Матвеева Елена
Конспект интегрированного занятия «Домики для лисят» в средней логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44
Конспект интегрированного занятия нейропсихологической направленности
с детьми средней логопедической группы
для детей с ТНР
с использованием блоков Дьенеша.
Подготовили: Учитель-логопед Масленкова И. Б.
Воспитатель Матвеева Е. А.
Сидорова О. Н.
Саров. 2021 г.
Цель.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Домики для лисят“ в средней логопедической группе» размещена в разделах
Способствовать развитию речемыслительной деятельности, речедвигательной координации, обучать приемам символизации и моделирования.
Задачи.
I. Образовательные:
Закрепить представления о геометрических фигурах, умение различать и называть их.
Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5.
Закрепить знания частей суток, времен года.
Закреплять умение понимать условные обозначения.
Закреплять навык практического словообразования.
Закреплять навык использования предлогов в речи.
II. Развивающие:
Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
Развивать умение вербально обобщать объекты по трем признакам (форма, цвет, величина) с учётом наличия или отсутствия каждого, применяя блоки Дьенеша.
Создавать условия для развития логического мышления, памяти, сообразительности, внимания, речемыслительной деятельности (актуализация словаря, повышение речевой активности).
Развивать фразовую речь в ответах на вопросы.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Закреплять навыки словообразования.
Развивать слуховое и фонематическое восприятие.
Уточнять грамматические формы согласования И. с. с И. п.
III. Воспитательные:
Воспитывать желание помогать друг другу, воспитывать навыки практического сотрудничества.
Предварительная работа.
Разучивание стихотворения
Дидактические игры «Цветные домики», «Что похоже на круг (квадрат и т. д.)», «Найди свой домик».
Рассматривание фотографий домов, наблюдение за домами.
Конструирование из блоков Дьенеша.
Изготовление игрушечных лисят из цилиндрических картонных втулок.
Разучивание текста физминутки и пальцевой гимнастики.
Разучивание движений физминутки и пальцевой гимнастики.
Выполнение речедвигательных упражнений, пальцевых упражнений, упражнений на развитие межполушарных связей, упражнений на развитие проприоцепции и речевой кинестезии.
Оборудование.
Следы лисят.
Искусственная ёлочка.
Музыкальный центр для воспроизведения аудиозаписей, записи со звуками тявканья лисы, карканья вороны, шума леса.
Картонные лисята, изготовленные детьми из втулок.
Магнитная доска, магниты.
Пятиэтажный домик из бумаги.
Карточки с точками для счёта от 1 до 5.
Картинки с изображениями частей суток.
Обручи.
Кубики с символами.
Карточки с символами, обозначающими признаки (красный, желтый, синий, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, большой, маленький).
Блоки Дьенеша, наглядный образец для составления ритмической дорожки.
Геометрические фигуры, вырезанные из бумаги (заготовки для аппликации, карточки с образцами, клей, белая бумага, салфетки, плейсматы по числу детей.
Методические приёмы.
1. Приё мы постановки цели и мотивации детей к деятельности:
- сюрпризный момент
- игровые персонажи
2. Приё м активизации деятельности детей в процессе ООД:
- постановка проблемной ситуации
- побуждение детей к разрешению проблемной ситуации
- отгадывание загадок
3. Приё мы организации практической деятельности:
- нейропсихологические упражнения для сочетания речи с движением, активизации двигательно-речевой активности, концентрации внимания
- дидактическая игра с логическими блоками Дьенеша «Посадим цветочки»
- дидактическая игра «Помоги лисятам вернуться домой»
- дидактическое упражнение «Отгадай – ка!»
- ручная деятельность «Накормим лисят»
4. Приемы, поддерживающие интерес детей :
- логоритмическая игра
- пальчиковая гимнастика;
5. Приемы оценки и самооценки:
- похвала
- самостоятельная оценка деятельности и результата детьми в процессе ООД
Интегрируемые образовательные области
- «познание»
- «коммуникация»
- «социализация»
- «художественное творчество»
- «музыка»
Содержание нейропсихологического блока.
Выполнение речедвигательных упражнений, мониторинг качества.
Выполнение пальцевых упражнений, мониторинг качества.
Выполнение упражнений на развитие межполушарных связей.
Выполнение упражнений на развитие проприоцепции, речевой кинестезии, телесного чувства; мониторинг качества.
Интеграция речевой, двигательной и мыслительной деятельности.
Формирование речемыслительной деятельности на основе практических действий.
Оценка себя и своей деятельности через анализ двигательной активности и её продукта.
План занятия
№ Наименование этапа Педагог-руководитель этапа
1. Организационный момент Учитель - логопед
2. Введение в тему занятия Учитель - логопед
3. Развитие фонематического восприятия и слоговой структуры Учитель - логопед
4. Дидактическая игра «Помоги лисятам вернуться домой» Воспитатель
5. Ритмизация «Похвалим себя» Учитель - логопед
6. Динамическая пауза. Подвижное упражнение «Части суток» Учитель - логопед
7. Дидактическое упражнение «Отгадай – ка!» Учитель - логопед
8. Игровое упражнение «Посадим цветочки» Воспитатель
9. Ручная деятельность «Накормим лисят» Воспитатель
10. Динамическая пауза. Пальцевое упражнение «Моем, моем мылом лапки» Учитель - логопед
11. Ручная деятельность «Накормим лисят» (продолжение) Воспитатель
12. Релаксация Воспитатель
13. Рефлексия Учитель – логопед, воспитатель
*** Нейропсихологическая составляющая этапов занятия выделена в конспекте курсивом с подчёркиванием
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Проводит логопед
Логопед предлагает детям звуковую запись шума леса, предлагает угадать, куда они отправятся.
Дети догадываются, что они пойдут в лес.
Логопед обращает внимание детей на следы, сообщает, что это следы какого-то лесного животного. Дети могут попробовать угадать, что это за животное.
Логопед сообщает условие : дети проходят по следам, наступая правой ногой на коричневый след, а левой – на рыжий.
Дети входят в группу по следам лисят, разложенным в шахматном порядке, строго соблюдая инструкцию
- Пройти по следам так, чтобы правая нога наступала на коричневый след, а левая нога – на рыжий.
2. Введение в тему занятия.
Проводит логопед
Дети приходят на «поляну». На «поляне» - ёлка.
Включается запись карканья вороны, затем тявканья лисы.
Логопед.
- Ребята, кто это каркает?
Дети.
- Это каркает ворона.
- А кто это тявкал? Наверное, тот, чьи следы мы видели, когда входили в лес.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте угадать, кто спрятался под ёлкой.
Всех зверей в лесу хитрей.
Шёрстка рыжая на ней.
Пышный хвост – её краса.
Это зверь лесной - …
Дети.
- Лиса.
Постановка проблемной ситуации. Активизация слухового внимания.
3. Развитие фонематического восприятия и слоговой структуры
Проводит логопед
Логопед.
- Давайте заглянем под ёлку.
Дети заглядывают под ёлку и обнаруживают там пятерых картонных лисят.
Логопед.
- Это не взрослое животное. Кто это?
Дети.
- Это лисята.
Логопед.
- Давайте прохлопаем это слово, посчитаем, сколько в нём слогов.
Дети выполняют задание
Логопед.
- Где сидят лисята?
Дети.
- Лисята сидят под ёлкой.
Логопед.
- Ребята, лисята очень напуганы. Как вы думаете, кто их так напугал? Вспомните, какой звук мы слышали на поляне.
Дети.
- Мы слышали, карканье вороны.
Один лисёнок.
- Здравствуйте, меня и других лисят очень испугала ворона, и мы совсем забыли, где мы живем. Помогите, пожалуйста, нам вернуться домой.
Логопед.
- Ребята, поможем?
Дети.
- Да.
Лисёнок.
- Я и мои братцы знали, что вы очень добрые!
Логопед.
- Какой красивый домик! Чей он?
Дети.
- Это домик лисят.
Логопед.
- Да, это домик лисят. Он лисий. Давайте скажем «Ли – сий!»
Дети повторяют три раза, хлопая в ладоши и акцентируя артикуляцию и окончание И. п.
Логопед.
- Да, живут в этом домике маленькие лисята. Давайте его рассмотрим. (Дети рассматривают домик)
Логопед.
- Давайте посмотрим, сколько в доме этажей?
Дети.
- В доме пять этажей.
Логопед.
- Это много или мало?
Дети.
- Это много.
Логопед.
- Если в доме много этажей, это дом многоэтажный.
Давайте скажем «мно – го – э – таж - ный!»
Дети повторяют три раза, поочерёдно топая ногами и акцентируя артикуляцию и окончание И. п.
4. Дидактическая игра «Помоги лисятам вернуться домой»
Проводит воспитатель
Воспитатель.
- Правильно, молодцы. Давайте ещё раз посчитаем, сколько этажей в доме?
(Дети считают и говорят свои варианты ответов.)
Воспитатель.
- А теперь проверим, кто прав. Для этого посчитаем ещё раз все вместе по порядку.
Дети.
- Первый, второй, третий, четвертый, пятый.
Воспитатель.
- Дети, как можно назвать дом, в котором 5 этажей?
Дети.
- Пятиэтажный.
Воспитатель.
- Ребята, поможем лисятам вернуться на свои этажи?
Воспитатель предлагает детям игру «Помоги лисятам вернуться домой».
Воспитатель.
- Посмотрите на карточки. Что вы видите на них?
Дети.
- Точки.
Воспитатель.
- Количество точек на карточке у лисёнка означает этаж, на котором он живет.
Дети выполняют задание и сажают лисят на этажи.
Воспитатель.
- Молодцы, а теперь давайте рассмотрим окна первого этажа. Что у этих фигур одинаковое?
(Воспитатель помогает вопросами. Если дети затрудняются с ответом, то помогают другие дети.)
Дети.
- Фигуры квадратной формы и маленького размера.
Игра «Узнаем адрес лисенка». Дети выбирают карточки и выкладывает их на уровне этажа.
Воспитатель.
- Молодцы! Это адрес первого лисенка. Теперь он никогда не будет теряться.
(Аналогично воспитатель задаёт вопросы ребятам, поселившим лисят на второй этаж.)
Воспитатель.
- Что общего у окон второго этажа?
Дети. Производят зрительный анализ, обобщение и умозаключение на основе проанализированной информации
- Все фигуры красного цвета и большого размера.
(Воспитатель просит подобрать карточки-символы – адрес второго лисёнка. Дети выкладывают карточки на уровне второго этажа.)
Оставшиеся дети рассматривают окна-фигуры третьего этажа.
Воспитатель.
- Что общего у этих фигур?
Дети.
- Фигуры круглой формы и большого размера.
Воспитатель.
- Молодцы! Подберите карточки символы. Это адрес третьего лисенка.
(Дети подбирают карточки-символы и выкладывают их на уровне третьего этажа.) и т. д. до пятого
5. Ритмизация «Похвалим себя».
Проводит логопед
Логопед.
- Какие вы молодцы! Помогли лисятам вернуться домой.
Давайте встанем в круг и похвалим друг друга и себя. Похвалите себя и похлопайте себе так, как это сделаю я и вместе со мной.
Дети встают в круг. По заданию логопеда ритмически прохолопывают и проговаривают предложения совместно с логопедом
1. Мо – лод – цы! III
2. Мы – ре – бя – та – мо – лод – цы! IIII III
3. Мо – лод – цы – ре – бя – та – по – мог – ли – ли – ся – там! ***II ***II
(* - короткий хлопок, I – длинный хлопок)
6. Динамическая пауза. Подвижное упражнение «Части суток»
Проводит логопед
Логопед показывает движения и проговаривает текст, дети выполняют упражнение вместе с логопедом.
Любим мы, когда при встрече Стучат кулаками один о другой, чередуя верхнее положение рук.
Всем знакомым и родным Руки на поясе, перепрыгивают с правой ноги на левую
«Доброе утро!», Поднимаются на носочки
«Добрый вечер!», Приседают, касаются ладонями пола
«Добрый день!», - мы говорим. Стоят на полной стопе, руки на пояс, делают повороты вправо и влево по два раза.
7. Дидактическое упражнение «Отгадай – ка!»
Проводит логопед
Логопед.
- Ребята, лисята так испугались вороны, что перепутали все части суток и не знают теперь, когда им вставать, обедать, ложиться спать. Давайте поможем им вспомнить части суток.
Рано утром встали дети
В ясном небе солнце светит
Завтрак вкусный на столе,
На здоровье детворе.
Днем с прогулки мы пришли
На столе обед нашли:
Суп, котлеты, сок полезный,
Чтобы не было болезней.
Вечером в кругу домашнем
Мы поужинали кашей
Молоко с печеньем пили
Чтоб здоровыми мы были
Ночью крепко – крепко спали
Знают все на белом свете
Вырастают ночью дети.
Дети выкладывают на магнитной доске по порядку картинки: утро, день, вечер, ночь, называют части суток и объясняют, по каким признакам они догадались.
(Анализ слуховой информации, поисковая и речемыслительная деятельность)
8. Игровое упражнение «Посадим цветочки»
Проводит воспитатель
Воспитатель.
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете части суток! А сейчас, давайте, перед домиком лисят на клумбах посадим цветочки, чтобы они из своих окон наблюдали необычайную красоту.
Дети подбрасывают кубики с символами и называют выпавшую геометрическую фигуру. Дети выбирают соответствующие геометрические фигуры и выкладывают их перед домом лисят, выполняя ритмическую дорожку по образцу воспитателя
9. Ручная деятельность «Накормим лисят»
Проводит воспитатель
Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
- Ребята, наши лисята долго гуляли и очень проголодались. Давайте их угостим чем-нибудь вкусненьким?
Сейчас мы будем готовить угощение для лисят. Они приготовили вам карточку – подсказку, какой формы они любят угощение. Нужно будет из деталей собрать угощение нужной формы.
(Дети выражают свое согласие)
Воспитатель.
- Ребята, а что нужно сделать, прежде чем готовить угощение?
Дети.
- Нужно помыть руки
Воспитатель: Правильно, молодцы! А то у нас может случиться, а что… нам расскажет в своем стихотворении.
Лисичка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила
Мылить мылом не старалась
И на лапках грязь осталась.
Полотенце в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот
Может заболеть живот.
Воспитатель: Так что, дети, вы старайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
10. Динамическая пауза. Пальцевое упражнение «Моем, моем мылом лапки»
Проводит логопед
Логопед показывает движения и проговаривает текст, дети выполняют упражнение вместе с логопедом. Логопед контролирует качество выполнения упражнений, обращая внимание детей на точность и синхронность движений, правильность выбора руки. Дети стараются осуществлять самоконтроль, точно следовать образцу в выполнении пальцевых движений, синхронизации их с речью, артикулировании гласных звуков, ритмичном проговаривании
Моем, моем мылом лапки, Оглаживают поочерёдно правой рукой левую и левой рукой правую
Каждый пальчик по порядку Поочерёдно соединяют пальцы обеих рук с большим, начиная с указательного
Вот намылили большой,
Сполоснув потом водой, Из кулачков отгибают большие пальцы
Не забыли и «указку»,
Смыв с него и грязь, и краску Из кулачков отгибают указательные пальцы
Самый грязный был, наверно Из кулачков отгибают средние пальцы
Безымянный тёрли пастой,
Шёрстка сразу стала красной Из кулачков отгибают безымянные пальцы
А мизинчик быстро мыли -
Из кулачков отгибают мизинцы
Очень он боялся мыла Встряхивают кистями рук
11. Ручная деятельность «Накормим лисят» (продолжение)
Проводит воспитатель
Воспитатель.
- Давайте приступим к приготовлению угощения. Посмотрите на образец, назовите, какие геометрические фигуры вы видите.
Дети называют.
Воспитатель.
- А теперь прошу вас назвать сначала цвет, а потом фигуру.
Дети называют, согласовывая И. п. с И. с. в роде.
Воспитатель.
- Назовите, пожалуйста, последовательность выкладывания геометрических фигур.
Дети в свободной форме рассказывают, какую фигуру они положат сначала, какую - следующую, какую – в последнюю очередь, называя признак цвета и согласовывая И. п. с И. с. в роде.
Воспитатель предлагает последовательно приклеить фигуры, сверяясь с образцом.
Дети выполняют задание. Воспитатель вместе с другими детьми анализирует правильность выполнения задания; помогает, исправляет. Дети проводят самоанализ при организующей деятельности и внешнем контроле воспитателя.
12. Релаксация
Проводит воспитатель.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковёр, сесть, вытянув ноги и послушать запись звуков леса.
Дети проходят на ковёр, расслабляются.
Воспитатель предлагает детям почувствовать, как расслабляются руки, ноги, опустить голову на грудь, почувствовать, как уходит напряжение с шеи, закрыть глаза, и дышать равномерно.
13. Рефлексия
Проводит учитель-логопед совместно с воспитателем
Рефлексия проводится на ковре, в кругу, после релаксации. Речевая деятельность детей активизируется наводящими вопросами, сигнальными вербальными и предметными опорами.
Воспитатель предлагает детям вспомнить этапы занятия, поделиться впечатлениями, рассказать, для кого старались дети, кому и как они помогли, что получилось, а что не получилось, что было трудно, что понравилось, достигли ли дети результата.
Логопед помогает детям проговаривать слова, акцентируя внимание на органах артикуляции и их положении, помогает строить фразы, подводит детей к формулировке умозаключения, следит за качеством звукопроизношения и программированием речевой деятельности.
Лисята благодарят детей за помощь и угощают их печеньем «грибочки».
Список методической литературы и пособий.
1. Захарова Н. «Играем с логическими блоками Дьенеша». Учебный курс для детей 4-5 лет. ФГОС. Детство – Пресс, 2020
2. С. В. Курдюкова, А. В. Суипова «Развиваем речь с нейропсихологом». Генезис (развиваем пространство, память, внимание)
3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие М. АРКТИ,2014