Екатерина Кузьмина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [л] в словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Закрепить произношение звука [л] в словах и предложениях.
2. Обогащать словарный запас приставочными глаголами.
3. Развивать фонетическое восприятие.
4. Развивать артикуляционную моторику.
5. Воспитывать самоконтроль.
Оборудование: грецкие орехи, картинки: дерево, дети; шары со слогами; схема для характеристики звука; альбом, предметные картинки на звук Л (лопата, кукла, стол, мел, лошадь, пила); лабиринт “загадки”; картинка “Ласковое солнышко”, фломастер.
Ход занятия
1. Орг. момент. Сообщение темы занятия.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [л] в словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Сегодня к нам на занятие пришли Володя и Лада. Они очень хотят научиться говорить звук, который прячется в их именах. Как ты думаешь, какой это звук? Верно. Значит сегодня мы будем учиться правильно произносить какой звук?
– Звук [л].
2. Массаж рук. Артикуляционная гимнастика.
Я тебе хочу рассказать одну историю.
На высоком дереве среди листьев рос грецкий Орех. Однажды подул ветер (Давай подуем сильно, как ветер). Орех оторвался и упал с веточки на дорожку и покатился. (Ребенку предлагается грецкий орех). Подтолкни его пальчиками, покажи, как он покатился. (Ребенок катит орех по столу). Шли дети, увидели Орех. Давай придумаем им имена со звуком Л. (Лада и Володя). Подняли дети Орех и взяли с собой на детскую площадку. Стали дети кататься с горки, Ореху тоже захотелось, сделали они для него горочку. (Ладонь ребенка прижимается тыльной стороной к столу, на кончики пальцев кладется орех. Накрывается второй ладонью и прокатывается от кончиков пальцев до запястья и обратно. Выполняются движения вперед-назад).Затем Лада и Володя побежали кататься на карусели. А для Ореха сделали вот такую карусель. (Руки находятся в горизонтальном положении. Орех между ладонями. Совершаются круговые движения в одну, затем в другую сторону)Покатай свой Орешек тоже. Сели Лада и Володя на качели и покачались. И Орешек с ними. (Артикуляционное упражнение “Качели”). Настроение у них было хорошее. Дети улыбались. (Артикуляционное упражнение “Улыбка”). Рядом с парком текла река. Дети сели на корабль под парусом и поплавали на корабле. (Артикуляционное упражнение “Парус”).Положили дети орешек под дерево и пошли гулять дальше. (Положить орешек на стол)
3. Характеристика звука [л] по артикуляционным и аккустическим признакам.
Над парком летал самолет. Его мотор гудел так: Л-Л-Л-Л.
Давай вспомним, как мы произносим звук Л. В каком положении наши губы? (Улыбаются) Где находится кончик языка? (Вверху. За верхними зубками.) Как мы произносим звук Л – с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук Л? Дадим характеристику звука по схеме. (Согласный, твердый, Звонкий.) Когда самолет поднимался высоко, то его мотор звучал тихо. А когда самолет спускался низко, то гудел громко. Погудим так. (Ребенок произносит звук тихо и громко)
4. Произношение звука [л]. Чтение слогов.
Лада и Володя встретили в парке гномика. Он был печальный. Все его воздушные шарики разлетелись по парку. Гномик попросил детей помочь ему собрать шары. Для этого нужно будет прочитать слоги, написанные на шарах. Поможем им. (Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ и наклеивание шаров на лист с нарисованными ниточками)
5. Произношение звука Л в слогах.
Гномик обрадовался и закричал друзьям: “Ла-ло-ла!”. Дети спросили гномика, поделится ли он с ними: “Пла-пло-плы?”. Стали просить гномика “Хло-хлу-хло” (с просьбой). Гномик утвердительно ответил, что поделится: “Дла-дло-длу”. Лада и Володя обрадовались: “Вла-вла-влы!” Гномик дал детям по шарику. Они пошли дальше.
6. Определение позиции звука [л].
Дети зашли в магазин и купили альбом с наклейками. Картинки были со звуком [л]. Назови их. Володя сказал, что картинки надо приклеить так: со звуком [л] в начале слова на страницу с этой схемой:
Со звуком [л] в конце слова на страницу с этой схемой:
со звуком [л] в середине слова к этой схеме :
Давай им поможем. (Ребенок называет картинки. Определяет позицию звука в слове, приклеивает картинку в альбом на страницу с соответствующей схемой)
7. Произношение звука [л] в словах.
Затем Лада предложила Володе поиграть в новую игру. В ней нужно помочь царевичу найти дорогу к царевне в дремучем лесу и не попасть в руки злой Бабы-яги. Для этого нужно отгадать загадки, прокладывая дорожки от отгадки к отгадке.
1. Четыре брата под одной крышей стоят. (Стол)
2. Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный? (Волк)
1. Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)
1. Без плавников среди глубин
Подводный плавает дельфин. (Подводная лодка)
1. Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Назови ложные картинки-отгадки, которые расставила Баба-яга.
(Стул, ёлка, лампа, клубок, белка)
8. Практическое усвоение приставочных глаголов.
Затем Володя рассказал Ладе о том, как он летом гостил у бабушки в деревне и ходил там гулять в лес. Я буду рассказывать за Володю, а ты помогай мне вести рассказ. Добавляй слово, похожее на слово ШЁЛ.
Я по лесу шел, и волнушку (нашел). Дальше я в лес (пошел, в чащу леса (зашел) и к избушке (подошел, потом в избушку (зашел, ничего там не (нашел, дальше (пошел). К дереву я (подошел, там я сладкий мед (нашел). По дорожке (пошел) и к бабушке (пришел).
9. Произношение звука Л в предложениях.
Володя привез из деревни фотографию. Посмотри на нее. Солнышко летом какое? (ласковое).
Рассмотри фотографию и скажи, кого и что ласкает солнышко своими лучами? Проведи фломастером от солнышка лучики к каждой картинке. Ответь по схеме ___ ___ ___ .
(Солнышко ласкает колокольчики. Солнышко ласкает пчелу. И т. д.)
Эту фотографию Володя подарил Ладе.
Наступил вечер. Дети ушли домой.
10. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Что тебе запомнилось? Что было самым легким/трудным?
Мне понравилось, как ты сегодня занимался.