Светлана Кузнецова
Конспект занятия для воспитанников старшего возраста (5–7 лет) «Край, в котором ты живешь»
▼ Скачать + Заказать документы
Кузнецова Светлана Евгеньевна
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
город Саратов
Конспект для воспитанников старшего возраста (5 – 7 лет)
«Край, в котором ты живешь»
Актуальность:
Публикация «Конспект занятия для воспитанников старшего возраста (5–7 лет) „Край, в котором ты живешь“» размещена в разделах
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем, городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок. Воспитатели старшей группы провели опрос среди воспитанников по теме – наш край, город, моя улица. Выяснилось, что дети не имеют достаточного количества знаний. В таком случае, трудно сформировать у детей уважительное отношение к своему дому, городу и Отчизне в целом. Педагоги организовали проект «Наш город - Саратов».
Конспект разработан и проведен педагогом-психологом с воспитанниками, в рамках данного проекта.
Данное мероприятие может быть использовано и как самостоятельное, для закрепления у воспитанников причастности каждого человека к своей Родине.
Цель: Формировать у воспитанников чувство единения с людьми, природой родного края, осознания – я житель большой страны.
Задачи:
• Закрепить понятие «Родной край», «малая Родина», «Отчий дом». Расширять представления детей о достопримечательностях родного края, своего города.
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, своему дому, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, стране, городу, природе родного края.
• Создание условий для принятия различных правил, осознания необходимости их выполнять.
• Создание условий для развития партнерских отношений, «чувства локтя», умения сотрудничать, умения сочувствовать.
• Развитие мышления, памяти, внимания, мелкой моторики.
Участники: педагог-психолог, воспитанники, воспитатели группы.
Взаимодействие с воспитателями: по завершении мероприятия, воспитателям было предложено создать свой мультфильм, используя рисунки детей группы, с последующим просмотром на интерактивной доске.
ХОД
Дети и психолог в кругу стоят на ковре. За ноутбуком воспитатель, он осуществляет техническое сопровождение.
ПСИХОЛОГ: Здравствуйте дети! Давайте поиграем в веселую игру «Колокольчик», будем передавать его по кругу и петь песенку.
Приветствие «Колокольчик»
Взрослый и дети звонят по очереди в колокольчик и передают его по кругу, называя имена, сопровождая действия песенкой и хлопая в ладоши.
К нам (имя того, кто звонит в колокольчик) пришла (пришел).
Колокольчик взял (а).
Позвонил (а, позвонил (а,
И (имя того, кому передают колокольчик) отдал (а).
ПСИХОЛОГ: Дети сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а поможет нам волшебный экран, покажет мультфильм «Край, в котором ты живешь», присаживайтесь на стулья.
Дети садятся на стулья за столами перед экраном (трансляция на интерактивной доске).
0. 57 – Мультфильм «Край, в котором ты живешь»
(«Край, в котором ты живёшь» — советский лирико-патриотический мультфильм по рисункам детей Советского Союза, созданный в 1972 году режиссёром Ефимом Гамбургом. Википедия. 1972 г. Режиссер: Ефим Абрамович Гамбург).
Во время просмотра, пояснить, что мультфильм создан по рисункам таких же детей, которые живут в своих домах, квартирах и у каждого ребенка есть своя семья – «Отчий дом», где его ценят, любят и ждут.
Остановить 2.40 (дом)
Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
• С чего начинается для каждого из нас родина? (дом в котором мы живем).
• В подъезде вашего дома чисто?
• Стены в подъезде покрыты какими-нибудь надписями или рисунками?
• Как вы думаете, кто написал и нарисовал все это?
• Кто мусорит в подъезде?
• А вы, куда бросаете фантики от конфет?
ПСИХОЛОГ: Возьмите по два листочка бумаги, по одному в каждую руку. Под счет до пяти скомкайте бумагу в комочки, чтобы ее не видно было из кулачков. А теперь, предлагаю поиграть вам в игру «Салют», выходите на ковер.
Игра «Салют»
ПСИХОЛОГ: По моей команде «Раз, два, три» подбрасываем комочки бумаги вверх, делаем – салют!
А теперь на счет «Раз, два, три» вы должны быстро собрать рассыпавшиеся по комнате комочки и сложить их в тазик.
Игру можно повторить 2 – 3 раза. Дети стоят в кругу.
Игра сопровождается энергичной музыкой.
ПСИХОЛОГ: Трудно было собирать комочки бумаги? Правильно – нет. Потому что каждый из вас убрал за собой, это было легко.
ПСИХОЛОГ: Как вы понимаете высказывание: «Чисто не там, где убирают, чисто там, где не мусорят».
ПСИХОЛОГ: А когда ты станешь старше, ты тоже будешь писать и рисовать на стенах, бросать мусор в подъезде, на улице? (Вопрос задается каждому ребенку)
ПСИХОЛОГ: Закройте глаза. Послушайте, что я скажу.
ПСИХОЛОГ: Как только у вас возникнет желание что-то написать, нарисовать, нацарапать, где не положено, бросить мусор вы вспомните свое обещание, которое дали только что.
ПСИХОЛОГ: А теперь обратим внимание на волшебный экран, он готов показывать мультфильм дальше. Присаживайтесь на свои места.
Далее просмотр мультфильма
Остановить 4.02 (Город)
ПСИХОЛОГ: Родина – это место, где родился человек. Слово Родина означает - родной город. Вы в каком городе родились?
ПСИХОЛОГ: Вы родились в городе Саратов, значит ваша Родина?
ПСИХОЛОГ: Правильно, город Саратов – это малая Родина. Наш город Саратов имеет много достопримечательностей. Предлагаю вам в парах собрать картинку из частей, а когда будет готова рассказать про нее.
Игра «Собери картинку»
Собрать парами и назвать достопримечательности города Саратова (разрезные пазлы с видом Саратова). Когда дети соберут, подходим к каждому столу.
ПСИХОЛОГ: Что вы собрали? А кто был в цирке? Что больше всего понравилось в цирке? (можно просто назвать)
• Цирк имени братьев Никитиных.
• Театр юного зрителя им. Ю. П. Кисилёва.
• Парк Победы.
• Мост через Волгу.
• Театр оперы и балета.
• Консерватория им. Л. В. Собинова.
ПСИХОЛОГ: Молодцы ребята, вы хорошо знаете свой родной город, в нем действительно много мест, где можно хорошо отдохнуть, узнать много нового и интересного. А теперь снова в путь, нас ждет волшебный экран.
Смотрим мультфильм
Остановка 5.35 (горы)
ПСИХОЛОГ: Большая наша страна, много в ней городов, а какая красивая: есть высокие горы, глубокие реки, густые леса. Давайте остановимся в горах и попьем водички? Проходите к столу.
Включить диск «Архыз» (звуки природы Архыза).
ПСИХОЛОГ: Давайте попьем воды (одноразовые стаканчики с водой, пьем через трубочку).
ПСИХОЛОГ: Какая она на вкус? (соленая).
ПСИХОЛОГ: Какая вода по цвету? (с пузырьками). Это не простая вода – это лечебная минеральная вода. Людям с заболеваниями желудка назначают пить минеральную воду перед едой, для хорошего пищеварения и аппетита. Чтобы вода принесла целебную пользу пить ее надо медленно и лучше под музыку.
ПСИХОЛОГ: В горах есть и чистая горная вода. Давайте попробуем чистой горной воды и посмотрим виды прекрасного, горного, дикого края.
ПСИХОЛОГ: Какая вода на вкус? (безвкусная, пресная)
ПСИХОЛОГ: Чем отличается минеральная вода от горной воды? (по вкусу, нет пузырьков).
ПСИХОЛОГ: Нас с вами ждет волшебный экран, проходите за столы.
Смотрим мультфильм до 7.36
ПСИХОЛОГ: Ребята как же называется наша страна? (Россия)
ПСИХОЛОГ: Ребята обратите внимание на карту (на магнитной доске карта, это карта России. Подойдите все к карте и встаньте в полукруг.
ПСИХОЛОГ: Ребята, на каких видах транспорта путешествовали дети по России?
Игра «Транспорт»
ПСИХОЛОГ: Давайте ребята разместим на карту транспорт, на котором можно передвигаться по России и назовем его.
Дети размещают транспорт на магнитной доске: машина, поезд, пароход, самолет, автобус, вертолет, яхта.
ПСИХОЛОГ: А теперь ребята отправляемся домой (встаем в круг на ковре).
Динамическая пауза: Илья Подстрелов «Колесики»
Выполняем движения под музыку.
Припев
Колёсики, колёсики и красивый руль (на вытянутых руках – крутим руль)
Дворники работают, (согнутые в локтях руки наклоняем одновременно вправо, влево)
водичка льет буль-буль. (одновременно правой рукой зажимаем нос, левой делаем волну сверху вниз и полуприсед)
Включаем зажигание (вытянутой правой рукой, поворачиваем сложенную в кулак кисть, вправо, влево)
и левый поворот (согнутую в локте левую руку, отвести в левую сторону)
На карте расстояние, поехали вперед. (согнутые в локтях руки, разгибать вперед)
Настроение в порядке, в радио музыка. (стоя на месте, поочередно сгибаем ноги в коленях. Руки, согнутые в локтях, двигаем вперед, назад. Чередуем правое колено – вперёд, левая рука вперёд и т. д.)
(движения повторяются, только в разном темпе).
ПСИХОЛОГ: Вот мы и вернулись с вами в наш дом. Закончилось наше путешествие. Садитесь на свои места за столы. Посмотрите на макет дома. Давайте нарисуем свою квартиру и разместим на этот дом.
Рисование «Дом, в котором мы живем».
Раздаю детям листы (квадрат 20 на 20) и цветные карандаши, каждый рисует свою квартиру. Готовые работы прикрепляем на ватман.
Когда дети рисуют включить диск «Архыз».
Заключение
ПСИХОЛОГ: Вы были такие молодцы, нарисовали замечательные рисунки, это значит, вы любите край, в котором живете, свой город Саратов, улицу, дом. Я подарю вам магниты с видом города Саратова на память о нашем с вами путешествии.
ПСИХОЛОГ: Дети, если вам было интересно путешествовать, прикрепите улыбающийся смайлик на магнитную доску, если было скучно – грустный смайлик.
Материал: колокольчик, мягкий мяч, по два листка бумаги на каждого ребенка, тазик, флешка с мультфильмом «Край в котором ты живешь», макет дома на бумаге, квадратные листы и цветные карандаши на каждого ребенка, разрезные картинки с видом Саратова на парочки детей, 2 бутылки воды «Ессентуки» и «Архыз», одноразовые стаканчики с трубочкой, по 2 на каждого ребенка, карта России, магниты – транспорт, виды Саратова, интерактивная доска, ноутбук, грустные и веселые смайлики.