Папки-передвижки

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной логопедической группы с ФФНР «Звук [а] и буква А»

Нина Погорелая
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной логопедической группы с ФФНР «Звук [а] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы

«Фруктовый сад»

Цели:

1. Уточнить артикуляцию звука [а], учить детей четко интонировать звук, выделять его из состава слова.

2. Познакомить детей с графическим обозначением звука [а], учить соотносить звук и букву.

2. Развивать слуховое внимание, память, формировать навыки звукового анализа.

3. Развивать артикуляционную и мелкую моторику,обогащать вкусовые ощущения.

4. Упражнять в образовании формы множественного числа существительных с окончанием -а.

5. Обучать составлению сложного предложения с союзом а по схеме, чтению схемы предложения.

6. Уточнить и расширить словарь по теме «Фрукты».

Публикация «Конспект фронтального занятия для детей подготовительной логопедической группы с ФФНР „Звук [а] и буква А“» размещена в разделах

Оборудование: звуковые сигнальные карточки, настенное пособие «Звукоград», схема анализа артикуляции звука, предметные картинки с изображением арбуза, ананаса, айвы, абрикоса, апельсина в корзинке, костюмы с изображениями фруктов для детей, индивидуальные схемы, наборы для звукового анализа, коробочки с палочками, кусочки фруктов на тарелке, сюжетные картинки для составления предложений, тетради, карандаши, проектор, компьютер.

Предварительная работа: разучивание слов с детьми, играющими роль фруктов, чтение «Алой сказки» (из кн. Гордеевой С. Е. «Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета и движения»)

Ход занятия:

1. Организационный игровой момент.

Учитель - логопед одет в костюм садовника, дети в костюмы фруктов. Детские стульчики - в виде деревьев, кустарников.

Здесь у нас фруктовый сад,

Рада видеть всех ребят!

Апельсин, банан, арбуз,

У всех плодов отменный вкус!

Сколько разных фруктов собралось в нашем саду! Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд! Соберем фруктовый сад! (Каждому ребенку нужно занять свое место, выполнив задание). Ребята, посмотрите на экран, помогите мне исправить ошибку!

Игра «Найди ошибку в словосочетаниях»: синий апельсин, оранжевый лимон, квадратное яблоко, желтый арбуз, треугольный банан, фиолетовый гранат, сладкий лимон, красный киви, горькая слива, малиновый ананас.

2. Введение в тему.

Учитель-логопед: Посмотрите, какие плоды лежат в нашей корзине.

Дети: арбуз, ананас, абрикос, апельсин, айва.

Учитель-логопед:Какой первый звук в этих словах? Сегодня мы продолжим наше знакомство со звуком [а] и познакомимся с буквой А.

3. Повторение характеристики звука [а].

Учитель-логопед: Фрукты приготовили для вас интересные задания. А как вы думаете, какой самый любимый фрукт у звука [а]?

Выходит ребенок в шапочке с изображением ананаса.

Ребенок:Ананас — самый любимый фрукт у звука [а], потому, что в этом слове он звучит три раза: ааа-нааа-нааас.

Я — спелый, сочный ананас.

О звуке [а] спрошу у вас:

Что вы знаете о нем?

(Дети дают характеристику звука и показывают его домик на настенном пособии «Звукоград»).

4. Выделение звука [а] из состава слова.

Выходит ребенок в шапочке с изображением арбуза.

Ребенок: Я — сладкий, сахарный арбуз.

Прошу вас узнать фрукты на вкус.

(Проводится игра «Угадай на вкус»: дети сидят с закрытыми глазами, логопед раздает кусочки фруктов, дети угадывают).

Выходит ребенок в шапочке с изображением абрикоса.

Ребенок: А я — абрикос.

Задаю вам вопрос:

Где же место звука [а]

В словах арбуз? банан? хурма?

Дети обозначают место звука [а]на схеме слова фишками.

5. Упражнение в образовании существительных множественного числа.

Выходит ребенок в шапочке с изображением апельсина.

Ребенок: А я — апельсин, круглая голова,

Послушаю, как вы измените слова,

Произнесете в них звук [а].

Ребенок – апельсин проводит игру с группой детей.

Игра с мячом «Один—много». Учитель –логопед обращает внимание детей на окончания слов. (дом – дома, окно – окна, слово – слова, глаз – глаза, бревно – бревна, облако - облака)

6. Физминутка.

Мы делили апельсин, (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Много нас, а он один. (останавливаются и поворачиваются лицом в круг)

Эта долька — для ежа, (массируют и загибают мизинцы)

Эта долька — для чижа (массируют и загибают безымянные пальцы)

Эта долька — для утят (массируют и загибают средние пальцы)

Эта долька — для котят (массируют и загибают указательные пальцы)

Эта долька — для бобра (массируют и загибают большие пальцы)

А для волка — кожура. (встряхивают ладони)

Он сердит на нас – беда (приседают)

Разбегайтесь, кто куда (разбегаются в разные стороны, а ребенок, заранее выбранный волком,ловит одного из детей)

7. Знакомство с буквами А, а.

Выходит ребенок в шапочке с изображением айвы.

Ребенок: Я – полезная айва,

Принесла вам буквы «А, а».

Вы их, ребята, рассмотрите

И из палочек сложите.

Анализ букв.

Учитель-логопед: Вот большая буква А, а вот маленькая буква а. Они похожи? Сколько элементов у большой буквы А? Какие элементы?

Учитель-логопед: Две палочки наискосок, а между ними поясок.

- Возьмите из коробочек по пять палочек и выложите большую букву А.

- На что похожа буква А?

Дети: на ракету, крышу дома, арку, акробата.

Учитель-логопед: ребята, я предлагаю вам нарисовать большую букву А ладонью в воздухе.

Пальчиковая гимнастика:

Учитель-логопед:Давайте попробуем сконструировать большую букву А из пальчиков: для этого указательный и средний пальцы правой руки опустите вниз, остальные — сожмите в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Учитель-логопед: откроем наши тетради и напечатаем буквы А.

8. Работа над предложением.

Выходят двое детей в шапочках с изображением сливы.

А мы – сливы,

Сочные, красивые.

Научим вас, друзья,

Составлять сложные предложения.

Два ребенка (сливы) производят заранее оговоренные действия. Учитель - логопед просит остальных детей составить об этих действиях отдельные предложения

Дети: Маша танцует. Дима хлопает.

На доске представлены схемы предложений.

Учитель – логопед: если мы хотим сказать о Маше и Диме вместе, в одном предложении, то надо соединить два маленьких предложения словом а.

Логопед ставит в промежуток между схемами предложений маленький красный прямоугольник, на котором написана буква а, и объясняет, что это целое маленькое слово.

Сначала логопед сам произносит получившееся сложное предложение, а затем просит проговорить предложение нескольких детей группы.

Учитель – логопед: ребята, художник, побывав в нашем фруктовом саду, нарисовал вот эти картины. Я предлагаю вам по ним составить сложные предложения с союзом а.

9. Итог занятия.

Учитель – логопед: С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети в шапочках фруктов выходят и хором читают стихотворение:

Всем известно, буква А —

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Э. Успенский

Публикации по теме:

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ «Звук и буква О» для детей 5–6 лет Программное содержание: Закрепить знания о том, что слово обозначается прямоугольником. Познакомить с гласным звуком «О». Познакомить с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной логопедической группы с ФФНР «Звук [а] и буква А»
Опубликовано: 16 октября 2014 в 20:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект фронтального занятия для детей подготовительной логопедической группы с ФФНР «Звук [а] и буква А»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Погорелая (УИ 175432) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД