Александра Ивановна Илтыбаева
Конспект интегрированного открытого занятия для детей 4–5 лет «В лаборатории Капитошки. Изучаем песок»
Конспект интегрированного открытого занятия для детей 4–5 лет
Конспект интегрированного открытого занятия для детей 4–5 лет «В лаборатории КАПИТОШКИ. Изучаем песок»
Программное содержание:
Образовательная область – познавательное развитие
Интегрируемые образовательные области:
Публикация «Конспект интегрированного открытого занятия для детей 4–5 лет „В лаборатории Капитошки, Изучаем песок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
– речевое развитие, физическое развитие.
Цель:
– познакомить детей со свойствами песка через экспериментальную деятельность
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - песчинок, через исследовательскую деятельность.
2. Закрепить и уточнить знания детей на основании элементарных опытов о свойствах песка.
3. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
4. Расширять словарный запас детей.
5. Познакомить со способом нанесения рисунка на песок.
6. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Словарная работа:
лаборатория, приборы, опыты, ученый, песчинки, сыпучий, липкий.
Предварительная работа
1. Игры с песком на прогулке.
2. Рассматривание картинок с видами построек из песка.
3. Беседы о том, где можно встретить песок, для чего его использует человек.
Материалы и оборудование.
Лупы (по одной на каждого ребенка, белые листочки (по одному на каждого ребенка, маленькие баночки с сухим песком (по одной на каждого ребенка, маленькие емкости с влажным песком (по одной на каждого ребенка, стол для рисования песком с подсветкой, приз -угощение.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте за руки возьмемся,
В круг скорее соберемся.
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет,
А со светом к нам приходит,
Дружбы пламенный привет.
К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте!
Основная часть.
Слышен звук (тук, тук) .
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, от нашего друга Капитошки. Он просит нас помочь ему в очередном его исследовании. Вместе с письмом он прислал нам волшебный мешочек.
Воспитатель достает мешочек с песком. Давайте узнаем что нам нужно исследовать! Воспитатель предлагает каждому ребенку опустить руку в мешочек и на ощупь угадать что там.
Выслушиваются предположения детей (соль, мука, сахар, песок и т. д.)
Задание 1
Воспитатель читает загадку:
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Что-то можно в нем зарыть,
Любим по нему ходить,
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Ответ: Песок
картинка с песком
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: Правильно. Значит
Капитошка хочет, чтобы мы ему помогли исследовать песок и познакомится с его свойствами.
Давайте сядем на стулья и вспомним,что такое песок
Песок – это природный материал, полезное ископаемое, относится к неживой природе. - Как вы думаете, ребята, откуда появился песок? (Ответы детей).
- Оказывается, что камни под воздействием ветра, дождя разрушаются
и получается… песок. Удивительно, правда?, посмотрите, как похожи они
на мелкие-мелкие камешки.
Существуют места, где очень много песка – это морские берега
и пустыни.
Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым.
Есть песок строительный (слайд 8). Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов для строительства домов.
Из песка делают наждачную бумагу и стекло, фильтры для воды.
Применяется песок и в дорожных работах. зимой наши дороги очень скользкие. Чтобы не было аварий, чтобы люди при ходьбе по обледеневшим дорожкам не падали, и дороги для машин, и дорожки для пешеходов посыпают песком.
А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады.
Добавляют песок в землю при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Зачем это делают, вы тоже скоро узнаете.
С помощью песка даже рисуют картины.
ВЫВОД: песок создан природой.
Сейчас я вам предлагаю отправится в нашу лабораторию.
Звучит волебная музыка
- Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И В ВОЛШЕБНОЙ ЛОБОРАТОРИИ ОЧУТИСЬ!
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
- Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности (мнемотаблица)
При работе надо :
1. не трогать руками глаза,
2. соблюдать тишину,
3. не толкать соседа во время работы,
4. сначала посмотри, а потом повтори,
5. выполнил и положи на место.
И так внимание.
Сейчас вы находитесь в лаборатории. Для того чтобы проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети: Дети перечисляют оборудование. (Лупы,подносы,стаканчики с песком,салфетки,ложки)
Задание 2 Из чего состоит песок?
Воспитатель: Послушайте задание Капитошки : «Узнайте что такое песок? Из чего он состоит?»
Ребята, как вы думаете, из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок.
Воспитатель: А как проверить из чего состоит песок?
Дети выдвигают свои предположения.
Воспитатель: Давайте пересыплем немножечко песка в крыжеки баночек, возьмем лупы и внимательно посмотрим, из чего же состоит песок.
Ответы детей.
Воспитатель:Правильно,из песчинок,камышек
Какого цвета песчинки?
Дети: коричневого, желтого, серого и т. д.
Воспитатель: Песчинки одинакового размера?
Дети: Нет. Разного!
Воспитатель: Какую форму имеют песчинки?
Дети: Разную.
Воспитатель: Вывод: Песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму и размеры.
Задание 3 Какой песок?
Воспитатель: Теперь попробуйте аккуратно высыпать на листочек песок из баночки. Легко ли высыпается песок?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь попробуйте также аккуратно высыпать песок из другой маленькой емкости. Легко ли он высыпается?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как вы думаете почему?
Дети. Потому что в первой баночке песок сухой а во второй влажный.
Воспитатель: А из какого песка можно слепить куличик? Из влажного или сухого?
Дети: Из влажного.
Воспитатель: Правильно! Куличики хорошо получаются из влажного песка, потому что из- за воды песчинки прилипают к друг другу и как бы склеиваются.
Задание 4.
Растворяется или нет?
Воспитатель: Ребята, а давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана.
Воспитатель:Песок не растворился в воде,а сел на дно,потому что он тяжелый.
Опыт 5. «Силач» -
определить влажность песка на вес и по цвету (влажный песок тяжелее сухого, влажный песок темнее сухого).
Физкультминутка
Воспитатель: Каждому ученому, который делает важные исследования, нужна небольшая разминка, чтобы немного отдохнуть и приступить к работе с новой силой. Давайте встанем и выйдем на ковер. Повторяйте за мной.
Мы песчинки, мы песчинки (дети прыгают на месте)
Покружиться мы не прочь. (кружатся)
Мы песчинки, мы песчинки. (руки в стороны, махи кистями)
Танцевали б день и ночь. (руки на пояс, наклоны в стороны)
Встанем дружно все в кружок (встают в хоровод)
Получается песок. (держа друг друга за руки, поднимают руки в верх)
Задание 4
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно ли рисовать на песке?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте нарисуем Капитошке картину на песке! Сейчас я буду приглашать вас по очереди к нашему волшебному столу и мы с вами будем рисовать картину.
1ый ребенок рисует солнышко.
2,3,4,5,ребенок по цветочек.
7ой рисует травку.
8ой облачко.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая картина у нас получилась!
Заключительная часть.
Воспитатель: Дети, мы с вами провели опыты с песком и узнали о нем много нового. Какие опыты мы проводили? Что мы делали?
Дети: Рассматривали песок через лупу!
Воспитатель: Что мы узнали?
Дети: Узнали, что песок состоит из маленьких песчинок, разного цвета и формы.
Воспитатель: Что еще мы узнали о песке?
Дети: Песок бывает сухой и влажный. Сыпучий и не сыпучий.
Воспитатель: А что еще мы делали?
Дети: Узнали, что на песке можно рисовать.
Воспитатель:Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с песком. - ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией. - Давайте произнесем волшебные слова:
ХЛОП-ХЛОП
ТОП-ТОП, ПОВЕРНИСЬ,
И в ребяток превратись!
Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы помогли Капитошке изучить песок! Всем от Капитошки огромное спасибо! Вот вам сладкий приз за помощь!
Воспитатель раздает угощение.