МААМ-картинки

Конспект итогового занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста

Вероника Болдырева
Конспект итогового занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста

«Зимушка- Зима»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: уточнить и закрепить знания детей об изменениях в природе в зимний период года; закрепить знания о характерных признаках зимы в живой и не живой природе; продолжать формировать у детей умения выделять существенные признаки в объектах природы; учить анализировать, наблюдать, сравнивать; развивать речевые способности; воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть и ценить её красоту.

Публикация «Конспект итогового занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: совершенствовать умение детей выполнять движения соответственно стихотворному тексту, совершенствовать координацию движения.

СОЦИАЛЬНО – МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: учить детей замечать изменения в природной среде, связанные с приходом зимы, воспитывать заботливое отношение к природе.

ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЦЕННОСТНОЕ РАЗВИТИЕ: вызвать у детей радость, приподнятое весёлое настроение от зимних развлечений, игр и воспоминаний о них.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: закрепить понятие дошкольников о природных условиях зимы, последовательности сезонных изменений в природе, уточнить и обогатить знания о зимних природных явлениях, совершенствовать разные виды памяти.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: пополнять активный словарь эпитетами, побуждать детей давать чёткие и полные ответы на вопросы, активизировать подбор слов-признаков, слов-действий; учить формулировать свои впечатления; совершенствовать дикцию, умение выразительно декламировать стихотворения.

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: формировать умение эстетически воспринимать литературный текст, развивать умение видеть в природном окружении красоту.

КРЕАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: побуждать ребят к наблюдениям и исследованиям в природной среде, развивать творческие способности, воспитывать стремление к самовыражению.

МАТЕРИАЛ: календарь природы, картинки с изображением зимних месяцев, карточки с изображением птиц, зверей, мяч, кукла – Зимушка, декорации, запись мелодии Рахманинова.

Ход ЗАНЯТИЯ

ПСИХОГИМНАСТИКА «ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ»

Воспитатель: ребята, закройте глаза и представьте себе, что пошёл снег, одна из снежинок упала вам на носик. Вам она мешает, давайте мы попробуем её убрать с носика, пошевелим только носиком. Другая снежинка попала вам на правую щеку, пошевелите только правой щекой. Ещё одна снежинка упала на левую щеку, пошевелите левой щёчкой. А вот маленькая снежиночка попала на ваш лоб, давайте её сдуем. Молодцы, теперь нам ничто не мешает. Шалунья снежинка прилетела ко мне на ладонь, растаяла. Теперь она нам не помешает, и мы можем начать наше занятие. Проходите на свои места.

УПРАЖНЕНИЕ «ЭКСКУРСИЯ В ЗИМНИЙ ПАРК»

Воспитатель: ребята, отгадайте пожалуйста загадку.

Старый тополь у крылечка,

Льдом затянутая речка,

Первый иней, первый снег,

На пригорке громкий смех.

Белый заяц, куролеся,

Прячет в ельнике тропу.

На морозе красный месяц

Длинный нос суёт в трубу. (Зима)

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, правильно это зима. Вот мы и оказались в объятиях зимы. Зима – не лето, она в белый полушубок одета. Почему так говорят в народе?

Ответы детей.

Зима – это самое холодное время года.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, по каким признакам мы определяем, что наступает зима?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему говорят, что зимушку приносят к нам три белых скакуна? Это три зимних месяца. Назовите их. Какие поговорки вы знаете, в которых описываются зимние месяцы? Поясните эти слова.

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, зима гордится своими проявлениями. Подумайте, и скажите, всем ли нравится то, чем гордится Зимушка – зима? Какое настроение бывает у зимы? Какими природными явлениями выражает зима свою радость? Какими - свою злость?

Ответы детей.

УПРАЖНЕНИЕ «КАЛЕНДАРЬ ПРИРОДЫ»

Воспитатель: ребята, обратите внимание на наш календарь погоды. Для чего мы ведём календарь наблюдений за погодой? Посмотрите, каких дней за это время было больше – солнечных или пасмурных? Как расположено солнце на небе? Сколько было дождливых дней, сколько морозных? Как изменилась продолжительность дня с приходом зимы? Были за это время другие осадки? Назовите их.

Дети отвечают, работая с календарём.

Воспитатель: Земля зимой покрывается снегом. Снег, словно ковёр, защищает растения от переохлаждения. Люди одеваются теплее. А что происходит с растениями в зимний период? С лиственными и хвойными деревьями? А вы знаете, кому деревья служат зимним пристанищем?

Ответы детей.

Воспитатель: А как зимуют жители водоёмов, рек, озер? Рыбы, жабки?

Ответы детей.

Воспитатель: Как ведут себя птицы с приходом зимы? Для чего они переселяются в села, ближе к человеческому жилью? Чем страшны зимние холода птицам? Почему птицам не страшен холод зимой? (вырастает подпушек под пёрышками.) Что самое страшное для птиц зимой? Чем питаются птицы, где они добывают себе корм? Как люди могут помочь птицам справиться с голодом?

Ответы детей

ИГРА С МЯЧОМ «КОГО, ЧЕМ УГОСТИМ?»

Воспитатель: молодцы, ребята. Давайте поговорим, какие изменения происходят в жизни обитателей лесов, с приходом зимы. Где звери добывают корм для себя? Как люди могут помочь им? По какой причине медведь, ёж, барсук, летучая мышь не ищут для себя корм?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, послушайте внимательно и скажите, кому из зверей принадлежат эти слова:

«Я охочусь ночью. Сегодня мне не удалось полакомиться зайчатинкой. Очень уж заяц ловкий – уши прижимает к спине и айда убегать. Прийдёться мышей под снегом искать». (Сова.)

«Я и мои родственники – горностаи, куницы – прячемся в теплые гнезда, где заранее приготовили себе на зиму грибы, орехи, шишки». (Белка.)

«А мы прячемся зимой в густых зарослях, в глубоких ярах. От туда большими стаями выходим на охоту». (Волк».

«А мы больше всего любим дубовый лес. Роем глубокие норы, ищем жёлуди. Это любимая наша еда, вкусная и питательная. Когда жёлудей нет, подойдут и орешки, а ещё мы ищем на полях свеклу, картошку и другие овощи». (Дикий кабан).

«Как правило, завтракаю я веточками деревьев. Очень благодарен, если люди на зиму готовят сено и для нас. Оно очень вкусное». (Лось).

«Я очень маленький и тоже люблю вкусные веточки, кору деревьев. Очень часто мне приходиться прятаться от лисицы и волка, чтобы не стать для них кормом. А помогает мне в этом моя белая шерстка». (Заяц).

А кого ещё мы можем встретить в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, пришло зимнее время, выпал снег. Любит наш народ зимушку – зиму за её весёлые игры. В какие игры можно играть в зимний период года? И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить…

ФИЗМИНУТКА «ЛЕПИМ СНЕЖНУЮ БАБУ»

Мы бабу снежную лепили,

Чтоб краше не было её.

Лопатами весь снег собрали,

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали

И плотно этот ком прижали.

Второй поменьше был размером,

На первый он уселся смело.

А ком последний снеговой

Стал снежной бабе головой.

Лицо украсили морковкой

И угольками вместо глаз

Прорисовали ротик ловко.

Смотрели в профиль и анфас.

На голову ведро надели,

Украсили его пером.

Метлу воткнули для порядка.

Трудились ловко всем двором.

Воспитатель. Молодцы, отдохнули. Ребята, какие весёлые события происходят с приходом зимы? Какие зимние праздники мы отмечаем?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, много весёлых праздников наступает с приходом зимы. А длинными, зимними вечерами под завывание метели хорошо послушать сказки, почитать стихи о зиме.

А какие стихи о зиме вы, ребята знаете?

Дети читают стихи о зиме.

Снег пушистый, серебристый

Лёгким стелится ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мёрзлого окна,

Дыханьем Дедушки Мороза,

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая береза.

Мё рзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек,

Да и голодно в мороз…

Я им семечек принё с:

-Посмотрите - ка сюда,

Это – вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся,

Греют лапки. Не боятся.

-Снеговик ты, снеговик!

С детства к холоду привык!

Ты надел кастрюлю ловко!

Из углей твои глаза!

Нос твой – красная морковка –

Твоя гордость и краса!

Снеговик ты, снеговик!

С детства к холоду привык!

Воспитатель. Ребята, из чего мы лепим снежную бабу? А что такое снег? Как образуются снежинки? Вспомните и расскажите, что происходит со снегом и льдом если его поместить в тепло? Что остаётся после того, как снег растает? Какая это вода? Чистая или грязная? Её можно пить, а снег можно есть? А ещё зимой могут быть и опасные природные явления. Какие это явления по вашему мнению? К каким последствиям может привести неосторожное поведение во время гололёда? Как необходимо вести себя, если на дорогах гололёд? Свисают с крыш сосульки?

Ответы детей.

Воспитатель. Молодцы. А какие поговорки и пословицы о зиме вы знаете?

Ответы детей.

«Декабрь год кончает, зиму начинает», «Январь – году начало, зиме середина», «Морозы и метели под февраль налетели».

Воспитатель. Правильно. Кто внимательно слушал, тот понял, что ребята не просто перечислили зимние месяцы, а рассказали о каждом месяце поговорками. Как вы их понимаете? А вот такие поговорки?

- Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.

- В зимний холод всякий молод.

- Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

- Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

- Зима весну пугает, да всё равно тает.

Объяснение поговорок детьми.

Итог :

- Итак, какие зимние месяцы вы знаете?

- Почему мы зимой не можем встретить некоторых животных и насекомых?

- За что мы любим зиму?

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо работали. Многое вспомнили о природе в зимний период года. Я думаю, что Зимушка – Зима довольна вами, тем, что вы много о ней знаете. Она прощается с вами до следующего года.

Публикации по теме:

Метод моделирования как условие формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста «Метод моделирования как условия формирования системы знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста» Емельянова Майя Анатольевна.

Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Моделирование - это метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом овладению.

Конспект итогового интегрированного занятия в группе старшего дошкольного возраста «Путешествие по страничкам знаний» Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация. Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов.

Конспект итогового открытого занятия по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста План занятия: Вступительная беседа – 3 мин. Практическая часть –25мин. Подведение итогов – 5 мин. Цель занятия: Проверка теоретических.

Конспект итогового занятия по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста "Наши лучшие друзья - мыло, щетка и вода!" Цель: Закрепить ранее полученные знания о личной гигиене. Закрепить знания предметов необходимых.

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе». Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная. Задачи: -Закреплять и обобщать представления детей об.

Конспект занятия по экологии «Вернём природе чистоту» для старшего дошкольного возраста. Верни природе чистоту (методическая разработка занятия по проблеме бытового мусора) [/b]Цель занятия: формирование у детей экологически.

Публикация в журнале «Неофит» №10 «Воспитание гуманного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» ВОСПИТАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Т. Трифонова, ППФ, 4 курс (Н. рук. Т. Г. Ханова, доцент, к. пед. н.).

Воспитание любви к живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование - важнейшее направление в работе дошкольных образовательных учреждений. Свою работу по воспитанию любви к живой.

Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возрастаВоспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста. Авторы: Королева Лариса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия о зимних изменениях в природе для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 августа 2015 в 13:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД