Получи документы

Конспект урока литературы в 6 классе «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна»

Хрипунов Юрий Фёдорович
Конспект урока литературы в 6 классе «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна»
▼ Скачать + Заказать документы

Для выявления первичного восприятия рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» учащимися шестого класса мы предложили им задать вопросы, которые возникли у детей и которые они хотели бы обсудить в классе. Все вопросы были нами проанализированы и разделены на группы.

Выделим группу, свидетельствующую о глубоком осмыслении произведения:

Почему в рассказе выделяется то, что действия происходят в канун Рождества? Ваня А

Почему швейцар не захотел передать письмо? Лена Ш.

Почему доктор сразу не представился? Алена В.

Публикация «Конспект урока литературы в 6 классе „Чудо в рассказе „Чудесный доктор“ А, И, Куприна“» размещена в разделах

Почему Мерцалов хотел повеситься? Саша Е

Почему старик решил помочь Мерцалову? Регина Ш.

Доктор Пирогов -кто он? Дима М

Эти вопросы учащихся были включены в анализ текста на уроке.

Среди прочих вопросов следует отметить такие, которые свидетельствуют о недостаточном понимании бытовых реалий и исторической эпохи:

Почему дети мерзли в -12?Андрей П.

Как купили все на 3 рубля? Рома Н.

Почему жили в подвале? Таня К.

Почему семья настолько отчаялась (грязное белье, дрова? Егор З.

Наличие таких вопросов потребовало введение пояснений о том, что такое бедность, а также исторического комментария.

Некоторые вопросы говорят о неподдельном интересе к рассказу и внимательном вдумчивом чтении:

Почему Мерцаловы не стали искать доктора Пирогова? Настя П.

Почему не обращались к врачам раньше? Андрей П.

Чьим детям купил подарки пирогов? Есть ли у него свои дети? Толя С.

Зачем доктор зашел в сад? Почему сразу не пошел туда, куда собирался? Ксюша Б.

Личностные:

1). Воспитание чувства любви, уважения к человеку;

Метапредметные:

1) Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические суждения и делать выводы;

2)Формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

3)Формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Предметные:

1)Формирование понимания литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа понимания жизни;

2)Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно, создавать развернутые высказывания аналитического характера, участвовать в обсуждении прочитанного;

3)Формирование умений учитывать историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

4) Формирование умения выявлять в художественных текстах личностно-значимые образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним;

5) Формирование навыков анализа художественных произведений с учетом и жанрово-родовой специфики.

Ход урока

1. Огр. момент.

2. Введение в тему. Беседа о празднике Рождества Христова.

Чтение стихотворения Иосифа Бродского учителем.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Звезда светила ярко с небосвода.

Холодный ветер снег в сугроб сгребал.

Шуршал песок. Костер трещал у входа.

Дым шел свечой. Огонь вился крючком.

И тени становились то короче,

то вдруг длинней. Никто не знал кругом,

что жизни счет начнется с этой ночи.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

О каком событии говорится в стихотворении?

Недавно, в конце декабря – начале января весь мир отмечал удивительный праздник – Рождество.

Как вы думаете, почему это праздник для всего мира?

(Рождество – праздник в честь рождения Иисуса Христа. Православные христиане празднуют его 7 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная.

Чудо Рождества – в том, что первый и единый раз навеки-вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя.

В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране. Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь.

Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру – вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли (кормушка для скота) с сеном.

Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:

— Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов.

Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях! В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля».

Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма. Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы – волхвы. Они догадались, что звезда – предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребё нком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и смирну. (Золото ему принесли как царю (в виде дани, ладан – как Богу (потому что ладан употребляется при богослужениях, а смирну как человеку, которому предстоит умереть (потому что умерших помазывали и натирали благовонными маслами).А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира)

Каждый человек любит праздники. Особенно любим мы Рождество. Это заложено в нашем подсознании. Ведь рождество – это рождение человека – Бога, который был послан Человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, чтобы помочь сделать жизнь Человека лучше, чище, нравственнее.

Какие чувства вы испытываете в преддверии Рождества?

В рождественские праздники каждый ждет чуда. Взрослый ли это, ребенок ли. Мы загадываем желания, готовим рождественский ужин, украшаем свои жилища, а главное – мы наряжаем ёлку.

Рождество – самый светлый, самый счастливый, самый таинственный праздник христианской культуры. И поэтому он нашел отражение в живописи, поэзии, прозе.

Иконописцы

Икона. Конец XI – нач. XII в. Константинополь. Монастырь св. Екатерины, Синай

Рождество Христово (А. Рублев)

Поклонение волхвов. Ок. 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия (Сандро Боттичелли)

Рождество Христово (В. Шебуев)

Композиторы «Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха, цикл Оливье Мессиана «Рождество Господне»

И в литературе появились произведения особого жанра – Рождественские, или, как их еще называют, святочные рассказы.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа.

3. Сообщение об авторе

А. И. Куприн прожил очень непростую жизнь. Мальчику шёл всего второй год, когда умер его отец. Мать воспитывала сына одна. На его судьбу выпали испытания, когда очень хотелось, чтобы произошло чудо. Немало страданий перенёс Куприн и уже будучи взрослым. Кем он только не работал, чтобы заработать себе на жизнь: и актёром бродячей труппы, и военным, и управляющим имением, поднимался в небо на воздушном шаре и самолёте, и опускался на дно морское, был репортёром, получал за строчку полторы-две копейки. И уже тогда определил для себя, как для журналиста и для писателя, всегда писать только правду, какой бы горькой она ни была А. И. Куприн, ребята, жил в иное, чем мы, время, знал совсем другой мир, многое из которого безвозвратно ушло. Но чувства, какие волновали его героев – молодых офицеров, цирковых артистов, неунывающих бродяг – волнуют в той же степени сегодня и нас. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казенной палате.

Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость, добро и зло по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу

4. Работа с названием рассказа

Обратимся к названию «Чудесный доктор», как вы думаете, о чем пойдет речь? (о докторе, который лечит любую болезнь, не делает больно и т. д)

Рассказ называется «Чудесный доктор». Чтобы понять произведение, необходимо разобраться и с его названием. Давайте попробуем понять, почему Куприн называет доктора «чудесным». Какой смысл он вкладывает в это определение.

Для начала посмотрим, что обозначает слово «чудесный». Какие синонимы вы могли бы подобрать к этому прилагательному? (сверхъестественный, прекрасный, чудный, превосходный, отличный, волшебный, сказочный, фантастический, феерический).

Словари дают нам несколько лексических значений данного прилагательного. Итак, чудесный

1)Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный.

2) Чудный, очень хороший.

В первом случае чудесный – являющийся чудом. А как вы понимаете слово «чудо»? (сверхъестественное, необычное, небывалое)

Слово «чудо» так же имеет несколько значений. Чудо :

1)сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы;

2) нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;

3) о том, кто (или что) вызывает общее удивление, восхищение своими качествами;

4) сказочное необыкновенное существо.

Какое из этих определений прилагательного «чудесный», по вашему мнению, использовано в данном случае? Почему?

(Доктор чудесный, потому что он является чудом, совершил чудо или потому что он очень хороший)

Перечитаем рассказ, постараемся понять, что такое чудо в понимании автора рассказа.

5. Введение темы:

Итак, тема нашего урока

Чудо в рассказе Куприна «Чудесный доктор»

6. Аналитическая беседа.

- Для начала, вспомните, в какое время происходит действие рассказа? (Зимой. Перед праздником)

Верно. В канун Рождества. Это первый признак Рождественского рассказа.

Какие приметы указывают на это?

Во-первых, это зима. Под ногами скрипит снег. Во-вторых, Гриша с Володей рассматривают в окнах домов наряженные елки. Это говорит о том, что Новый год еще не наступил. В-третьих, когда Мерцалов встречает чудесного доктора, профессор Пирогов говорит, что он купил несколько подарков знакомым ребятишкам…

Как вы относитесь к праздникам и к Рождеству? Какие чувства испытываете при его приближении?

Радостные. Могут сказать, что любят праздники и т. п.

Ждете ли вы подарки на Рождество, готовите ли их сами?

Да

Могла ли семья Мерцаловых надеяться на подарки, сюрпризы в праздничные дни?

Нет, потому что последнее время им не везет, у них не осталось друзей, и нет денег

Ребята, вы, читая текс рассказа, задавали вопрсы, Ваня А. спросил, почему в рассказе сделан акцент на то, что действия происходят в канун Рождества. Очень хороший вопрос, Ваня. Давайте все вместе подумаем, почему.

Действие рассказа не случайно происходит в Рождество. Время, когда происходят чудеса, ведь сам праздник – это праздник чуда рождения Христа. В случае данного рассказа, мы тоже можем говорить о чуде, пусть в данном случае даже не сверхъестественного происхождения, ведь перемены, случившиеся в семье Мерцаловых очень похожи на чудо.

Существует жанр, для которого характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации, а ведь ситуацию, сложившуюся в семье Мерцаловых можно назвать трагической.

Действие в рождественском рассказе обязательно должно происходить в канун светлого праздника и отражать особое рождественское мировосприятие.

7. Комментированное чтение

Теперь давайте перейдем к чтению самого рассказа. Как вы помните в произведении два рассказчика. Такая форма произведения называется рассказ в рассказе. Автор в самом первом абзаце утверждает, что «следующий рассказ не плод досужего вымысла. Акцент на достоверность повествования – одна из примет рождественского рассказа Все описанное им действительно произошло». От кого автор услышал эту историю?

От Григория Мерцалова

Верно, от участника всех этих событий, от Григория Мерцалова.

Где происходит наша первая встреча с героями рассказа?

У витрины магазина.

А кто эти герои?

Мальчики из бедной семьи

Давайте прочитаем описание витрины гастрономической лавки и ответим на вопрос «Чем привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина?»

«И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросн ую бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала… Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, – поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно»

Плачевно значит безрезультатно. Чем привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина?

Там много всего вкусного, а они хотят есть.

С помощью каких красочных определений автор описывает все, что находится на витрине гастрономического магазина?

Великолепная выставка, горы красных крепких яблоков и апельсинов; правильные пирамиды мандаринов, огромные, гирлянды колбас, бесчисленное множество, эффектная картина.

Автор использует различные эпитеты, сравнения, ряды однородных членов, чтобы передать привлекательность содержимого витрины для мальчиков, причем делает это с максимальной точностью.

Почему это «очаровательное зрелище» кроме восхищения вызвало у мальчиков еще и тяжелый вздох?

Они хотят есть. У них такого нет.

Как вы думаете, почему автор начинает свой рассказ именно с эпизода около витрины, почему он так важен в рассказе?

Показать положение этой семьи.

Потому что для мальчиков вся эта «великолепная выставка» представляет собой нечто сказочное, недоступное, другая реальность, в которую они никогда не попадут. Мы уже сказали, что их мучает чувство голода. Далее в тексте, если вы помните, будет говориться, что «оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей». Пустые щи – щи, сваренные на воде, а не на мясном бульоне.

Таким образом, автор с самого начала показывает нам две противоположные стороны жизни. Изобилие витрины с одной стороны и голодные мальчики и пустые щи с другой.

Куда поспешили мальчики после того как оторвались от созерцания витрины?

Домой.

Снова обращаемся к тексту. Прочитайте про себе со слов «по мере того как шли мальчики…» и до конца второго абзаца. Подумайте над тем, какую картину наблюдали мальчики по дороге домой? Отличается ли она от их жизни?

«По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам - все осталось позади. Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры… Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его - собственно подвал -был каменный, а верх – деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее. Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс – настоящему запаху нищеты. Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания»

Итак, какую картину наблюдают мальчики по дороге домой, до того момента, как они добрались до места, где находится их дом? Отличается ли картина улицы от их жизни?

Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам. Да, они живут в нищете, в подвале

Какие слова в описании жилища Мерцаловых помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите их в тексте.

Подземелье, закоптелые, плачущие от сырости стены, керосиновый запах, запах крыс и др.

Зачем автор помещает рядом описание праздничных витрин и бедного подвала?

Чтобы показать, как живут одни и как – другие

Действительно, автор для того, чтобы читатель мог сильнее ощутить нищету и трагедию этих людей противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей. Опять появляется резкий контраст, так же как и с витриной гастрономического магазина, автор вновь показывает нам противопоставление меты и реальности. На фоне благополучия одних виднее бедность других.

Далее по тексту, как вы помните, разговор матери и мальчиков по поводу поручения.

Какое поручение мать дала мальчикам?

Отнести письмо

Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему начальнику главы семейства Мерцаловых?

Просьба о деньгах или о работе.

Удалось мальчикам выполнить поручение матери? Почему?

Нет, швейцар не передал письмо.

Верно. Швейцар – сторож при подъездах в жилых домах, гостиницах учреждениях.

Почему швейцар не захотел передать письмо?

Он злой и жестокий. Но, возможно, это потому, что он обязан таким быть, он выполняет приказ начальника.

После разговора матери с мальчиками в тексте, наконец-то появляется сам Мерцалов. Давайте прочитаем, как он выглядит, то есть разберемся с его портретом.

«Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах»

Как характеризует Мерцалова его внешний вид? (Почему он в летнем пальто, летней шляпе и без калош)

Он очень беден, у него нет денег даже на одежду

Какие отношения царят в семье Мерцаловых?

Понимание.

А почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении?

Мерцалов заболел брюшным тифом, его выгнали с работы. У них закончились деньги. Дети стали болеть, одна девочка даже умерла, а вторая теперь находится при смерти.

Как вы думаете, какие чувства испытает после всего того, что свалилось на него, Мерцалов?

Отчаяние и т. п

В рождественских рассказах, как правило, герои оказываются в бедственных жизненных обстоятельствах. Часто это дети.

8. Рефлексия

Случалось ли вам помогать людям, попавшим в беду?

9. Домашнее задание.

Подумайте, как бы вы могли помочь семье Мерцаловых?

Публикации по теме:

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

План-конспект урока ИЗО в 7 классе «Динамика и статика» Тема: «Динамика и статика». Цель: закрепление композиционных понятий, динамика и статика. Задачи: – освоение понятий динамики и статики;.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературы в 6 классе «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна»
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 21:08
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературы в 6 классе «Чудо в рассказе «Чудесный доктор» А. И. Куприна»» (включая файлы) размещена пользователем Хрипунов Юрий Фёдорович (УИ 1848697) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД