Коммуникативные игры-танцы, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников

Наталья Веселова
Коммуникативные игры-танцы, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников

Коммуникативные игры-танцы, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников

Человек становится личностью в результате общения, взаимодействия с другими людьми. Понятие Общение тесно связано с понятием Коммуникация, социализация, которое трактуется, как «обмен мыслями, сведениями, эмоциями, идеями». Тесно связано с жизнью, с семьёй ребёнка.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, его социального развития. На современном этапе у дошкольников наблюдаются агрессия, нежелание общаться, конфликты со сверстниками, капризы. Как показывают наблюдения, дошкольники часто неадекватно выражают свои эмоции (радость, злость, обиду, недовольство, страх, удивление). Это становится барьером в установлении доброжелательных отношений.

Таким образом, проблема общения и взаимодействия личностей дошкольников, очень актуальна на сегодняшний день.

Перед педагогами стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально-благоприятной атмосфере в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах, развитию позитивных отношений между сверстниками, их социализации.

Цель проекта:

Способствовать социально-коммуникативному развитию старших дошкольников.

Задачи проекта:

• Формировать динамическую сторону общения: лёгкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению;

• Создать ситуацию для проявления эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

• Развивать позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением своей значимости в детском коллективе.

• Воспитывать через танцы-игры умение понимать состояние и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать

Социально-коммуникативное развитие детей процесс довольно сложный и трудоёмкий, но очень важный, ведь с развитием будет изменяться и эмоциональная сфера ребёнка. Он постепенно начнёт осознавать и контролировать свои эмоции. Поэтому с детьми необходимо заниматься. А проще всего чему – то научить ребёнка можно с помощью игры. Играя с детьми, можно искусственно создавать жизненные ситуации, решать проблемы, возникающие в общении между детьми. Все эти выявленные трудности приводят педагогов к необходимости поиска и применений новых подходов, технологий и методов воспитания. Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности дошкольников. Мы рассмотрим коммуникативные игры – танцы.

Социально-коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.

К социально-коммуникативным играм относятся и танцы. Коммуникативные танцы - вид массовых, «круговых» танцев. Очень популярной формой коммуникативных танцев-игр являются танцы в кругу, со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов.

Значение коммуникативных игр

• Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации.

• Развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомимику, жестикуляцию.

• Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им.

• Развивают умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, применять её в жизни.

• Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.

• Воспитывают доверительное отношение к друг другу.

• Развивают невербальное воображение и образное мышление.

Посетив семинары В. Жилина, Усовой О., познакомившись с методическими рекомендациями М. Ю. Картушиной, Л. Бурениной, Ирины Каплуновой, нас заинтересовала игровая деятельность. Захотелось применить её на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Познакомившись с методическими разработками, собрав картотеку игр, танцев, мы скорректировали рабочую программу, включив в занятие социально-коммуникативную игру, театрализацию, хоровод или круговой танец в старших и подготовительных группах. Такие игры занимают достаточно много времени, поэтому их используем и в досуговой деятельности. Используем различные коммуникативные игры, разнообразные формы работы – индивидуальную, подгрупповую (5-6 человек, групповую.

У детей формируются Социально-коммуникативные способности и качества:

• Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

• Позитивное отношение к другим людям

• Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

• Умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

• Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Педагог во время коммуникативного занятия должен проявлять:

• Терпение (это качество необходимо каждому педагогу);

• Желание играть и верить в игру, так как верит в нее ребенок;

• Умение принимать детей такими, какие они есть;

• Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка;

• Готовность к импровизации.

1. Игры – приветствия помогают детям овладеть начальными навыками культуры общения – разными формами приветствия. Их можно использовать в качестве ритуальных в начале каждого занятия, в определённых режимных моментах.

2. Психогимнастические игры посвящены определённому разделу психомоторики. Они направлены на развитие воображения, снятие интеллектуальной и эмоциональной напряженности, гармонизацию отношений с другими детьми, выработку уверенности в себе.

3. Игры с выбором. Такие игры предполагают вступление детей в контакт с водящим и помогают включать в игру застенчивых детей. Чтобы игра была более интересной для младших дошкольников использую атрибуты. В игру вовлекаются застенчивые дети.

4. Игры с именами дают возможность ребёнку представить себя в различных ролях. Избавиться от робости и ощутить свою значимость в детском коллективе. Младших дошкольников в игру приглашает педагог, старшие приглашают товарищей к которым испытывают симпатию. Задача педагога – направить игру так, чтобы и робкие дети приняли в ней участие.

5. Игры в парах предполагают непосредственный контакт с партнёром. Они построены на невербальном взаимодействии двух детей. Разнообразны жесты, мимика, позы, тактильные ощущения. Парные игры требуют слаженность движений играющих, позитивное отношение друг к другу.

6. Подвижные речевые игры дают возможность детям играть своим телом, развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, учат детей сотрудничать. Способствуют формированию навыков художественного общения. Разучивание стихотворений, сопровождающихся движениями, развивают память. Для речевых игр используются малые формы фольклора или небольшие шутливые стихотворения.

7. Ритмические игры. Эти игры с использованием жестов способствуют развитию чувства ритма. Которое имеет большое значение в развитии речи. На начальном этапе ребёнок воспринимает, а потом воспроизводит ритмическую структуру слова.

8. Телесные тактильные игры помогают налаживать доброжелательные отношения со сверстниками, регулируют собственное эмоциональное состояние.

9. Хороводные игры. Такие игры проводятся по кругу сопровождаютсядвижениями в соответствии с текстом. Такие игры встречаются в фольклоре любого народа. Часто они проводятся в кругу, что позволяет игрокам видеть каждого участника. Это позволяет не только решать проблемы общения, но и приобщают детей к культуре своего народа.

10. Театрализованные игры способствуют раскрепощению, повышению самооценки, общему развитию, проявлению любознательности, настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций. У детей развивается интуиция, ориентация в пространстве, плавность речи. А главное участие в театрализации доставляет детям радость, увлекает их. Играю с детьми по подгруппам.

11. Игры с музыкальными инструментами дают возможность выразить себя и подыграть на каком-либо инструменте. Приучают исполнять музыкальное произведение в ансамбле.

12. Подвижные игры предполагают, что все являются участниками игрового действия, не только дети, но и взрослые, учат позитивно реагировать на проигрыш.

13. Социальные (круговые) танцы. Особенность игр – танцев – простота исполнения. Они построены на жестах и движениях, которые вызывают у детей дружелюбие, открытое отношение друг к другу. Танцевальный материал очень доступный, поэтому я включаю танцы в коррекционную работу. Социальные танцы – общение равных. Ведь вместе с детьми танцуют и взрослые (педагоги, родители).

Не ждите, что ваши дети будут такими, какими вы хотите их видеть. Такого никогда не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, какими они должны стать и внимательнее смотрите, какие они есть в реальности. Занимаясь с детьми социально-коммуникативными играми, мы видим, что дети стали более общительными, менее агрессивными, у них повысилась самооценка, чувство сопереживания, заинтересованность в занятиях. У них улучшилась память, воображение, фантазия. Таким образом, на музыкальных занятиях, мы видим положительную динамику в социально-коммуникативном развитии детей.

Коммуникативные игры-танцы, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников
Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство оптимизации социально-личностного развития старших дошкольников В соответствии с ФГОС ребёнок 7 лет, освоивший основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обладает определенными интегративными.

Коммуникативные игры как средство развития общения дошкольников старшей группы Коммуникативные игры как средство развития общения дошкольников старшей группы. Особенности коммуникативных игр. В дошкольном возрасте игра.

Конспект НОД по ОО социально-коммуникативного развития «Медвежата идут на прогулку с детьми» ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Игры с образными игрушками (социально-коммуникативное.

Консультация для родителей «Коммуникативные игры — важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка» Консультация для родителей «Коммуникативные игры- важнейшая составляющая социально-коммуникативного развития ребенка» Уважаемые родители.

Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» Мастер-класс «Коммуникативные игры как элемент эмоционального развития дошкольников» подготовил воспитатель Коновалова О. В. Способность.

Программа социально-коммуникативного развития «Я — Человек» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15» ПРОГРАММА социально-коммуникативного.

Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников через коммуникативные танцы-игры Данная методическая разработка предназначена музыкальным руководителям и воспитателям дошкольного учреждения. Базируясь на обязательных.

Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками.

Коммуникативные музыкальные игры и танцы и их роль в развитии личности дошкольниковКоммуникативные музыкальные игры и танцы и их роль в развитии личности дошкольников «Коммуникативные музыкальные танцы и игры и их роль в развитии личности дошкольников» “Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна.

Театральные игры в детском саду как средство речевого и социально-коммуникативного развития дошкольника Театрализованные игры - средство речевого и социально-коммуникативного развития дошкольника Уважаемые коллеги! Я рада, что у меня сегодня.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Коммуникативные игры-танцы, как средство социально-коммуникативного развития дошкольников
Опубликовано: 11 октября 2019 в 08:15
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки