Ольга Гусакова
Конспект интегрированного занятия «Секреты белого золота. Хлопок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия
«Секреты белого золота»
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни, в том числе с ОНР.
Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно – исследовательская, самообслуживание.
Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Секреты белого золота, Хлопок“ в старшей группе» размещена в разделах
Цель: формирование представлений у детей о происхождении хлопчатобумажных нитей и тканей.
Задачи:
- познакомить детей с растением – хлопок;
- формировать представления о нитях и тканях из хлопка и их свойствах;
- формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;
- развивать связную речь, логическое мышление, память,
познавательный интерес к процессу
- развивать творческое воображение детей. Закреплять приём рисования тычком. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.
Предварительная работа:
- повторение ранее изученного материала по теме «Одежда»;
- чтение и обсуждение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;
- отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок по данной теме.
1 этап: способствуем формированию у детей
внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
Ребята, я хочу вам рассказать одну историю. Присаживайтесь. Девочка, по имени Маша, была очень любознательной.
- А это хорошо или плохо?
- Так вот, ей было всё интересно, и она всегда спрашивала у взрослых: почему? зачем? для чего?
Поэтому она много знала, и была настоящей «Знайкой». Однажды она с мамой приехала в гости к бабушке, и увидела у неё необычную шкатулку, и конечно ей захотелось посмотреть, а что же там внутри. Маша, конечно же, спросила разрешение. Открыла её и увидела.
- Ребята, как вы думаете, что может храниться в этой шкатулке? (воспитатель открывает коробку,
дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое).
- Ребята, что это и для чего?
- А вы знаете, из чего изготовлены эти нити?
- А хотели бы узнать и стать, как и Маша, «знайками»?
-Интересный вариант!
- Кто еще как думает?
- Точно!
- Как здорово, что вы это знаете!
- Мне очень приятно было узнать ваше мнение.
2 этап: способствуем планированию
детьми их деятельности
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
Все ткани состоят из нитей, которые переплетаются между собой и крепко «держатся друг за друга».
Сейчас мы с вами узнаем, из чего их получают.
На полях выращивают удивительное растение – хлопчатник.
Хлопок любит много солнца и тепло. И воду, но каждый день и по чуть-чуть. - Как вы думаете, почему у нас не растёт хлопок?
– Да, это капризное растение, оно не вынесет ни засухи, ни лишней воды. Наш климат хлопчатнику не подходит.
- Хлопок собирают не только машины, но и люди в ручную. Как же называются эти машины?
- Как вы думаете, зачем человек придумал машины?
Собранный хлопок вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику.
Там очищают от семян и расчёсывают.
Получается вата. Из такой ваты прядут нити.
- Ребята, не хотите ли вы стать исследователями?
- Замечательно! Отправляемся в нашу лабораторию!
Эксперимент №1.
- Ребята, что это?
- Вата, это и есть пух хлопка, только очищенный. Посмотрите внимательно через лупу: вы увидите, что вата состоит из очень тоненьких волокон — ниточек. Но эти ниточки короткие и некрепкие. Давайте сделаем из волокон ваты крепкую длинную нитку. Как вы думаете, получится? (воспитатель показывает и выполняет с детьми работу)
- А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Вот так и производят хлопчатобумажную ткань из хлопка.
- А уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей.
- Ребята, а вы хотите побывать на ткацкой фабрике? Тогда отправляемся дальше?
Выходите в круг.
Физкультминутка
Выйдем с вами в хлопковое поле.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклонят хлопок так —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Через поле мы прошли, к ткацкой фабрике мы пришли.
Эксперимент №2
- Ребята, а вы знаете, какими свойствами обладает хлопчатобумажная ткань? (предположения детей)
- Давайте проведем эксперимент, чтобы это узнать.
- Возьмем бумажную салфетку и сомнем ее в руках. Что с ней произошло?
- Давайте сделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью?
- А если мы опустим бумажную салфетку в воду, как вы думаете, что с ней произойдет?
- А если мы сделаем тоже самое с тканью, что произойдет с ней?
- (имя ребенка) попробуй порвать бумагу. Она рвется легко?
- (имя ребенка) попробуй ткань порвать? (дети рвут и убеждаются, что порвать ткань невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага?
- Что мы можем сказать о ткани? (ткань прочная, почти не мнется, намокает).
(раздаётся телефонный звонок. Воспитатель разговаривает с представителем фабрики)
- Ребята, нам предлагают стать дизайнерами и создать рисунок для новой ткани. Вы согласны?
- Здорово! Интересно! Как необычно! Отличная мысль!
- Интересный вариант!
- Кто еще как думает?
- Как здорово, что ты это знаешь!
- Молодцы! Верно!
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
- Нас приглашают в мастерскую, по окрашиванию ткани. ( на столах приготовлены: емкость с водой, подносы, хлопчатобумажная ткань, бумажная салфетка, гуашь, кисти).
- Ребята, перед вами лежит хлопчатобумажная ткань. Потрогайте её, как вы думаете, что можно сшить из этой ткани?
- Придумайте рисунок, который вы хотели бы видеть на своей одежде летом или для своего постельного белья и нанесите его тычком.
- Желаю вам интересной творческой работы. (самостоятельная изобразительная деятельность детей)
При необходимости воспитатель поясняет назначение предметов и даёт советы.
- Что это у тебя будет? Какая у тебя идея? Как ты хочешь это украсить?
- Оригинально! Хорошая идея! Мне нравится!
4 этап: способствуем проведению детской
рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь
на высказывание детей
- Мне интересно посмотреть, что же у вас получилось! Давайте устроим показ ваших изделий.
- Посмотрите, какая красота! У вас у всех настоящий талант!
- (имя ребенка) расскажи, все ли получилось так, как ты задумал (а?
(воспитатель опрашивает всех детей, которые хотят рассказать).
- Ребята, давайте наши эскизы передадим технологу, чтобы новая, интересная ткань поступила в магазин, ателье и швейную фабрику и из неё сшили изделия.
- Что вам особенно запомнилось из нашего путешествия?
- Ребята, вы - «знайки», вы каждый день узнаёте что-то новое, как и девочка Маша. В случае, если дети будут недовольны результатом:
- Ты настоящий дизайнер по тканям! Ни у кого ракой расцветки нет! Какая необычная задумка!
В случае, если дети довольны:
- Мне нравится твоя работа! Ты хорошо потрудился и, может быть, мы когда – ни будь, увидим твой рисунок на ткани из хлопка.