Лучший педагог года

Конспект итогового занятия кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист»

Екатерина Кияйкина
Конспект итогового занятия кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист»

Тема: «По лесной тропинке»

Образовательные задачи :

- Уточнить представления и знания детей о лесе, как природном сообществе, закрепить знания об этажах леса, пищевых цепочках;

- Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, выражать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи;

- Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Словарная работа: активизация словаря по теме «Лес».

Публикация «Конспект итогового занятия кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению „Юный натуралист“» размещена в разделах

Образовательные области : речевое развитие; познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Методические приемы: игровая мотивация, рассматривание, вопросы к детям, чтение стихов, дидактические и экологические игры, моделирование.

Технические средства обучения: магнитола, телевизор, мольберт, доска маркерно-магнитная.

Материалы и оборудование. Экологические знаки, тропа здоровья, предметные картинки «Деревья, ветки деревьев», аудиозапись «Звуки леса», слайды «Виды леса», «Ярусы леса», таблицы «Этажи леса», «Потребности растений», модель «Части дерева», модель эколого-системной группы «Деревья», модели «Пищевой цепочки леса», мяч.

Предварительная работа. Чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций по теме, плаката «Правила поведения в лесу».

Модель образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

- Как вы думаете, куда можно отправиться по тропинке, чтобы узнать много интересного о растительном и животном мире? (в лес)

Дидактическая игра «Можно - нельзя» на фланелеграфе

- Прежде чем попасть в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

- Чего нельзя делать в лесу?

(Ломать ветки, рубить молодые деревья, рвать цветы, топтать растения, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, трогать диких животных оставлять мусор после себя, ловить насекомых, громко слушать музыку, разжигать костер)

- А что можно?

(Ходить по тропинкам, любоваться красотой природы, собирать грибы, собирать ягоды, слушать пение птиц, шелест листвы)

- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

II. Сообщение темы и целей.

- Давайте отправимся в лес по тропинке, и выясним, почему лес нужен всем жителям планеты Земля. Я предлагаю вам стать учеными исследователями и открыть эту тайну леса. (аудиозапись «Звуки леса»)

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре Полетели, закружились. И в лесу мы очутились.

III. Дидактическая игра «Скажи, как называется?» (Вопросы Мудрой совы) Показ слайдов о лесе.

- В лесу ждет нас Мудрая сова, которая будет с вами играть и вопросы задавать.

- Как называется лес, в котором растут одни ели и сосны, как можно назвать такой лес одним словом? (хвойный) Слайд 1

- Как называется такой лес? (лиственный). Почему? (в лесу растут деревья, у которых есть листья.) Слайд 2

- Это смешанный лес. Почему он так называется? (в нём растут разные деревья) Слайд 3

IV. Дидактическая игра «Что растёт в краю родном?» (на лесной полянке)

- На лесной полянке Сова с вами хочет поиграть в игру «Что растёт в краю родном?»

- Я буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопните в ладоши. (Ель, береза, осина, лимон, сосна, клен, черемуха, кедр, дуб, рябина, пальма, липа, тополь, черемуха.)

V. Дидактическая игра «Части дерева». (Работа с моделями на магнитной доске)

Показ таблицы «Потребности растений».

- Знаете ли вы, без чего не может существовать дерево и лес? (без воздуха, света и тепла, почвы, влаги)

- Как вы думаете, дерево живой объект природы или нет? (варианты ответов детей)

- Почему? (Потому что, как все живое питается, спит, дышит и размножается.)

- Сейчас мы это выясним: соберем модель дерева из частей и расскажем о значении каждой части.

(Дети собирают модель дерева на магнитной доске и рассказывают о значение каждой части).

- Что у дерева в земле? (корни) Что делают корни? (Поглощают влагу и питательные вещества из почвы, удерживают дерево).

- Что это? (ствол и ветки) Какую функцию выполняет ствол? (Проводит влагу и питательные вещества к листьям и плодам. Это опора).

- Что есть на ветках? (листья)

- Ветки и листья образуют крону.

- Зачем нужны листья? (с помощью листьев дерево улавливают свет, дышит, испаряет влагу). В листьях происходит сложное превращение - фотосинтез.

- Что выделяют и поглощают листья? (Выделяют кислород, а поглощают углекислый газ.)

- Что происходит с листьями, когда они опадают? (Они гниют, образуют питательные вещества для дерева).

- Что еще есть у дерева? (У дерева есть цветы, плоды, семена).

VI. Дидактическая игра «Раз, два три – дерево найди».

- Посмотрите, у всех деревьев разные листья и плоды (разложены картинки с ветками деревьев).

- Давайте «оживим» деревья, угадаем, с какого дерева листья и плоды и. Раз, два три – дерево найди! (Дети находят соответствующую картинку, определяют принадлежность листьев и плодов к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)

- Эта ветка какого дерева? (эта ветка дуба,)

VII. Беседа «Этажи леса».

- Мудрая сова много знает о деревьях, о лесе, о его обитателях и хочет поделиться с вами своими познаниями.

- Любой лес похож на большой многоэтажный дом, в котором обитает много разных жильцов. Они все нужны друг другу. Как вы это понимаете? (Вместе живут и растения, и звери, и насекомые, и птицы. Они связаны между собой)

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет своё название, назовите их. (деревья, кустарники, травы, грибы, мхи и лишайники) (слайд 4)

- Ученые называют лесные этажи ЯРУСАМИ.

- Кто же главный в этом доме? (Главные – все.)

- Что дают растения насекомым, птицам, зверям? (Растения дают кров и питание.)

- Как животные помогают растениям? (Они переносить семена, лечат их.)

VIII. Экологическая игра «Пищевая цепочка».

- Все живые существа в лесу связаны, так как служат объектами питания для других организмов.

- Давайте продолжим у солнца лучи и соберем пищевые цепочки.

- Расскажите, кто, чем питается, кто кому помогает выжить.

1. Кора березы — заяц — волк;

2. Тля – божья коровка - синица

3. Дождевой червь – жук – ежик;

4. Листья - гусеница – синица – сокол;

5. Осина (кора, ветки, листья) – заяц – лиса;

6. Дождевой червь — землеройка — сова;

7. Мышь - гадюка – еж – лиса;

8. Сосна – жук-короед – дятел – ястреб;

IX. Динамическая пауза «Мы по лесу погуляли»

Мы по лесу погуляли и немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете: подросли немного дети,

Наблюдали, изучали, и учеными все стали

Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

X. Дидактическая игра «Для кого и для чего нужен лес?» (с мячом)

- Давайте поиграем в игру «Для кого и для чего нужен лес?».

(Педагог бросает мяч, а дети рассказывают о значении дерева.)

1. - Лес - это столовая для кого? – (для диких животных, птиц, насекомых);

2. - Лес - это место для постройки гнезд для кого? (для птиц);

3. - Лес – это жилище и укрытие для кого? (для диких животных);

4. - Лес – это жилище, место для откладывания личинок, для кого? (для насекомых);

5. - Лес – это много даров – грибов, ягод, для кого? (для человека);

6. - Лес - это место где можно отдохнуть, укрыться от знойного солнца, для кого? (для усталого путника);

7. - Лес - это чистый воздух, для кого? (для горожанина);

8. - Лес - это объект для творчества, написания картин, для кого? (для художника);

9. - Лес – это богатство, для кого? (для нашей страны).

Не зря о лесе говорят:

Лес богатство и краса

Береги свои леса,

Враг природы тот,

Кто леса не бережет!

XI. Речь с движением «Лес дремучий, до свиданья!»

- Пора возвращаться в детский сад.

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес,

Могучий лес,

Полон сказок и чудес!

XI. Итог.

- Куда нас привела тропинка? (тропинка привела в лес)

- Что интересного вы узнали о деревьях, о лесе? (какие части есть у дерева, зачем они нужны; об этажах леса; о пищевых цепочках)

- Как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Список используемых источников.

1. Л. И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М. : ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М. : ВАКО, 2005 г.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Конспект занятия «Какие бывают термометры» кружка по познавательному направлению «Метеослужба»Конспект занятия «Какие бывают термометры» кружка по познавательному направлению «Метеослужба» Задачи: уточнить и расширить знания детей о термометрах. Вызвать желание к опытно – экспериментальной деятельности. Развивать любознательность;.

Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 2)Инновация в ДОО. Технологические карты для организации кружка дополнительного образования «Робототехника» (часть 2) Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ КАРТАМИ для организации кружковой работы по разработанной мнойОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

Конспект итогового занятия кружка нетрадиционного рисования «Кляксочка» в младшей группе «Я ракету нарисую»Конспект итогового занятия кружка нетрадиционного рисования «Кляксочка» в младшей группе «Я ракету нарисую» Цель: Познакомить с «Днем Космонавтики». Задачи: Формировать представление детей о планете Земля; познакомить детей с первым космонавтом.

Конспект итогового занятия кружка «Акварелька». Младшая группа (3–4 года).Конспект итогового занятия кружка «Акварелька». Младшая группа (3–4 года). Тема: Нарисуем лето. Цель: Развивать творческие способности детей. Задачи: Подвести итог работы кружка по изодеятельности; закрепить и формировать.

Конспект кружка «Абвгдейка» дополнительного образования дошкольников в подготовительной группеКонспект кружка «Абвгдейка» дополнительного образования дошкольников в подготовительной группе .

Конспект занятия «Бусинки большие и маленькие» в рамках дополнительного образованияКонспект занятия «Бусинки большие и маленькие» в рамках дополнительного образования Модель занятия по дополнительному образованию кружок «Раз ступенька, два ступенька…» Тема: «Бусинки большие и маленькие» Программное содержание:.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист»
Опубликовано: 29 августа 2023 в 16:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД