Оксана Коровина
Конспект НОД детей подготовительной группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация НОД детей в подготовительной группе
по теме «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник»
Автор конспекта НОД :
Коровина Оксана Алексеевна воспитатель I квалификационной категории МКДОУ д/с №19 «Солнышко»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие (приобщение к художественной литературе)
(п. 2.6 ФГОС ДО)
Предметно-пространственная развивающая среда: (п. 2.8; 3.3.3; 3.3.5 ФГОС)
Публикация «Конспект НОД детей подготовительной группы „Чтение былины Илья Муромец и Соловей-Разбойник“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Гонец; свиток; картинки с изображением доспехов и оружия; иллюстрация-репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри»; аудиозапись симфонии А. П. Бородина «Богатырская»; горсть земли в мешочке; книга «Былины»; иллюстрации к былинам; канат, деревянный ковш; доспехи и оружие богатырей, изготовленные совместно с родителями; цветные карандаши; бумага; музейный уголок; две корзины; камушки двух цветов по количеству детей.
Организация НОД детей в подготовительной группе
по теме «Посещение мини-музея богатырской славы»
Автор конспекта НОД : Коровина Оксана Алексеевна воспитатель I квалификационной категории МКДОУ д/с №19 «Солнышко» Приоритетная образовательная область: речевое развитие (приобщение к художественной литературе) (п. 2.6 ФГОС ДО) Вводная часть (Мотивационный, подготовительный этап) (п. 2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)
Образовательные задачи
(п. 2.6 ФГОС ДО)
Содержание НОД
Вид деятельности
(п. 2.6; 2.7 ФГОС ДО)
Формы реализации программы
(п. 2.11.2 ФГОС ДО)
Средства реализации ООП
(п. 2.11.2 ФГОС ДО)
Планируемые результаты
(п. 4.6 ФГОС ДО)
Цель: создание мотивационного настроения на предстоящую деятельность.
Задачи:
- побуждать детей к высказыванию собственного мнения;
- формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослым;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Раздается тревожный колокольный звон, вбегает гонец со свитком.
Гонец: «Ох, вы люди добрые, Я принес вам вести недобрые, вести страшные да тревожные. Как на наши села прекрасные, да на столицу-матушку, наступает черна силушка. Есть ли среди вас добры молодцы, готовые побороться с темной силушкой?» Ответы детей.
Гонец: «Добры молодцы, да красны девицы! Беда – то какая! Нечисть на нас напала. Будет наши поля топтать, деревни да села разорять, девиц красных воровать. Что же нам делать?» Дети предлагают свои варианты решения проблемы.
Социально-коммуникативное развитие, коммуникативная детская деятельность.
Знакомство, беседа
Взрослый в костюме гонца, свиток.
Постараются решить проблему героя, высказывая собственные пути решения; научатся проявлять интерес и любознательность к предстоящим действиям.
Организация НОД детей в подготовительной группе
по теме «Посещение мини-музея богатырской славы»
Автор конспекта НОД : Коровина Оксана Алексеевна воспитатель I квалификационной категории МКДОУ д/с №19 «Солнышко» Приоритетная образовательная область: речевое развитие (приобщение к художественной литературе) (п. 2.6 ФГОС ДО) Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Образовательные задачи
(п. 2.6 ФГОС ДО)
Содержание НОД
Вид деятельности
(п. 2.6; 2.7 ФГОС ДО)
Формы реализации программы
(п. 2.11.2 ФГОС ДО)
Средства реализации ООП
(п. 2.11.2 ФГОС ДО)
Планируемые результаты
(п. 4.6 ФГОС ДО)
Цель: Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.
Задачи:
- Познакомить с новой былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи;
- Формировать представления о героическом прошлом русского народа; великих богатырях;
- Обогащать словарь детей словами обществоведческого характера;
- Продолжать знакомить детей с богатством русского народного творчества через былины, пословицы;
- Развивать связную речь, память, мышление, внимание;
- Развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства;
- Воспитывать у детей интерес к истории России и чувство гордости за наших земляков – богатырей, желание подражать им;
- Воспитывать любовь к Родине.
Гонец: В далекие времена нашу Родину окружали многочисленные враги. Завидовали они, что на Руси среди обширных земель стояли богатые города и красивые православные церкви и храмы. Но русский народ свою землю в обиду не давал. Как вы думаете, кто защищал землю русскую от набегов врагов? Ответы детей (Богатыри)
Гонец: А кто такие богатыри? Ответы детей.
Гонец: Верно, богатыри – это люди сильные, стойкие, отважные, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит, а врагу и подавно не пройти.
Гонец: А как вы узнали, что на Руси было много богатырей? Ответы детей (просмотр мультфильмов, чтение былин, стихотворений, энциклопедий и т. д.).
Гонец: Молодцы! А что же такое былина? От какого слова оно происходит? Ответы детей (Было, быль).
Гонец: Правильно. Былина – это и сказка, и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. А кто создал эти удивительные истории? Ответы детей (Русский народ). А кто рассказывал былины? Ответы детей (Странники, сказатели). Молодцы! Как рассказывались былины? Ответы детей (Былины рассказывали нараспев (похоже на песню). Каких былинных богатырей вы знаете? Ответы детей (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
Гонец: Продолжение какой былины я вам сегодня расскажу, вы должны отгадать сами. Приглашаю вас в музейный уголок богатырской славы. Какие предметы старины вам знакомы? Ответы детей (Деревянный ковш). В какой былине о нем говорилось? Ответы детей (В былине «Как Илья Муромец богатырем стал»).
Гонец: Молодцы! Чем закончилась первая былина об Илье Муромце? Ответы детей (Илья Муромец попрощался с родителями и ускакал в стольный Киев-град).
Гонец: Усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно, что же с ним произошло дальше.
(Рассказывание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» под музыкальное сопровождение (гусли).
Гонец: В какой семье родился Илья Муромец? Ответы детей (Крестьянской). Чем занимались крестьяне? Ответы детей (пахали землю, растили зерно, пекли хлеб, косили траву, пасли коров и овец, ткали). Почему его Муромец называют? Ответы детей (Родился около города Мурома). Как звали коня Ильи Муромца? Ответы детей (Бурка, Бурушка). Кого по дороге в Киев-град победил богатырь? Ответы детей (Соловья-разбойника). Почему Илья Муромец не остался служить в дружине? Ответы детей (Надо защищать Родину от врагов, а не на пиру сидеть, живот растить).
Гонец: Давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри.
Дружно встанем раз-два-три
(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам приставим,
(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. (Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево - вправо (Руки на поясе, наклоны влево – вправо)
Получается на славу! (Руки вверх)
Гонец: Посмотрите, ребята, известных вам богатырей изобразил на своей картине русский художник Виктор Васнецов. Картина эта давно известна каждому из вас. Кто вспомнит, как она называется? Ответы детей (картина «Богатыри»).
Гонец: Не только поэты слагали о них стихи, художники писали картины, но и композиторы посвящали свои произведения русским богатырям. Я предлагаю вам послушать вторую часть симфонии Александра Порфирьевича Бородина «Богатырская», в которой композитор передал русский характер богатыря, его силу и мощь.
Рассматривание картины и слушание отрывка из симфонии.
Гонец: Какое впечатление произвела на вас музыка? Какая она по характеру? Что помогло композитору передать характер русского богатыря? Ответы детей.
Гонец: Ребята, а как вы думаете, что необходимо богатырю для защиты земли русской. Ответы детей (Военные доспехи, оружие). Верно, давайте соберем богатыря в дорогу.
Проводится дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».
Гонец: Для этого вам надо разделиться на две команды, одна команда мальчиков «Добры молодцы», другая – команда девочек «Красны девицы». Из всех предложенных вам картинок нужно выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор.
Гонец: Как назывался головной убор богатыря? Для чего он был нужен? Ответы детей (Шлем, чтобы защищать голову и лицо от ударов.) Как назывался тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, и зачем он был нужен? Ответы детей (Кольчуга, защищала богатыря от стрел, ударов меча или копья в грудь). Какое оружие было у богатырей? Ответы детей (Меч, копье, палица, лук, булава).
Гонец: Ребята, а вы ничего не забыли? Ответы детей. Доспехи есть, оружие тоже, конь богатырский, а самое главное взять забыли (гонец достает мешочек). Как вы думаете, что в нем? (Предлагает наощупь определить, что в мешочке). Ответы детей (Земля).
Гонец: Правильно, вся сила богатырская в горстке земли русской.
Гонец: Как можно охарактеризовать богатыря? Какой он? Ответы детей (Сильный, храбрый, отважный, умный и т. д.) А какие вы знаете пословицы и поговорки о силе, храбрости, смелости? Ответы детей (Головою думай, а силой борись. Жизнь дана на добрые дела. Сам погибай, а товарища выручай. Жить – Родине служить. Не доспехи красят богатыря, а подвиги).
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Рассматривание предметов старины, картинок, иллюстрации-репродукции картины, беседа, игра, слушание музыки.
Портативная колонка с аудиозаписью, иллюстрация-репродукция картины, картинки с изображением доспехов и других видов одежды и оружия, книга с былинами.
Сформируется представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях через былины.
Обогатиться словарь детей.
Сформируется связная речь.
Сформируются нравственные качества через поступки героев былины.
Организация НОД детей в подготовительной группе
по теме «Посещение мини-музея богатырской славы»
Автор конспекта НОД : Коровина Оксана Алексеевна воспитатель I квалификационной категории МКДОУ д/с №19 «Солнышко» Приоритетная образовательная область: речевое развитие (приобщение к художественной литературе) (п. 2.6 ФГОС ДО) Заключительная часть (рефлексивный этап) (п. 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)
Образовательные задачи
(п. 2.6 ФГОС ДО)
Содержание НОД
Вид деятельности
(п. 2.6; 2.7 ФГОС ДО)
Формы реализации программы
(п. 2.11.2 ФГОС ДО)
Средства реализации ООП
(п. 2.11.2 ФГОС ДО)
Планируемые результаты
(п. 4.6 ФГОС ДО)
Цель: Обобщение полученных знаний о богатырях, о Древней Руси.
Задачи:
- Упражнять в перетягивании каната;
- Развивать координацию движений;
- Воспитывать желание победить;
- Продолжать учить рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции частей тела;
- Закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки;
- Развивать эстетические чувства;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Гонец: «Предлагаю вам поиграть в игру «Камушки», чтобы узнать, что нового и интересного вы сегодня узнали о богатырях. Перед вами две корзиночки. Первая – это качества, которыми обладают богатыри, вторая – заветы, которые оставили богатыри своим потомка. Дети кладут по одному камушку в соответствующую корзинку и называют, какими качествами обладают богатыри, заветы богатырей.
Гонец: Думаю, что нам пора испытать богатырскую вашу силушку! Предлагаю вам поиграть в настоящую богатырскую игру «Перетяни канат» (дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната под народные наигрыши).
Гонец: Спасибо вам ребята! Нарисуйте богатырей, которые будут защищать нашу Родину – Матушку. А мне пора по другим городам и селам проскакать, да там еще богатырей поискать. До свидания.
Дети рисуют богатырское войско.
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие; виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная.
Беседа, рисование,
игра.
Листы бумаги, карандаши, канат, две корзинки, камушки.
Сформируется представление о богатырях, Древней Руси;
научатся обобщать полученные знания и отображать их в рисунках.