МААМ-картинки

Конспект ОД в подготовительной группе «Быт на Руси»

Елена
Конспект ОД в подготовительной группе «Быт на Руси»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Умка»

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе «Рябинка»

тема: «Русский калач»

Подготовила воспитатель

Плотникова Елена Александровна

г. Елизово, 2021

Направление: познание

Образовательная область: социально-коммуникативное

Цель: Закрепить знания детей о названии страны, ее культуре и традициях.

Публикация «Конспект ОД в подготовительной группе „Быт на Руси“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательные: - закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре.

-уточнить знания детей о понятии, как традиция,

- напомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше.

- познакомить с другими традициями: хлебосольство, хороводы, чаепитие.

- обогащать словарь детей новыми словами.

Развивающие:

-расширять словарный запас

-формировать навыки устной речи через коммуникативные игры;

-закрепление истории русской народной культуры и традиций.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине, ее традициям.

- способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям).

-воспитывать дружеское отношение друг другу и окружающим, умение взаимодействовать в коллективе.

Методические приемы: наглядные: рассматривание, образец;

Словесные: беседа, вопросы, пояснение, напоминание, поощрение;

Словарная работа: хлебосольство, хороводы, чаепитие, печь, прялка, ушат, ухват, лапти.

Материалы и оборудование: презентация: виртуальное знакомство с русской народной избой, самовар, блюдичко, сахар, соленное тесто, скатерть, матрешка, 2 письма, флешка.

Предварительная работа: Знакомство с игрушками -Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка и др. Заучивание пословиц, поговорок, потешек, русских народных песен; загадывание загадок об игрушках.

Вводная часть

Вос. : (Держит приглашение в руках) Мне передали приглашение в гости, только я не смогла догадаться, кто нас приглашает, имя свое написать забыл. Может быть у вас получится. Послушайте, что здесь написано:

«Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская …

Дети: Матрёшка.

Вос. : Правильно, матрёшка! Ребята, какая матрёшка? (дети передают матрёшку по кругу, называя прилагательные)

Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, хакасская, русская, интересная, загадочная, румяная, расписная.

Вос: Давайте прочтем приглашение от матрешки

Дорогие ребята, здравствуйте я вас приглашаю в далекой прошлой Руси, и хочу я вам рассказать про то как мы пили чай и с чем мы его пили, но прежде чем отправится вам надо сесть на паровоз, ну что, готовы в путь дорогу?

Дети: Да.

Вос. : на чём мы поедем в гости?

Дети: На паровозе!

Дети замечают матрёшку.

Вос: Вот мы и приехал, дети посмотрите кто тут стоит?

Дети: матрешка

Вос-ль берет Матрешку в руки и говорит от ее имени: «Здравствуйте, дети!»

Дети: Здравствуй, матрёшка!

Вос: (от имени Матрёшки).

Я куколка с сюпризом

Посмотрите-ка внутри

У матрешек не величек

Есть еще маленькие сестрички

Вос. : Дети, а давайте узнаем зачем к нам пришла матрешка? Хотите узнать?

Дети: Да!

Вос. : А как мы можем узнать зачем она к нам пришла, что надо сделать с матрешкой?

Дети: Нужно матрёшку раскрыть.

Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.

В нутрии матрешки письмо

«Здравствуйте дорогие дети! Пишет вам матрешка, мне тут подсказали что дети группы Рябинки очень интересует традиции русского народа, так вот одну из них я вам расскажу»

Вос. : Мы группа Рябинка?

Дети: Да

Вос. : значит это нам письмо?

Дети: Да

Вос. : Давайте еще одну матрешку вытащим и узнаем что нам хочет рассказать матрешка

Вос-ль достает флешку виртуальный музей по русской избе

Дети подходят к доске

Вос-ль:

1 сл. : Мы с вами отправляемся в Русско-народную избу

2 сл. : изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья и воспитывались дети, изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка – это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».. Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Избы строились из дерева, бревна клались друг на друга горизонтально, резные «кружева» всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван защищать дом от проникновения всякой нечисти. Главными мотивами резьбы были изображения природных сил — Солнца и Земли, встречались и реалистичные изображения животных

3 сл. : внутри избы было передняя комната и задняя

4сл. : печь-служила для того чтобы согревать дом и готовить пищу

5 сл. : прялка -История старинной прялки. Русская прялка узором богата, Формой красива, резьбой хороша. Мастер создал её в прошлом когда-то, В ней старина и живая душа.. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. Состояла такая прялка из двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу.

6 сл. : кухонная утворь

7сл. : самовар

8. : ушат

9 сл. : ковш

10сл. : кувшин

11 сл. : горшок

12 сл. : ухват

13сл. : лапти

Вос. : И так что мы с вами посмотрели?

Дети: мы побывали в избе

Вос. : Что вы там увидели?

Дети: как раньше жиле на Руси люди, носили лапти, готовили в печи и спали на ней

Вос. : А у нас еще одна матрешка осталась давайте достанем из матрешки письмо

Основная часть:

Вос. : А сегодня я хочу познакомить вас с традициями русского народа. Что такое традиция? Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Какие? Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше. Что это за традиции?

Дети: новый год.

Вос. : Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Об одной из них вы сейчас и узнаете, (дети садятся на стуле.)

В старину зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера называли посиделками. Ребята, а вы знаете, что самое главное в деревенской избе?

Дети: нет

Вос. : Это печь. Русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, пекли пироги. Не зря в старину говорили:

«Печь нам -мать родная».

«У печи все красное лето».

В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль

Вос. : Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа. Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью. (Показ презентации иллюстрации).

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

Вос. : И преподносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты?

Дети: хлеб и соль

Ставится стол,

Чаепитие.

Значит вкусен русский чай посиделочный.

Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие.

Вос. : дети давайте мы с вами накроем стол

Под русскую народную мелодию дети несут к столу самовар, чашки с

блюдцами, сахарницу, калачи, сушки и пр.

Воспитатель накрывает на стол и рассказывает.

- Стол накрывался скатертью. На середину его ставили самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу (сахар в ней кусочками).

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл

Вос. : Ребята чего не хватает на столе, оно круглое и можно нанизать на веревочку?

Дети: калачей, бубликов.

Вос. : Знаменитые калачи пекут только в России. Давайте мы с вами сделаем куличи, мы с вами сейчас сделаем сами, как вы думаете из чего мы будем делать?

Дети: можно сделать из соленного теста, пластилина

Вос. : присаживаемся за столы, но пока что ничего не трогаем, засуньте руку под полотенце и скажите что там лежит, но не подсматривать,

Дети: это тесто

Вос. : правильно, давайте мы свами сейчас разомнем руки

Пальчиковая гимнастика

Лепит, лепит детвора

Лепит с самого утра

Калачи, пирожки

И горячие крендели.

Самим ли съесть?

Иль Матрёшеньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Матрешке отнесу.

Вос. : скатаем длинные жгуты, а затем сложим как восьмерку, получается калачей, давайте с вами пока что положим подсыхать,

Вос. : давайте мы с вами вернемся обратно в детский сад, садимся на паровоз

Заключительная часть: О чем мы сегодня с вами разговаривали? Что мы с вами сделали? Какое новое слово выучили? Из каких слов состоит? Что самое необходимое в избе? Какими предметами люди пользовались в старину? Вам понравилось занятие?

Публикации по теме:

«Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы«Осенины на Руси». Фольклорный праздник для детей подготовительной группы Зал украшен в народном стиле. Дима из-за кулис -Анюта,пойдешь гулять? Под музыку входит Анюта Отдых –это не безделки- Время игр и новостей.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси» Цель: Развивать чувство патриотизма и любви Родине. Расширять представление о старинных семейных обычаях. Задачи: Образовательные: 1. Воспитывать.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Серпухов — частица малая Руси» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Серпухов – частица малая Руси» Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Игры и забавы на Руси» Цель образовательной деятельности: Знакомство детей с обычаями и традициями на Руси через игры и забавы в зимнее время года. Образовательные.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Конспект занятия «Как раньше жили на Руси»Конспект занятия «Как раньше жили на Руси» НОД по образовательной области «Познание» «Как раньше жили на Руси» С презентацией к дидактической игре. Средняя группа Задачи: Приобщать.

Перспективное планирование в подготовительной группе «Народные праздники на Руси» Тема недели: «Народные праздники на Руси» (с 09.01 по 19.01) Цель: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Презентация по ознакомлению детей с историческим прошлым России «Великие князья Руси» в подготовительной группе Презентация по ознакомлению детей с историческим прошлым России. «Великие князья Руси» Подготовительная группа Цель: формирование интереса.

Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси»Конспект занятия в рамках проекта «Русский самовар и чаепитие на Руси» Занятие по окружающему миру. Тема: «Дегустация чая». Цель: познакомить детей с процессом приготовления чая; дать представление об основных.

Сценарий досуга «Чаепитие» в подготовительной группе в рамках проекта «Русский самовар и традиции чаепития на Руси»Сценарий досуга «Чаепитие» в подготовительной группе в рамках проекта «Русский самовар и традиции чаепития на Руси» Досуг «Чаепитие».(в подготовительной группе № 4) ЦЕЛЬ: вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД в подготовительной группе «Быт на Руси»
Опубликовано: 19 апреля 2022 в 05:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД