворн. й. (5)К (не)настью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело.

(6)В предсказании погоды в. рона никогда (не)ошибает. ся и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн. й л. снойпр. гулки.

Н. Каморин.

- сверьте свой текст с текстом на экране (слайд №5, проверим, допущены ли ошибки.

Ребята комментируют допущенные в словах ошибки, повторяют изученные орфограммы, выполняют работу над ошибками.

В) Назовите прилагательные, определите их разряд. Выпишите их в рабочую карточку.

- Прилагательных какого разряда нет в тексте? (притяжательных)

3) Беседа по определению темы и основной мысли текста.

Учитель показывает слайд №6 – изображение серой вороны.

- Всем ли знакома эта птица? Где она живет? Какие повадки ей присущи?

Дети:

- У нас на Севере есть вороны. Вороны живут рядом с людьми. Это очень активные и любознательные птицы.

Учитель:

-А вы знаете, где живут вороны?

Доклад о вороне (какой вид птицы, где обитает, чем кормится).

Подготовила Артеева Оля.

- Какова тема текста?

- Какова основная мысль текста?

(Учитель организует повторение понятий «Тема текста» и «Основная мысль текста» по таблице «Признаки текста).

- Тема текста : Ворона – предсказательница погоды. Запишите в карточку.

(Ворона – живой «барометр»).

- Основная мысль текста : Наблюдение за поведением вороны может пригодиться, это не только интересно, но и полезно. Автор призывает быть внимательными к повадкам вороны, так как это может пригодиться в жизни.

Поведение птиц и животных может предсказывать погоду.

Учитель:

- Объясните заглавие. Что оно отражает: тему или основную мысль? Дайте полный ответ.

Дети:

- Заглавие отражает тему текста, так как в тексте говорится о вороне, предсказывающей погоду. Её - то автор и назвал живым барометром.

НРК.

Знаете ли вы, как переводится слово «ворона» на ненецкий язык? (Запись на доске ВАРНЭ)

- Встречается ли ворона в ненецком фольклоре? Почитается ли она?

Слово учителя: (показать календарь ненецев)

- Почти все северные народы почитают ворону. А ненцы назвали первые 20 дней апреля Вороньим месяцем – варнэирий (с 20 по 30 апреля – месяц ложного отёла – сиеницьирий). Это связано с появлением в тундре первых перелетных птиц ВАРНЭ – серых ворон. ВАРНЭ – птица мудрая, смелая и хитрая, достойная уважения, поэтому её старались задобрить, угощая её пищей со своего стола. Мол, ешь и удачу от нашего чума не отпугивай.

У ВАРНЭ есть ещё и второе название – «подруга солнца», и удостоилась она этой чести вот почему.

Выступление сказительницы: (ученица 6 класса) Слайд №6.

Легенда о вороне.

«Давным-давно ВАРНЭ была самой красивой северной птицей. Имела белоснежное оперение. Её красоту сравнивали только с лебединой красотой. Да и голос у неё был не то, что теперь: многие заслушивались её пением. За красоту Солнце и сделало ворону её помощницей. Но давно это было, очень давно: и люди, и боги тогда по другим законам жили.

Вот и тут Бог Мрака НА решил захватить Землю, и полярная ночь навсегда покрыла её. От темноты и холода стало погибать все живое на Земле. Надежда стала умирать в людях, поскольку решили они, что НА убил Солнце.

Богиня солнце позвала к себе свою подругу ВАРНЭ и попросила её о помощи: «Прорвись сквозь многослойную темноту, криком своим напомни людям, что Солнце не умерло и ждет их помощи!»

Ворона ринулась исполнять просьбу Солнца. Сквозь семь слоев вечного мрака пробивалась она к людям – оттого почернели её перья, от крика сорвался её голос. И уже не было прежней красавицы ВАРНЭ, но ведь это не главное. Главное – что люди услышали зов Солнца, воспряли духом, разожгли костры на Земле и помогли Солнцу разогнать вечный мрак. И решили, что отныне и всегда будут почитать ворону, как свою спасительницу, подругу Солнца».

Вопрос:

- Почему ненцы почитают ворону? Чему еще учит эта сказка? (Утверждается ценность внутренней душевной красоты, а не внешней.)

- Встречали ли вы белых ворон? Знакомо ли вам выражение «белая ворона»? Что оно обозначает? Слайд №7.

(Этот фразеологизм характеризует людей, отличающихся от других либо внешним видом, либо своими увлечениями. Этот человек обращает на себя внимание своей необычностью).

4) Определение стиля и типа текста.

Повторение основных стилей языка, изученных в 6 классе (научный, официально-деловой, художественный, разговорный, их основных признаков). Таблица «Стили речи».

Беседа.

Учитель:

- Определите стиль данного текста. Докажите.

Дети:

- Это текст художественного стиля, мы видим ворону словно живую, в движении. Мы представляем её голос то глухой, то звонкий.

Учитель:

- Да, этот текст близок к художественному стилю, но все же такой текст больше похож на заметку или статью в познавательном журнале, поэтому он является образцом публицистического стиля (запись на доске, который вы еще не изучали. В текстах публицистического стиля тоже есть средства художественной изобразительности, в них мы видим картины природы, описания животных и птиц, их повадок.

Повторение типов речи, их основных признаков (по таблице).

Учитель:

- А каков же тип текста? Сопоставьте текст с таблицей «Как определить вид текста».

Дети:

- Что описывается или доказывается? - утверждение.

- Что утверждается? - (Ворона может предсказывать погоду).

- Вопрос к тексту? – Почему? (Почему ворону можно назвать предсказательницей)

- Построение? - Утверждение, доказательство и вывод.

Учитель:

- Назовите доказательства того, что ворона – предсказательница.

- Какой вывод?

Обращаю ваше внимание на то, что типы текста в чистом виде встречаются очень редко.

- Элементы какого еще типа речи встречаются в этом тексте?

Дети:

- Элементы описания. Автор описывает поведение вороны, её внешний облик. Запишите в карточку (тип- рассуждение с элементами описания).

5) Работа с лексикой (слайд №8).

А) Объясните значение слов «ненастье», «тембр», «нахохлившись», «чучело».

Б) Знакомство с понятием «контекстуальный синоним».(слайд №9)

Контекстуальные синонимы - слова или словосочетания, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в контексте какого-либо произведения. Если мы встретимся с ними вне текста, то синонимами они уже не будут, например: верблюд – корабль пустыни, морские суда – бродяги океанов. Их использование делает речь яркой, художественной.

Найдите в тексте контекстуальные синонимы (серая ворона – живой барометр – слайд № 10).

6) Анализ средств художественной изобразительности:

-какие средства художественной изобразительности нам уже знакомы?

(эпитет, олицетворение, сравнение) Повторение изученного (слайд №11).

А) Что такое эпитет? Найдите эпитеты в тексте.

Примеры: «металлический тембр» (голос звенит как металл,

«живой барометр» (метафора, так как присутствует перенос значения, но ввиду того, что метафора в курсе литературы изучается в 7 классе, можно рассмотреть слово «живой» как эпитет к слову «барометр»); Заполните карточку.

Б) Найдите сравнение.

Ответ: «словно чучело» = «как чучело».

В) Укажите, какая синтаксическая конструкция помогает автору заинтересовать нас? При помощи какого предложения автор смог нас заинтриговать.

Ответ: При помощи 1 –го предложения, которое содержит вопрос.

- Требует ли этот вопрос ответа?

Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа. Риторический вопрос служит средством привлечения внимания.

Слово учителя:

Использование средств художественной изобразительности позволяет сделать текст ярким, образным и запоминающимся.

5. НРК.

Учитель:

- Ребята, что вам показалось самым интересным и полезным?

Конечно же, наибольший интерес вызывают народные приметы. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. В древности нашим предкам природа казалась живой, таинственной. Наши предки судили об изменении погоды, наблюдая за окружающей средой, за поведением птиц, животных. Кто-то считает их суевериями, предрассудками, но то что большинство примет не лгут – подтвердит даже самый закоренелый скептик. Множество таких примет есть как у ненецкого народа, так и среди других жителей Севера. (слайд № 12 -15)

5. Проверка домашнего задания:

- какие приметы нашего края удалось разыскать вам самостоятельно?

(Дети выходят к доске, показывают свои работы, рассказывают о приметах предстоящей погоды).

6. Подведение итогов урока.

Слово учителя:

Обычаев и поверий много, все они отражают закономерности, подмеченные в наблюдениях за природой. Ненцам помогали предсказывать погоду не только наблюдения за животными и птицами, но и разные бытовые наблюдения. И эти наблюдения зафиксированы в ненецких приметах.

Ненецкие приметы.

1. Дым, выходящий из трубы чума – к хорошей погоде, стелящийся по земле – к ненастью.

2. Дым стелется, предвещая северный ветер.

3. Мерцание звезд предвещает ветер.

4. Перед ухудшением погоды на горизонте выступают возвышенности.

5. Сгорбившийся месяц говорит о том, что ожидается потепление.

6. Порывистый ветер предвещает пургу.

7. Звездное ясное небо – к морозу.

8. Радуга появляется к дождям.

9. Рано желтеют листья на деревьях – к ранней осени.

10. Утренний туман весной – к жаре.

11. Зимой появляется синь над морем к теплу.

12. Зимой деревья покрываются инеем (куржаком) – к теплу.

13. Сильная роса летом – к жаркому дню.

14. Чайки поднимаются высоко в небо – к морскому ветру.

15. Зимой мутное солнце – к метели.

16. Вечером небо на горизонте красное – к ветру.

17. Если земля на горизонте начинает искажаться («бежит») – к перемене погоды.

18. Снег под ногами скрипит – к сильной оттепели.

19. Северное сияние – к метелям.

20. Чем раньше заяц одевается в белую шубу, тем длиннее и холоднее будет предстоящая зима.

6. Подведение итогов урока.

- Какие понятия мы с вами сегодня повторили? (Посмотрите по карточке)

- С какими понятиями и терминами мы познакомились впервые (контекстуальные синонимы и риторический вопрос) ?

7. Домашнее задание.

- напишите сочинение «Живой барометр» (о приметах погоды, связанных с наблюдениями над поведением собак, оленей, перелетных птиц и т. д. по выбору).

Приложение к уроку : 1. Презентация «Комплексный анализ текста».

2. Пособие для работы на уроке.

Комплексный анализ текста.

Ж. вой барометр.

(1)Кто (не)зна. т сер. ю в. рону? (2)Но что эта птица мож. т предсказывать погоду, наверное, не всем извес)но.

(3)К (не)настью голос у неё звучит глухо а к ясн. й погоде, наоборот, пр. обретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов. тся очень п. движн. й и проворн. й. (5)К (не)настью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело.

(6)В предсказании погоды в. рона никогда (не)ошибает. ся и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн. й л. снойпр. гулки.

Задания:

1. А)Найдите в тексте и поставьте одну пропущенную запятую, объясните выбор:

___

Б)Вставьте, где нужно пропущенные буквы, объясните орфограммы;

В) Выпишите прилагательные, определив их разряды:

Качественные:___

___

Относительные:___

Притяжательные:___

2. Тема текста : ___

3. Основная мысль текста :___

___

4. Стиль текста :___

5. Тип текста :___

6. Контекстуальные синонимы :___

7. Эпитет:___

8. Сравнение:___

Список использованной литературы:

1. Журнал «Литература в школе» №2, 2009. З. А. Шелестова «Народный календарь природы».

2. Ненецкий календарь. – АНО «Информационно-исследовательский центр «ЯсавэйМанзара», - Нарьян-Мар,2009.

3. Детский журнал «Пунушка» №16, 2011, - Нарьян-Мар: ОГУ «Этно-культурный центр НАО», 2011.

4. Детский журнал «Пунушка» №7-8, 2008, - Нарьян-Мар: ОГУ «Этно-культурный центр НАО», 2008.

Публикации по теме:

Методика подготовки учащихся 11-го класса к ЕГЭ по русскому языку на основе комплексного анализа текста Всем известно, что русский язык - предмет сложный. Поэтому работу по подготовке к ЕГЭ я начинаю вести уже с 5 класса. На уроках русского.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе[/b] Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но[/b] - Развитие умений.

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Мягкий знак-показатель мягкости согласного звука» Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука в конце и в середине слов». Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке.

Конспект урока по русскому языку для первого класса «Вежливые слова» Тема: «Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и противоположные по значению. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Части речи. Цель: вспомнить и углубить известное учащимся про самостоятельные части.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема «Антонимы» Авторы: Игнашова Елена Михайловна, Муравлёва Татьяна Васильевна, учителя начальных классов, МАОУ «Лицей № 62», Октябрьского района г. Саратова.

Конспект урока по русскому языку «Глагол. Спряжение глагола» Тема: Глагол. Спряжение глагола. Цель: 1. Совершенствовать знания о грамматическом понятии "глагол", о существенных признаках глагола.

Технологическая карта урока во втором классе по русскому языку по программе «Школа России» Технологическая карта урока во 2 классе по русскому языку по программе: «Школа России». Учитель: Богачева Елена Павловна. Тема урока: Развитие.

Урок-практикум по русскому языку в 10 классе Тема: Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил Цель урока : ЗНАТЬ -стили речи и типы речи; -тема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста»
Опубликовано: 8 марта 2017 в 00:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку «Комплексный анализ текста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Боброва (УИ 1092813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД