Ольга Годованая
Коммуникативное развитие дошкольников посредством музыкально-фольклорных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ. Благодаря знакомству с музыкально – фольклорными играми в ДОУ, мы сохраняем не только свои традиции, передавая их будущему поколению и обеспечивая физическое и духовное здоровье нашим детям, но и открываем ребёнку возможность в дальнейшем к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в дальнейшей жизни.
Публикация «Коммуникативное развитие дошкольников посредством музыкально-фольклорных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Годованая О. Ю., музыкальный руководитель МБДОУ «Академия детства» д/с №15, г. Нижний Тагил Свердловской области.
Коммуникативное развитие дошкольников посредством музыкально – фольклорных игр.
Период детства – это время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. Уже в раннем возрасте ребёнок сталкивается с проблемой установления взаимоотношений со своими сверстниками, со значимыми для него взрослыми людьми. Решение этой проблемы осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Усвоение ребёнком норм общения, овладение им навыками индивидуальной и коллективной работы, умение принимать и любить себя и других, доброжелательно относиться к окружающему миру – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу, возможность в будущем полнее реализовать себя, чувствуя успешным и достойным членом общества.
Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребёнка, где закладываются основы для его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Ребёнок учится понимать других людей и себя. Ведь именно игра – выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности, коммуникативного развития детей.
Постепенная потеря традиций, не только фольклорной, но даже и совместной детской игры вообще, стала серьёзной проблемой в условиях современного города. На самом деле: современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, и, таким образом, имеют асоциальную направленность.
Коммуникативное развитие детей посредством музыкально - коммуникативных фольклорных игр, возрождение игровой практики - особая задача в нашем ДОУ. Именно в этом уникальном явлении, как музыкальный фольклор, неразрывно связаны между собой как музыка, так и слово, так и движение. В соединении этих элементов и заключается большая сила педагогического воздействия. Известный русский педагог К. Д. Ушинский считал народные игры, благодаря близости их сюжетов и образов, наиболее доступным для детей материалом, понятным детскому воображению, активизирующему их самостоятельность и активность. Ведь испокон веков, в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, желании быть сильным, быстрым, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, волей к победе. В игре происходит формирование основных духовно-нравственных ценностей: любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой. А творческое развитие принципов народной педагогики, обращение к музыкально-коммуникативным играм как к воспитательному средству, развивающему и социализирующему личность ребёнка – это один из оптимальных путей решения основной задачи, стоящей перед дошкольным учреждением.
При организации коммуникативных музыкальных игр, направленных на развитие социальных качеств ребёнка, необходимо учитывать особенности музыкального развития детей на различных возрастных этапах, а именно:
- народная музыкальная игра должна соответствовать возрастным, индивидуальным, психологическим особенностям детей, а также уровню их музыкального развития;
- содержание игры должно иметь музыкально-развивающий характер и быть ориентировано на овладение детьми музыкально - перцептивными способностями, музыкально – познавательными операциями, музыкально – исполнительскими навыками;
- подготовка, организация и проведение игры должны осуществляться поэтапно: ознакомление с содержанием игры, определение музыкально – развивающих задач, правил игры, ролей, драматургии с характеристикой действий участников и их музыкальной деятельности на протяжении всей игры;
- необходимо комплексное использование различных видов музыкальной деятельности в процессе народной игры (слушание, пение, игра на ДМИ, движение под музыку).
Судьбы игр различны. Одни из них исчезают, теряя своё былое значение, другие трансформируются в современные варианты, развиваются. К сожалению, многие фольклорные игры теряют свою привлекательность для современных детей, хотя и широко внедряются в ДОУ. Было замечено, что под руководством педагога, дети охотно играют в них, но за стены ДОУ не выносят. Радио, телевидение, современная музыкальная среда вытесняют фольклорные образы. Для педагога в этой ситуации особой задачей является возрождение игровой практики в ДОУ. Один из оптимальных путей решения этой задачи – творческое развитие принципов народной педагогики, обращение к музыкальным коммуникативным играм как к воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребёнка.
По своему содержанию музыкальные народные игры классически лаконичны, образны, эмоциональны и выразительны, а народные мелодии хороши своей доступностью, простотой, напевность, легко запоминающимся мотивом. Игра всегда эмоциональна. Она будит у играющих яркие и сильные чувства. Но, она же, учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами и конечной целью игры. Таким образом, игра воспитывает самоконтроль и является лучшей формой организации эмоционального поведения. Подчиняя свои импульсивные желания правилам игры, ребёнок совершает волевое усилие, тренируя тем самым не только свою волю, но ещё и развивает свои коммуникативные умения и навыки.
На основе исследований педагогов О. И. Капицы, Г. М. Науменко, игры, условно, можно разделить на несколько видов:
- подвижные (спортивные);
- обрядовые (календарные);
- природные (по отношению к природе);
- трудовые (бытовые);
- с ведущим (водящим);
- драматические (с элементами театрализованных действий).
К подвижным относятся игры, имеющие соревновательный характер. Они включают в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Прятки»,»Ловишки», «Бубен» и др.).
Обрядовые – это игры, имеющие связь с народным сельскохозяйственным календарём. К ним относятся «Ручеёк», «Кукушечка», «Кострома», «Гори ясно» и др.
Природные игры воспитывают не только любовь и доброе отношение к окружающему нас миру, но ещё имеют и познавательное значение: дети знакомятся с окружающей их природой («Сорока», «Заинька», «У медведя во бору, «Ворон» и др.).
Трудовые игры знакомят с историческим наследием нашей многонациональной Родины, с повседневным трудом наших предков («Каравай», «Мельница», «Баба сеяла горох» и др.).
Игры с ведущим – это игры, где игрок выполняет какое-то действие или сам ведёт игру («Звонари», «Отгадай, чей голосок?», «Море волнуется» и др.).
Драматические – это игры, в которых необходимо умение превратиться на время в какого-то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Идёт коза по лесу» и др.).
В своей работе, при проведении музыкально-фольклорных игр, я обязательно учитываю возрастные особенности детей, их физическую подготовку, количество играющих и условия, в которых проводится игра, не смотря на то, что детские игры основаны на простых движениях, как шаг, ходьба, бег, лёгкие прыжки, приседания, хлопки, притопы, покачивания с ноги на ногу. Основная фигура, в границах которой развёртываются детские игры, это круг. Движения диктуются текстами песенок и связаны с изображением их персонажей (животных, птиц) в различных прибаутках или самих частей тела.
Многие игры, как правило, начинаются с выбора водящего. Лучше всего это происходит с помощью считалки, которая помогает выбрать ведущего, распределить роли между детей весело, без обмана и обид.
С детьми старшего дошкольного возраста, в процессе знакомства с игрой, я стараюсь развивать интерес к истории нашего родной страны, фольклору, народной культуре: дети знакомятся с различными пословицами, поговорками, народными приметами; узнают о жизни наших предков - их быте, труде. Я включаю музыкальные фольклорные игры в непосредственно образовательную деятельность, использую их на фольклорных праздниках и развлечениях.
Развитие коммуникативных навыков ребёнка, обогащение возможностей его социального общения – одна из ведущих задач детских фольклорных игр. В этом смысле детский игровой фольклор раскрывает механизмы реализации социально- адаптационного потенциала искусства.
Так, фольклорные игры подсказывают нам, что ребёнок к четырёхлетнему возрасту способен научиться переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению с помощью соответствующих действий: широких потягивающих движений всем телом; плавных, волнообразных движений руками; временного пребывания в позе «замирания». Игры учат ребёнка этому полезному качеству саморегуляции и контроля за своим состоянием, обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие. Многие из них предусматривают развитие у детей активных ощущений: познание силы прикосновений, их возможностей в регуляции собственного эмоционального состояния и налаживании доброжелательных контактов с окружающими.
Своеобразными тренингами на преодоление микро - стресса, являются игры, в которых догоняют, ловят, «пятнают». Игр, подобного рода много: «Гори ясно», «Бубен - долгий нос», «У медведя во бору» и др. Почти все эти игры сопровождаются несложными распевами и интонационно-выразительными приговорами, которые помогают организовать игру ритмически, а также задают игровые движения.
В процессе обыгрывания фольклорных песенок с помощью выразительных движений, дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Опора на этот приём, подсказанный народной педагогикой, помогает развить выразительность речевой интонации, явиться основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации.
Благодаря знакомству с музыкально-фольклорными играми в детском саду, мы сохраняем не только свои традиции, передавая их будущему поколению и обеспечивая, тем самым, физическое и духовное здоровье нашим детям, но и открываем ребёнку возможность в дальнейшем к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в дальнейшей жизни.