МААМ-картинки

Конспект игры-экспериментирования в старшей группе «Почему листья осенью желтеют» (1 фото)

Слепцова Наталья
Конспект игры-экспериментирования в старшей группе «Почему листья осенью желтеют»

Задачи:

- Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

- Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

- В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Публикация «Конспект игры-экспериментирования в старшей группе „Почему листья осенью желтеют“» размещена в разделах

- Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Интеграция:

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Оборудование:

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.

Листья зеленые и других цветов.

Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.

Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.

Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.

Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка».

Листы бумаги зеленого цвета.

Организационный момент:

Воспитатель : Ребята, сегодня утром, в почтовом ящике, я нашла письмо, а пишут нам ребята из другого детского сада, вот послушайте: " В одно прекрасное утро мы вышли дети утро на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:

- Что случилось?

- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала нам воспитательница. - На дворе осень.

- А и правда! - расстроено сказал один мальчик. - Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер.

- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!"

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: «А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы)

Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

Дети читают стихотворение : С. Коган "Листики".

Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель предлагает детям отправиться в Лабораторию к Знайке: " Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр. Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели,

(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели.

(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели

(Бег с плавными машущими движениями)

И на землю снова сели,

(Присесть)

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Но вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.

- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.

А когда ветер успокоился, воскликнул:

- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?

И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание, что в конверте есть ещё одно письмо - схема.

- Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?

Ответы детей : кружится, летит, падает.

-Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Ответы детей : он плавает.

- Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

Ответы детей : Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

-Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?

Ответы детей : лист сломался.

Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

- И так наш листок как птица, что делает?

Ответы детей – летает.

- Наш листок как рыба, что делает?

Ответы детей - плавает.

- Наш листок как перо, какое оно?

Ответы детей - легкое.

-Наш листок как елочная игрушка, какое оно?

Ответы детей – хрупкое.

- Молодцы! Расшифровали письмо – схему.

Итог: Чтобы сохранить и запомнить красоту осенних листьев, мы создадим в группе «Мини-музей осенних листьев». Дети используют отпечатки листьев для создания картины "Осенние листья"

Конспект игры-экспериментирования в старшей группе «Почему листья осенью желтеют»
Публикации по теме:

Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств»Конспект игры-экспериментирования во второй младшей группе «Наши помощники — органы чувств» Цель: формирование у детей представлений об органах чувств и их назначением. Задачи: 1. Воспитательные: • воспитывать доброжелательное отношение.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Задачи: Образовательные: • исследовать строение листа.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли»Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли» Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями осенью» в старшей группе детского садаКонспект прогулки «Наблюдение за деревьями осенью» в старшей группе детского сада Цель: развитие у детей мыслительной деятельности (сравнения, различения, выделение существенных признаков) Задачи: - Уточнить представления.

Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Осенние листья» в технике «мозаика»Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Осенние листья» в технике «мозаика» Попова Валентина Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе " Осенние листья" в технике "мозаика" Цель: выполнение обрывной.

Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группеКонспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» в старшей группе Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы. Задачи: Образовательные: Закреплять представления детей о характерных.

Опыт-эксперимент «Почему желтеют листья?»Опыт-эксперимент «Почему желтеют листья?» Цели: - формировать у детей познавательный интерес к окружающей нас природе, желание узнавать, экспериментировать; - подвести детей.

Презентация «Почему деревья сбрасывают листву осенью» Слайд 1 Почему деревья сбрасывают листву осенью? Слайд 2 Смогут ли деревья перезимовать, не сбрасывая листву? Слайд 3 Человек меняет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект игры-экспериментирования в старшей группе «Почему листья осенью желтеют»
Опубликовано: 26 сентября 2021 в 20:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД