Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка»

Светлана Бауэр
Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка»

Вид - музыкальное занятие

Тип – интегрированное (занятие-путешествие)

Форма – групповое

Группа – подготовительная (6-7 лет)

Тема – «Ярмарка»

Цель - формирование у детей целостного представления о ярмарочных гуляниях на Руси средствами музыки, фольклора, живописи.

Задачи:

образовательные

расширить представления детей о традициях, обычаях русского народа;

закрепить знания детей о предметах декоративно – прикладного искусства;

развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения; при анализе музыкального и художественно-изобразительного произведения учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения.

определять какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец, характер музыки;

упражнять в ритмическом исполнении игры на ложках и других народных инструментах;

закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него;

продолжать работу над исполнением песни веселого задорного характера, учить петь легким звуком в подвижном темпе, выполняя динамические оттенки, передавая русский народный колорит песни с помощью народных музыкальных инструментов.

способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, выразительно и ритмично двигаться, передавать в танце эмоционально-образное содержание;

продолжать обучать детей координации речи и движения;

развивающие

обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при целостном восприятии классической музыки, живописи и фольклора;

развивать музыкальную память, слух, фантазию, мышление;

развивать танцевально-игровое творчество (формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании игровых песен; учить детей импровизировать, самостоятельно придумывать вариации плясовых движений и варианты образных движений в играх);

воспитательные

прививать любовь к русскому народному искусству, музыке, живописи;

развивать умение сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности;

воспитывать в детях доброжелательное, уважительное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

наглядные (рассматривание репродукции, предметов народного промысла);

наглядно-слуховые (музыкальный репертуар, подобранный в соответствии с программными требованиями; слушание музыкального произведения, сопровождающее просмотром слайдов репродукций картин по теме);

словесный (беседа, использование малых форм русского народного фольклора (загадки, потешки);

практические (исполнение песенных, танцевальных, инструментальных композиций; музыкально-ритмические упражнения; народная игра).

Словарь:понятийный: балаган, балагур

Оборудование:

фонограммы (русская народная песня «Ярмарка» (+, (-); Музыкальная картинка «На ярмарке», Н. П. Будашкин); проектор, презентация с показом репродукций картин Б. М. Кустодиева; декорация «Карусель»; русские народные инструменты.

Оформление музыкального зала: на столах («прилавках») - самовар, в окружении подносов с калачами, баранками, конфетами; гжельские и хохломские изделия, дымковские игрушки; овощи и фрукты в корзинах и др.

Предварительная работа:

слушание фольклорной музыки: «Барыня», «Светит месяц» в исполнении оркестра народных инструментов; «Камаринская» в обработке П. И. Чайковского, М. И. Глинки;

знакомство с русскими народными пословицами, потешками, играми, хороводами и другими образцами народного творчества;

обучение игре на ложках;

рассматривание с детьми предметов декоративно – прикладного искусства (дымковских игрушек, хохломских и гжельских изделий);

беседы о культуре и быте русского народа;

рассматривание репродукций картин с изображением русской ярмарки.

Ход занятия

Дети входят в зал под веселую музыку.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте. Дети, вам знакома музыка, под которую вы вошли в музыкальный зал?

Ответы детей. Это мелодия песни «Балалайка».

Музыкальный руководитель. Правильно. Послушайте внимательно, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен, чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент.

Как называется музыкант, который играет на балалайке?

Про балалайку сочинили и песни, и загадки, и стихи.

Ребенок. С балалайкой веселее

И в жару и в холод.

Тот, кто любит балалайку,

Тот душою молод.

Музыкальный руководитель.

Название этого инструмента похоже на слово «балагур», «балагурить». О каком человеке говорят, что он «балагур»? (весельчак, шутник)

Я вам предлагаю спеть веселую песню «Балалайка». Чтобы передать задорный характер песни, исполним ее легким звуком в подвижном темпе.

(сначала дети распеваются, затем исполняют песню «Балалайка»

сл. и муз. З. Роот)

Воспитатель.

Балалайка - главная героиня ярмарочных гуляний. А вы знаете, что такое ярмарка?

Дети. Ярмарка – это рынок, базар, где все продается и покупается.

Воспитатель. Давайте рассмотрим с вами репродукцию картины художника Бориса Михайловича Кустодиева «Ярмарка».

Дети рассматривают репродукцию картины «Ярмарка».

Воспитатель. Что же изображено на этой картине?

Дети.Люди покупают и продают разные товары: вёдра, валенки, грабли, корзины, игрушки. Все разговаривают, торгуются, ходят, рассматривают товар.

Воспитатель.

Каждую осень на Руси проводилась ярмарка. На ярмарку приезжали,чтобы продать свой урожай: овощи, фрукты. Продавали то,что смастерили своими руками: деревянные ложки, глиняные горшки, расшитые рубахи и сарафаны. Торговали сладостями и игрушками.

Ярмарка- это не только купить и продать товар, это прийти повеселиться, поэтому на ярмарке всегда были гулянья, которым был рад и стар и мал. Ярмарка русская- это очень пестрая и незабываемая картина. На ярмарке играли в народные игры, веселили народ скоморохи, разыгрывались театрализованные представления с Петрушкой, звучали русские народные инструменты, крутилась карусель. Да чего только не встретишь на русской ярмарке!

Музыкальный руководитель.

Вот такую же живую, пеструю музыкальную картину создал композитор Николай Будашкин, называется она «На ярмарке».

Слушание фрагмента Музыкальной картинки «На ярмарке» Н. П. Будашкина.

Музыкальный руководитель.

Дети, вам понравилась музыка?

Вы слышали один инструмент или оркестр?

Какой характер у этой музыки?

Дети. Весёлый, яркий, радостный, танцевальный.

Музыкальный руководитель. А что вам хочется делать под эту музыку?

Дети. Плясать, танцевать, веселиться.

Музыкальный руководитель. Какому жанру принадлежит прослушанное произведение (танец)

Музыкальный руководитель. Какие яркие краски были на картине, такие же яркие звуки мы слышим в музыке.

Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, шутками, прибаутками так, как раньше было на Руси. Хотите? Тогда в добрый час! Ну, что ж, поехали!

Ставится «карусель» (шест с ленточками, дети берутся за ленточки и под музыку передвигаются по кругу.

1. Бег на носочках

2. Прямой галоп

3. Топотушки

(звучит фонограмма (+) русской народной песни «Ярмарка»)

Воспитатель. Вот и приехали.

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

Что за праздник? Что случилось?

Просто ярмарка открылась!

(Открывается ярмарка, за столами стоят продавцы. Дети рассматривают керамические, деревянные и другие изделия на прилавках)

Воспитатель. Какие замечательные товары. Есть ли на ярмарке посуда из Хохломы? Какие изделия из бересты находятся на прилавке? (корзиночки, туески, коробы). Покажите, пожалуйста, на каком прилавке находятся изделия гжельских мастеров? Как вы догадались?

1 Продавец

Мы предлагаем вам товары:

Чайники и самовары,

Пряники и сушки,

Отличные игрушки!

Овощи и фрукты-

Полезные продукты!

2 Продавец

Игрушки - диво!

Изящны и красивы!

Вот - Машка! Дуняшка, Агашка -

Три штучки в одной кучке!

(показывает матрешку).

А вот Петя-Петушок,

Голосистый наш дружок.

Петушок не простой-

Красный, белый, золотой!

(показывает петушка)

3 Продавец

Зонтик грибком, руки крендельком,

Ходят красны девицы по улице пешком.

Кофточки цветные, юбки расписные,

Шляпы трехэтажные - статные и важные.

На таких посмотреть и самим интересно,

Пляшут они, ну просто, прелестно.

Под наши веселые русские пляски

Они оживают, как-будто бы в сказке.

Воспитатель.

Детям тоже не сидится,

Хотят они повеселиться!

Танец «Кадриль»

Воспитатель. Молодцы, детишки, курносые носишки. Мешок семечек хотите? Песню спойте и берите!

Дети исполняют песню «Семечки» (рус. народ. мелодия)

4 Продавец

Кому нужны резные,

Ложки расписные?

Посмотрите, какова

Золотая хохлома!

Так сверкает, так искрится,

Будто в зале здесь жар-птица!

Воспитатель.

Мы пришли без денег к вам

Подарите ложки нам!

А за это мы для вас

Пустимся в веселый пляс!

Ребенок

От зари и до зари

Веселятся ложкари!

Будем весело плясать,

Звонко ложками стучать!

(Дети выполняют упражнение ритмической игры на ложках, затем исполняют танец).

Танец с ложками

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре, пять,

Пора нам, дети, поиграть!

Ребята, я была на одной ярмарке и там видела интересную игру. Давайте, я вас научу в нее играть (объясняет правила игры).

Игра – шутка «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (руки складываются углом)

Семь сыновей,

Все без бровей (очертить брови пальцами,

С такими глазами (показывают глаза,

С такими ушами (ладони поднести к ушам,

С такой головой (очертить круг вокруг головы,

С такой бородой! (показывают большую бороду).

Ничего они не ели, на нее они глядели, делали вот так!

(Ведущий изображает выразительное движение, дети угадывают, что делает персонаж и повторяют его движения).

5 Продавец.

Посидеть за самоваром

Рады вы наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Дарим вам еще пирог,

Пышки и ватрушки,

Да пропойте вы для нас чайные частушки!

«Частушки»

Очень вкусный чай у нас,

Вкусные ватрушки,

Ну, а мы споем сейчас

Чайные частушки.

Если вдруг у друга праздник,

Среди угощений разных

Непременно за столом

Вас побалуют чайком!

Чай с вареньем и печеньем,

Чай с хорошим настроеньем,

Чай с малиновым листом

Соберет всех за столом!

Если вы тоске-печали

Вас утешит чашка чая.

С крепким чаем, с калачом

Огорченья нипочем!

Славится везде недаром

Русский чай из самовара.

Крепкий чая аромат

Восхищает всех подряд!

Мы пропели под чаек

Чайные частушки,

А теперь, давайте-ка,

Спляшем топотушки.

Музыкальный руководитель.

Тут и ярмарке конец. А кто был здесь – молодец!

Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу!

А пока вы ярмарку смотрели,

Огурцы на огороде зайцы съели.

Коль не вышло с огурцами,

Угостим вас леденцами!

(Раздаёт леденцы)

(звучит фонограмма (-) русской народной песни «Ярмарка»)

Дети под музыку выходят из зала.

Публикации по теме:

План-конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Ярмарка чудес»План-конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Ярмарка чудес» лан-конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема «Ярмарка чудес» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект интегрированного музыкального занятия «Удивительное космическое путешествие» Конспект интегрированного музыкального занятия /музыка, изо, «познание», элементы экспериментирования/ «Удивительное космическое путешествие».

Конспект интегрированного музыкального занятия «В гостях у бабушки» для детей второй младшей группы .

Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе детского сада Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе детского сада. Цель: Учить детей чувствовать настроение через восприятие.

Конспект интегрированного занятия по краеведению в подготовительной к школе группе «Ярмарка осенних праздников» Программное содержание: - познакомить с праздником «Кузьминки»; - закрепить представления об осенних народных праздниках (Семенов день,.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей с ОВЗ старшей группы по теме «Осень» Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формировать двигательные умения.

Конспект музыкального занятия «Помоги Фее музыкального королевства изменить настроение» КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовлен муз. руководителем МДОУ № 395 – ЦРД «Росток.

Конспект интегрированного музыкального занятия «Образ птицы в сказках» в подготовительной группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 8 «Крепыш» Конспект интегрированного.

Оформление музыкального зала к празднику «Осенняя ярмарка»Оформление музыкального зала к празднику «Осенняя ярмарка» Ярмарка являлась самым ярким праздником на Руси! Она сопровождалась песнями,плясками, разнообразными товарами, играми, шутками,прибаутками,.

План — конспект музыкального интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Нота "ДО"» Цели: • Обучение элементам музыкальной грамоты на начальной стадии. • Формировать взаимосвязанные звуковысотные представления.

Автор публикации:
Конспект интегрированного музыкального занятия «Ярмарка»
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 15:08
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Дидактическая игра из фетра «Крестики-нолики»
Вот такая игра из фетра появилась у нас ближе к лету. "Крестики-нолики" - игра, известная всем. Легкая, интересная, соревновательная, логическая игра....
Игра — забава «Запуск ракеты» в подготовительной группе
Возраст: 3 – 6 лет. Цель: показать детям, как можно «запустить ракету». Увлекательная игра-забава «Запуск ракеты» доставляет детям радость и веселое...
Фотоотчёт о выставке работ детей младшего дошкольного возраста ко Дню космонавтики
Фотоотчёт о выставке работ детей младшего дошкольного возраста ко Дню космонавтики. 12 апреля отмечается 60 лет со дня первого в мире полета человека в...