Лучший педагог года

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Образ богатырей в былинах «Илья Муромец и Соловей» (1 фото)

Гузяль Мунировна Назырова
Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Образ богатырей в былинах «Илья Муромец и Соловей»

Образ богатырей в былинах Илья Муромец и Соловей

Дата: 16.01.2018 г.

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Образ богатырей в былинах «Илья Муромец и Соловей»

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Илья Муромца,вспомнить с детьми русские народные сказки, познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка», помочь определить сказочные эпизоды в сказке. Картина В. М. Васнецова «Три богатыря»,формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях- защитниках земли русской; оживить представление о былине, о былинных героях- Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяниновиче; вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой „Образ богатырей в былинах „Илья Муромец и Соловей“» размещена в разделах

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Сегодня мы поговорим о героях –богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах, слава о них как о защитниках земли Русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Под музыку Э. Грига «Утро».

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

2. Основная часть.

-Ребята, а кто такой богатырь? Как о нем можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

1. Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

2. Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

- И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои- богатыри сделали целью своей жизни служение Родине- Руси. Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужество и отваге. Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев?

Дети:

1. Смелость силе воевода.

2. Кто смел, тот на коня сел.

3. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

4. На Руси не все караси, есть и ерши.

5. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

- Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович).

- Откуда мы узнали об этих богатырях? (из былин)

- Так народ давным- давно рассказывал о своих героях, и рассказы эти называли былинами. В былинах говорилось о героях, которые жили на русской земле, защищали ее от врагов и нечисти, например, от Соловья- разбойника, в страхе державшегопростых людей.

Об Илье Муромце мы узнаем из былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник».

- Послушайте, как сказатель сказывал былину об Илье Муромце :

-Подъехал он ко городу Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано врагов черным- черно,

Он как стал- то эту силу великую

И конем топтать, и копьем колоть,

И побил он эту силу великую.

- Какой подвиг совершил Илья Муромец?

- Только подвиги этих былинных героев были иногда преувеличены, поэтому былины- необычные литературные произведения. В них реальные герои и события иногда описаны так, что они воспринимаются как сказочные. Мог ли, например, один человек, даже если он силы необыкновенной, победить целое войско?

А сейчас посмотрим русскую народную сказку еще про одного богатыря.

О ком, вы расскажете после просмотра. И какой он подвиг совершил? Просмотр сказки «Никита Кожемяка» через проектор.

-О ком эта сказка?

-Какой подвиг совершил Никита Кожемяка?

-Были на Руси силачи- богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране.

Физкультминутка.

Игра «Русские богатыри».

Я буду произносить слова, как богатыри, а вы повторяйте за мной движения.

Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Яровая жинка.

Уроди пшеницу, горох да чечевичку

(Делают взмахи руками снизу вверх).

На поле копнами (руки вверх,

На столе пирогами (лепят пироги).

Нивка золотая (идут по кругу,

Добрая, медовая, принеси нам хлеба (руки вверх).

Стебелек до неба (руки вверх).

Матушка рожь, встань стеною сплошь

(взявшись за руки, поднимают вверх,

Стебелек в оглоблю, колос в дугу

(наклоны вправо и влево).

Встань, рожь большая, вот такая (руки вверх).

Расти, копна золотая- вот такая.

(присесть, медленно встать, поднимая руки вверх).

Работа по репродукции картины В. М. Васнецова «Три богатыря» (на слайде)

- Подвиги русских героев- богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три богатыря». Давайте ее рассмотрим и побеседуем о ней.

-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

- Кто слева от Ильи Муромца? (Добряня Никитич)

- Кто справа от Ильи Муромца (Алеша Попович- он самый молодой из этих богатырей)

- Какими качествами обладает Алеша Попович?

(хитростью, смекалкой, дерзкостью)

- Куда смотрит каждый богатырь?

(он смотрит вдаль, не видать ли где врагов)

- Что охраняют богатыри?

(землю русскую, ее границы)

- Как одеты богатыри?

(кольчуга –защитная рубаха из железных колец)

-Зачем она нужна?

(защита от ударов)

- Что надето на головы богатырей? (шлем из металла)

-Какие еще доспехи? (щит, лук, топор, меч)

-Главным другом богатырей был конь. Снаряжение на лошади называется упряжь, сюда относится уздечко, седло.

3. Заключительная часть.

-Что нового узнали?

-С какой былиной познакомились?О ком?

-Какую сказку посмотрели?О ком?Какой подвиг совершил?

-Как называется репродукция картины?Кто нарисовал?

-Можно ли богатырей назвать друзьями? Почему? (богатыри защищали русскую землю, берегли ее от врагов)

-Вот и подошел к концу наше занятие.

-Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, выбирать хороших и верных друзей.

Публикации по теме:

Фотоотчет к конспекту занятия по ознакомлению детей с художественной литературойФотоотчет к конспекту занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Сказка В. Катаева "Дудочка и кувшинчик" Цель:развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки учить детей видеть.

Конспект НОД по ФЦКМ «Илья Муромец — богатырь земли Русской» Тема НОД: Илья Муромец – богатырь земли русской. Воспитатель: Тархина А. В. Программное содержание: формировать представление о прошлом русского.

Конспект занятия «Святые заступники Руси. Илья Муромец» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА : " СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. " ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:приобщение детей.

НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец» Цель: познакомить детей с ещё одной авторской дагестанской сказкой, обратить внимание на композицию сказки, помочь полюбить это произведение.

Занятие по ознакомлению детей с былинами «Богатырь земли русской Илья Муромец» Цель: • Познакомить с былиной как с одним из фольклорных жанров; • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских.

Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с художественной литературой «В гостях у сказки!» Задачи: 1. Воспитывать у детей интерес и любовь к художественной литературе. Испытывать удовольствие от встречи со знакомыми литературными.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы Мир в котором развивается современный ребёнок,коренным образом отличается от мира в котором выросли его родители. И мы с вами. Это предъявляет.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам С. Маршака»Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам С. Маршака» Цель:закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака. Задачи: -вспомнить названия произведений С. Маршака -упражнять детей в чтении стихов.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце»Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Занятие по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе Чтение сказа П. Бажова «Серебряное копытце» Добрый день, уважаемые.

Занятие в младшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Занятие в младшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Литературный калейдоскоп. Цель: Вовлечь детей в диалог, помогать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «Образ богатырей в былинах «Илья Муромец и Соловей»
Опубликовано: 17 января 2018 в 11:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД