Лучший педагог года

Конспект занятия «Буквы Е, Я, Ё, Ю в гостях у ребят»

Виктория Морева
Конспект занятия «Буквы Е, Я, Ё, Ю в гостях у ребят»

ТЕМА: «БУКВЫ -Я, -Е, -Ё, -Ю - В ГОСТЯХ У РЕБЯТ».

ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

(СМЕШАННАЯ ПО ВОЗРАСТУ 5-6 ЛЕТ).

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕЛИ:

I.Упражнения направленные на предупреждение проявления акустической формы дисграфии. Работа по формированию связи звука с буквой, слиянию звуков в слоги и слова.

1)Составление фонетической схемы слов с последующим звуковым анализом.

2).Образование новых слов путем вставки или замены звука.

3)Определение наличия звука в слове, его место нахождения, чтение слова по синтезу его первых букв.

Публикация «Конспект занятия „Буквы Е, Я, Ё, Ю в гостях у ребят“» размещена в разделах

4)Подбор слов к заданной схеме.

5)Продолжать учить разгадывать ребусы.

6)Определение количества слогов в слове.

II.Закрепление навыка грамотного слитного чтения.

III.Упражнения направленные на предупреждение проявления оптической и зеркальной форм дисграфии, развитие восприятия оптических образов букв.

1).Выкладывание слова из палочек, используя методику «Волшебный коробок».

2)Из предложенного ряда правильно и неправильно написанных букв выбрать и обвести ручкой указанного цвета только правильно написанные буквы.

3).Вставить нужную из предложенных пропущенную букву.

IV.Контролировать звукопроизношение детей. Закреплять у детей навык ответа полным распространенным предложением.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

1). Развитие внимания, памяти,логического мышления.

2).Продолжать учить работать с раздаточным материалом.

3) Закреплять у детей навык правильной посадки за рабочим столом и написания с правильным положением ручки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Дидактическое пособие «Вагончики» с набором картинок, магнитная доска, магниты, пеналы для фонетического разбора слов, дидактическое пособие «Волшебный коробок»,серия картинок на дифференцируемые звуки,раздаточный материал для проведения письменного задания, ручки двух цветов красная и синяя, магнитофон, магнитофонные записи, коробка «посылка», письмо, красочно оформленные буквы «Я», «Ё», «Е», «Ю», буквы магнитной азбуки.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Логопед: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня в гости пришли знакомые вам буквы. (Под веселый наигрыш русских народных песен по одной после прочтения стишка выставляются красочно оформленные буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю».)

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ЛОГОПЕД: Ребята! Узнайте эти буквы!

БУКВА «Я» :

Поглядите-ка друзья,

В дальний путь

Уеду …

ДЕТИ: Это буква «Я».

БУКВА «Ю» :

Чтобы О не укатилось

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась… буква…

ДЕТИ: (хором) буква «Ю».

ЛОГОПЕД: Правильно, ребята!

БУКВА «Е» :

На дворе – такая жалость

Наша лесенка сломалась,

Наша лесенка сломалась,

Буква …

ДЕТИ: буква «Е».

БУКВА «Е» :

зато осталась.

ЛОГОПЕД: Молодцы! Знаете эту букву!

БУКВА «Ё» :

Буква «Е» передохнула,

Как тот час же на неё,

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква …

ДЕТИ: «Ё».

ЛОГОПЕД: Правильно, ребята! Молодцы! Вы узнали эти буквы. Сегодня буквы пришли к вам в гости : поиграть и посмотреть чему вы научились.

Ой! Посмотрите, у меня на столе лежит посылка! Ее, наверное, принес почтальон Печкин. Сейчас я её открою. Тут лежит конверт. А в конверте письмо. Вам интересно узнать что в нем написано?

ДЕТИ: Да!

ЛОГОПЕД:Я вам его прочитаю. (Логопед читает текст письма.)

«РЕБЯТА! ВЫ ПОПАДЕТЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ, ЕСЛИ ПОКАЖЕТЕ, ЧЕМУ ВЫ УЖЕ НАУЧИЛИСЬ НА ЗАНЯТИЯХ; ВЫПОЛНИТЕ ПРАВИЛЬНО ВСЕ МОИ ЗАДАНИЯ. ТОГДА ДВЕРЬ В МОЮ СТРАНУ БУДЕТ ОТКРЫТА ДЛЯ ВАС. КОРОЛЕВА СТРАНЫ ЗНАНИЙ».

ЛОГОПЕД :Ребята! Вы хотите попасть в страну Знаний?

ДЕТИ: Да!

ЛОГОПЕД: Задание первое. Давайте возьмем с собой наши буквы и отправимся в страну Знаний на необычном паровозике. Он повезет нас туда, если вы правильно определите количество слогов в слове. (На доске выставлено дидактическое пособие «Вагончики», на столах у детей лежат картинки на определенное количество слогов). Возьмите картинку. Подумайте, сколько слогов в вашем слове. Прикрепите вашу картинку к нужному вагончику. (Работа выполняется под тихий проигрыш песенки «Мы едем, едем, едем в далекие края»). Картинки: «ЯХТА», «ЯЩЕРИЦА», «ЛЯГУШКА», «ЯБЛОКО», «ЯМА», «ЁРШ», «ЛЕС», «ЮБКА», «ПЛАТЬЕ», «ЕЛИ», «ЮРТА», «ЁЛКА». (Дети по одному выходят к магнитной доске и выкладывают свою картинку к вагончику с нужным количеством слогов).

Вы правильно выполнили это задание! А теперь поехали! А вы, буквы, будете помогать ребятам правильно выполнять задания.

ЛОГОПЕД: Дети! Нужно выполнить эти задания! Второе задание. Слово рассыпалось. Нужно выложить слово из этих букв?

Логопед выставляет на доску буквы : «М», «Я», «А»;

РЕБЕНОК: это слово «ЯМА».Выкладывает его на магнитной доске.

ЛОГОПЕД: «Л», «Ю», «А»;

РЕБЕНОК: это слово «ЮЛА». Выкладывает его на магнитной доске.

ЛОГОПЕД: «И», «Ж», «Е».

РЕБЕНОК: это слово «ЕЖИ». Выкладывают его на магнитной доске из букв магнитной азбуки.

ЛОГОПЕД: Задание третье. Прочитайте слова по этим табличкам. Вы их сможете прочесть по первым буквам этих слов. (Выставляются таблички с набором картинок. Например «ЮБКА», «ЛУК», «АРБУЗ».)

ДЕТИ :Это слово «ЮЛА».(Так же по картинкам читаются слова «ЁЛКА», «ЕЖИ», «ЯКОРЬ»).

ЛОГОПЕД: Молодцы! Вставьте пропущенную букву в слово. Слова «.МА»,«. ЛКА»,

«.ЛА» из предложенных магнитных букв. (Работа с доской).Почитаем. ДЕТИ: Читают:«ЕЖИ», «ЁЛКА», «ЮЛА», «ЯМА».

ЛОГОПЕД: Вы выполнили задание верно!

ЛОГОПЕД: задание четвертое. Прочитайте эти слова по цифрам, написанным над каждой буквой, правильно расположив их от 1 до 3. Какое здесь спряталось слово? (Слова «ЕЖИ», «ЁРШ», «ЯМА», «ЮЛА».)Если вы правильно прочитаете слово, то появится нужная картинка. (Дети читают слово, а логопед выставляет на доску картинку).

ЛОГОПЕД: Ребята! Пятое задание необычное. Вспомните, как называется задание зашифрованное в картинке? Правильно! Это «РЕБУС». Давайте расшифруем эти ребусы. (Логопед по одному выставляет ребусы в картинках.) Это слова : «ЗАЯЦ», «ИЗЮМ», «УЮТ», «ЯБЛОКО», «СЕМЬЯ», «ВЕСНА». Хорошо!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

ЛОГОПЕД: Мы устали. Давайте немного отдохнем. Встали. Слушаем веселый стишок и выполняем действия:

Один, два, три, четыре, пять – Топаем ногами пять раз.

Топаем ногами.

Один, два, три, четыре, пять – Хлопаем руками пять раз.

Хлопаем руками.

Один, два, три, четыре, пять – Сжимаем и разжимаем пальцы в кулаки.

Не будем отвлекаться.

Один, два, три, четыре, пять- Загибаем по одному пальцы в кулаки.

Будем заниматься.

ДЕТИ: четко произносят слова физкультминутки и выполняют действия.

ЛОГОПЕД: Дети! Мы с вами знаем что буквы «Я,» «Е», «Ё» «Ю» - необычные буквы. Чем они отличаются от других?

ДЕТИ: Потому что мы читаем одну букву, а звуков они обозначают два.

ЛОГОПЕД: Правильно! Задание шестое. Откройте, пожалуйста, пеналы для выкладывания схем слов.

Дети выкладывают схему слова «ЯСЛИ» с последующим её объяснением: сколько в слове слогов, последовательно давая характеристику каждому звуку. Сколько в слове согласных звуков и называют их. Сколько гласных, называя их. (Одновременно с детьми схему выкладывает логопед.) Давайте «прочитаем» наше слово пальчиками. (Дети касаются кончиками пальцев правой руки, начиная с большого, указательного, среднего, безымянного, мизинца. (Напоминает игру на фортепиано.)Затем, под каждым квадратиком выкладывается нужная буква. Логопед обращает внимание детей на то, что в слове «ЯСЛИ» букв 4, а звуков 5.

Логопед: Хорошо. Уберите все в пеналы. Закройте их.

ЛОГОПЕД: Задание седьмое. Откройте «Волшебные коробочки». Выложите из палочек слово «ЕЛЬ».

ДЕТИ: выкладывают из палочек слово «ЕЛЬ»,.

ЛОГОПЕД :Что смягчило букву «Л`» ?

ДЕТИ: Мягкий знак служит для смягчения согласных звуков.

ЛОГОПЕД: Какую букву нужно добавить, чтобы получилось слово «МЕЛЬ».

ДЕТИ: добавляют букву «М».

ЛОГОПЕД: Выложите из палочек слово «ЮЛА».

ДЕТИ: выкладывают из палочек слово «ЮЛА».

ЛОГОПЕД: Какую букву нужно убрать и какую выложить, чтобы получилось слово «ЮЛЯ».

ДЕТИ: Нужно убрать букву «А», а вместо нее выложить букву «Я», потому что это гласная второго ряда и служит для смягчения согласных звуков.

ЛОГОПЕД: Дети! Вы напишите слово «ЮЛЯ» с заглавной буквы, потому что это имя девочки. Так же с заглавной буквы пишем фамилии людей, клички животных, названия городов и улиц. Молодцы! Вы выполнили задание верно.

ЛОГОПЕД: Последнее задание. Вода смыла нижнюю половину написанных на песке слов. Возьмите синюю ручку и допишите эти слова.

ДЕТИ: дописывают слова: «ЯМА», «ЯША», «ЕЖЕВИКА», «ЮБОЧКА», «ЁЛОЧКА», «ЕЛИ», «ЮЛА»,

III.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Логопед: Ребята! Вы очень старались! Выполнили все задания верно! Вам помогли в выполнении этих заданий наши гости буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я».Для вас открыта дверь в Страну Знаний! Мы еще узнаем много нового в этой чудесной стране! Занятие окончено.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Ф. З. Сиафетдинова «Для мальчиков и девочек, а так же их родителей». Москва «Топикал».1994 год.

2. «Занимательная, живая, загадочная и цирковая азбука».

3. В. В. Морева «Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Программа «Волшебный коробок». «Дошкольная логопедическая служба» книга 2. Творческий центр «Сфера» 2008 год.

4. И. Лопухина «550 упражнений для развития речи».Издательство «Дельта» Санкт-Петербург 2000 год.

5. И. Лопухина «Логопедия. Речь, ритм, движение» издательство «Дельта» Санкт-Петербург 1999 год.

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕМА: ГРАМОТА.

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЦЕЛИ:

I.Упражнения направленные на предупреждение проявления акустической формы дисграфии. Работа по формированию связи звука с буквой, слиянию звуков в слоги и слова.

1)Составление фонетической схемы слов с последующим звуковым анализом.

2).Образование новых слов путем вставки или замены звука.

3)Определение наличия звука в слове, его место нахождения, чтение слова по синтезу его первых букв.

4)Подбор слов к заданной схеме.

5)Продолжать учить разгадывать ребусы.

6)Определение количества слогов в слове.

II.Закрепление навыка грамотного слитного чтения.

III.Упражнения направленные на предупреждение проявления оптической и зеркальной форм дисграфии, развитие восприятия оптических образов букв.

1).Выкладывание слова из палочек, используя методику «Волшебный коробок».

.

V.Контролировать звукопроизношение детей. Закреплять у детей навык ответа полным распространенным предложением.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

1)Развитие внимания, памяти,логического мышления.

2)Продолжать учить работать с раздаточным материалом.

3)Закреплять у детей навык правильной посадки за рабочим столом и написания с правильным положением ручки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Дидактическое пособие «Вагончики» с набором картинок, магнитная доска, магниты, пеналы для фонетического разбора слов, дидактическое пособие «Волшебный коробок»,серия картинок на дифференцируемые звуки, дидактические пособия «Ребус», «Прочитай слово по первым буквам», «Прочитай слово по порядку цифр», «Выложи правильно схему слова»,мяч.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Отработка ритма, речевого выдоха на основе речевки.

ВДОХ- на выдохе произносим строку:

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Чтение «Азбуки». Контроль за произношением, дикцией, темпом, интонацией.

2. Давайте возьмем с собой наши буквы и отправимся в страну Знаний на необычном паровозике. Он повезет нас туда, если вы правильно определите количество слогов в слове. (На доске выставлено дидактическое пособие «Вагончики», на столах у детей лежат картинки на определенное количество слогов). Возьмите картинку. Подумайте, сколько слогов в вашем слове. Прикрепите вашу картинку к нужному вагончику. Картинки: «ЯХТА», «ЯЩЕРИЦА», «ЛЯГУШКА», «ЯБЛОКО», «ЯМА», «ЁРШ», «ЛЕС», «ЮБКА», «ПЛАТЬЕ», «ЕЛИ», «ЮРТА», «ЁЛКА». (Дети по одному выходят к магнитной доске и выкладывают свою картинку к вагончику с нужным количеством слогов).

Вы правильно выполнили это задание! А теперь поехали

3. Прочитайте слова по этим табличкам. Вы их сможете прочесть по первым буквам этих слов.

4. Прочитайте эти слова по порядку цифр, написанных под каждой буквой. Какое здесь спряталось слово? (Слова «ЕЖИ», «ЁРШ», «ЯМА», «ЮЛА».)Если вы правильно прочитаете слово, то появится нужная картинка. (Дети читают слово, а логопед выставляет на доску картинку).

5. Речь-движение (на координацию движения, темпа, ритма, контроль за речевым выдохом.) Движения по тексту.

Вот у нас игра какая,

Хлоп ладошка, хлоп –другая.

Правой, правою ладошкой

Мы похлопаем немножко.

А потом, потом, потом,

Левой, левую побьем.

Вверх ладошки –ХЛОП, ХЛОП.

По коленкам -ШЛЕП, ШЛЕП.

По плечам себя похлопай-ХЛОП, ХЛОП.

По бокам себя пошлепай – ШЛЕП,ШЛЕП.

Можем хлопнуть за спиной. ХЛОП.

Хлопаем перед собой. ХЛОП.

Вправо можем-ХЛОП,

Влево можем –ХЛОП.

И крест накрест руки сложим!

6. Вспомните, как называется задание зашифрованное в картинке? Правильно! Это «РЕБУС». Давайте расшифруем эти ребусы. (Логопед по одному выставляет ребусы в картинках.

7. Какие слова, из выложенных на доске, подходят к этой схеме.

8. Выкладываем схему слова «БЕЛКА».

Дети выкладывают схему слова «БЕЛКА» с последующим её объяснением: сколько в слове слогов, последовательно давая характеристику каждому звуку. Сколько в слове согласных звуков и называют их. Сколько гласных, называя их. (Одновременно с детьми схему выкладывает логопед.) Давайте «прочитаем» наше слово пальчиками. (Дети касаются кончиками пальцев правой руки, начиная с большого, указательного, среднего, безымянного, мизинца. «Левши» читают начиная с мизинца. Напоминает игру на фортепиано.)Затем, под каждым квадратиком выкладывается нужная буква. Логопед обращает внимание детей на то, что в слове «БЕЛКА» звук «Б» смягчает буква «Е».

Логопед: Хорошо. Уберите все в пеналы. Закройте их.

9. Отработка ритма, речевого выдоха на основе прибаутки «Белка»

Тра-та-та, / //

Тра-та-та, / //

Открывайте ворота. / // / //

Меняем ритм Темп тот же.

Тра-та-та, // /

Тра-та-та, // /

Открывайте ворота! // /, // /

Едет белка на тележке, (разгибаем пальцы начиная с большого).

Продает орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

10. Откройте «Волшебные коробочки». Выложите из палочек слово «ТОК».

Какую букву нужно убрать и какую выложить, чтобы получилось слово «СОК».

И т. д. СУК-СУП-ТУП-ТОП-ТОК.

11. Лопухина «550 занимательных упражнений» :

*Замени первый звук на звук «С»;

*Замени последний звук в слове на звук «С»;

*Замени звук в середине слова на звук «С».

12 Игра в мяч на склонение глагола «ХОТЕТЬ»

Я хочу;

Ты хочешь;

Он хочет;

Она хочет;

Мы хотим;

Они хотят;

Вы хотите,

III.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Публикации по теме:

Конспект занятия с презентацией «Инспектор ГИБДД в гостях у ребят»Конспект занятия с презентацией «Инспектор ГИБДД в гостях у ребят» Слайд 1 -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, как вести себя на улице, вспомним правила дорожного движения. Ребята,.

Конспект занятия «Зайчик в гостях у ребят»Конспект занятия «Зайчик в гостях у ребят» Тема: "Зайчик в гостях у ребят" Цель: Формировать у детей первоначальный интерес к познанию Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно.

Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Незнайка в гостях у ребят» Конспект интегрированного занятия в младшей группе «Незнайка в гостях у ребят» Цель: закрепление пройденного материала (гласные и согласные.

Конспект итогового занятия с технологиями «Ёжик в гостях у ребят» Тема: Ежик в гостях у ребят. Цели: 1. Повторять и закреплять пройденный материал. 2. Развивать навыки движения: марша, бега, хороводного шага;.

Конспект комплексного занятия в младшей группе «Матрёшки в гостях у ребят» Цели и задачи занятия: 1. усиливать восприятие игрушки через народный фольклор 2. Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности:.

Конспект занятия «Петушок и его семья в гостях у ребят» Тема: «Петушок и его семья в гостях у ребят». Конспект интегрированного занятия. Воспитатель: Шалимова Наталья Николаевна. Цели: 1. Учить.

Конспект занятия «Незнайка в гостях у ребят» Программное содержание: продолжать учить детей замечать логические ошибки, находить общий признак в словах, называть слова обобщающим словом,.

Конспект занятия по математике «Медвежата в гостях у ребят» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Учить устанавливать отношения между понятиями «один» и «много», «большой» и «маленький». Сравнивать предметы по.

Конспект занятия по развитию речи «Сказки в гостях у ребят» Занятие по развитию речиТема: Сказки в гостях у ребятПр. содержание: Развивать творческо-речевую активность, продолжать учить сочинять сказки,.

Конспект занятия в ранней группе «Зайка в гостях у ребят» Программные задачи: - учить детей чередовать предметы по величине и по форме; - привлекать детей к предметам контрастных размеров и обозначении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Буквы Е, Я, Ё, Ю в гостях у ребят»
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 19:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД