Получи документы

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе».

Оксана Ивахненко
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе».

Виды детской деятельности:игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная.

Задачи:

-Закреплять и обобщать представления детей об основных приметах осени в живой и неживой природе;

-Обучать навыкам анализа,систематизации;

-Развивать речь,умение слушать;

-Воспитывать любовь к поэтическому слову,бережное отношение к природе

Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: „Осенние изменения в живой и неживой природе“,» размещена в разделах

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций из метод. пособия "Осень";организация наблюдений за осенними приметами на участке детского сада и за его пределами (экскурсия в осенний сквер);проведение игр:"От какого дерева лист",лото,домино.

Оборудование:аудиозапись П. Чайковского"Времена года".Октябрь";атрибуты для организации игры "Урожай собирай";картинки из метод. пособия "Осень";репродукции пейзажей русских художников.

Последовательность проведения занятия:

Воспитатель читает детям стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной":

Есть в осени первоначальной

Короткая,но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё-простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной бороде.

Пустеет воздух,птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

Воспитатель:О каком времени года пишет Ф. Тютчев?

Дети:Об осени

Воспитатель:Правильно,ребята,об осени. Что вы представляете,слушая это стихотворение?

Дети:Начало осени,лучезарные осенние закаты,лесная тишина,отдыхающее поле,не предвещающее зимних бурь.)

Воспитатель:Ребята,как поэт мог бы ещё назвать это стихотворение?

Дети:"Осень","Ранняя осень","Золотая осень".

Воспитатель:Сегодня мы вспомним о том,что происходит в природе осенью. Как ведут себя животные и птицы,деревья и цветы. Посмотрите на картины замечательных художников (И. Остроухова,Е. Волкова,В. Поленова,которые изображали осень в разные её периоды (ранняя,золотая,поздняя).

(Воспитатель выставляет на доске репродукции художников) Какие признаки осени вы можете отметить на этих пейзажах?Обратите внимание, на всех картинах осеннее солнце не поднимается высоко. Это значит,что и греет оно уже по-другому:осенью становится холоднее и воздух,и вода. Что можно сказать о деревьях,изображённых художниками?Давайте вспомним,какого листва на деревьях летом?

Дети:Зелёная

Воспитатель:Правильно,зелёная. А теперь она какая?

Дети:Разноцветная

Воспитатель:У берёз листья жёлтые,у клёнов-ярко-оранжевые,у осин-красные. А какие деревья остались зелёными?

Дети:Сосна и ель

Воспитатель:Верно,сосна и ель. Их хвоя остаётся зелёной круглый год. Дни становятся всё короче,листья с деревьев начинают облетать,часто идут долгие и холодные дожди. Ещё немного,и начнётся листопад,когда деревья скинут свой наряд. Почему они это делают?

Дети:Они чувствуют приближение снега и так готовятся к зиме.

Воспитатель:А что происходит с животными в этот период?Что,например,делают птицы?Перелётные птицы (такие,как журавли,скворцы и др.)собираются в стаи и улетают в тёплые страны. Но есть птицы,которые остаются зимовать в родных краях (например,воробьи,синицы и. т. п.).Насекомые прячутся в укромные места, зарываются в ил на дне водоёмов,ящерицы и змеи тоже укрываются в разных ямках,щелях,трещинах. Все они на зиму засыпают. Любят зимой поспать в морозные дни медведи,бурундуки,ёжики,сурки. Но есть и такие животные,которые зимой бодрствуют. Это лиса,заяц,волк,белка. Им нужно искать пропитание,а зимой это сделать гораздо труднее,чем летом. Поэтому белка,например,делает на зиму запасы. Она прячет в укромных местах орешки,грибы,жёлуди. Чтобы пережить холода,те животные,которые не впадают в спячку,меняют свои шубки:заяц становится белого,лиса-рыжего. Волк,правда,свой не меняет,но у него,как и у остальных,мех становится гуще и теплее. Приятно наблюдать за природой,прогуливаясь по осеннему лесу. На душе становится легко,но в то же время грустно от того,что стоят последние тёплые деньки и скоро наступят холода,выпадет снег и придёт суровая зима. Ребята,прослушав мой рассказ,назовите основные признаки осени:

а) солнце над горизонтом поднимается уже не так высоко,как летом. Как это влияет на продолжительность дня и ночи (Дни становятся короче,а ночи-длиннее.);

б) солнце меньше греет. По каким признакам это можно определить (Понижается температура воздуха,ночи становятся холоднее,идут холодные дожди,наступают первые заморозки. в) исчезают насекомые,улетают на юг первые птицы;

г) у деревьев и кустарников желтеют,а потом облетают листья. Что такое листопад?Почему лиственные деревья сбрасывают листву (Подготовка природы к зиме.);

д) как ведут себя животные осенью (Некоторые засыпают на зиму. А некоторые остаются зимовать,для этого они меняют свою шкурку.);

е)почему осенью не видно стрекоз и бабочек,не слышно лягушек (Все насекомые на зиму прячутся и засыпают,а зарываются в ил на дне водоёмов.)

Воспитатель:Ребята,подумайте и скажите,как меняется осенью жизнь людей?

-Как меняется одежда осенью (Люди надевают тёплую одежду и обувь.)

-Какой труд можно наблюдать в ранний период осени?Какую работу выполняют люди на улицах города (Убирают листья.)

-Как трудятся люди в ранний период осени?Чем занимаются люди в деревнях и сёлах (Собирают урожай,готовят сад и огород к зиме,убирают листья.)

Воспитатель:Осень. Какое же прекрасное это время года!Природа словно готовится к священному таинству,погружаясь в спокойный сон.

Под музыку П. Чайковского "Времена года"входит-Осень. На голове у неё украшения из ягод и листьев рябины,платье расшито жёлтыми листочками. В руках осень держит большую корзину с щедрыми дарами (фруктами и ягодами).

Осень:Здравствуйте,ребята!Вы так много знаете о изменениях природы осенью!Но вы ничего не рассказали о моих братьях-осенних месяцах. Ведь именно они делят это время года на три периода (раннюю,золотую,позднюю).Уверена,что в загадках,которые я вам задам,вы правильно их назовёте.

Опустел вишнёвый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за меся к вам пришёл?(Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы-

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?(Октябрь.)

Поле чёрно-белым стало.

Падает то дождь,то снег.

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц,подскажи?(Ноябрь.)

Осень:Какие вы молодцы!Всех моих братьев отгадали. Осень-не только красивый период года,но и щедрый. Осенью занимаются сбором урожая на полях,в садах и огородах. Всё нужно не только убрать,но и позаботиться о сохранении собранного урожая:овощей,ягод,фруктов. Нужно принять и дары природы:ягоды,грибы,орехи. Ими так богата наша русская земля!А теперь давайте поиграем в хоровод "Урожай собирай"(муз. А. Филиппенко).

По окончании хоровода Осень угощает детей фруктами,прощается с ними.

Через несколько дней можно закрепить знания детей задав дополнительные вопросы

1.Какими словами можно описать осеннюю погоду (Хмурая,пасмурная,дождливая и. т. д.)

2.Какие краски природе дарит ранняя осень (Красные,коричневые,багряные,лимонные,жёлто-зелёные,лиловые и фиолетовые.)

3.Какие грибы собирают осенью (Опята,подберёзовики,подосиновики,белые,сыроежки и др.)

4.Какие ягоды собирают осенью (Морошку,бруснику,клюкву,облепиху и др.)

5.Что происходит в природе в сентябре (День укорачивается,температура воздуха падает,летит паутина,идут дожди,меняет листва,желтеет трава,дозревают некоторые фрукты,ягоды и грибы,наступают первые заморозки,улетают первые стаи перелётных птиц и др.)

6.Что происходит в природе в октябре (Дни становятся всё короче,воздух-холоднее,может пойти дождь со снегом,опадает листва,улетают птицы и др.)

7.Что происходит в природе в ноябре (Дни становятся очень короткими,выпадает первый снег,температура воздуха падает,замерзают водоёмы и. т. д.)

8.Почему птиц называют перелётными?Каких перелётных птиц вы знаете (Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края,а весной возвращаются обратно. К таким птицам относятся:грачи,утки,стрижи,ласточки и др.)

9.Чем заняты жители деревни осенью (Собирают урожай фруктов,ягод,грибов,овощей,злаков,делают заготовки на зиму,высаживают озимые культуры.)

10.Какие осенние приметы вы помните (В лесу много рябины-осень будет дождливая. Большой урожай рябины-к большим морозам. Орехов много,грибов мало-зима будет снежная и суровая. Белки делают богатый запас орехов-жди холодной зимы. Кожица на луковице тонкая-зима будет мягкая,кожица толстая и грубая-зима суровая. Чем больше муравьиные кучи,тем суровее будет зима и др.)

11.Какие поговорки и пословицы вы знаете (Весна красна цветами,а осень снопами. Весна красна,да голодна-осень дождлива,да сытна. Осенью и у воробья пир. Осень-погоды перемен восемь и др.)

12.Какие стихи и песни об осени вы помните?

Публикации по теме:

«Хвойный лес — тайга». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель МАДОУ№19 «Детский сад комбинированного вида» Подругина Н. Г. Цель: Познакомить детей с тайгой. Задачи: Расширить.

Интегрированное занятие «Беседа о живой и неживой природе. Пейзаж» Цель: Закрепить понятия «природа», «живая природа», «неживая природа», «пейзаж». Задачи: Учить детей правильно отвечать на.

Использование метода моделирования при формировании знаний о живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Моделирование - это метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом овладению.

Конспект интегрированного занятия по Природному миру для детей старшей логопедической группы «Весна. Изменения в природе» Конспект интегрированного занятия по природному миру "Весна. Изменения в природе" Цель: Закреплять знания, полученные в течение учебного.

Конспект интегрированного занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Символ жизни на Земле — вода!» Автор: Махортова Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Ландыш» Интеграция образовательных областей:.

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «В гости к старику Луговику» Конспект занятия по экологии старшего дошкольного возраста на тему: «В гости к Старику Луговику» Выполнила воспитатель 1 категории Путилова.

Конспект занятия по экологии «Вернём природе чистоту» для старшего дошкольного возраста. Верни природе чистоту (методическая разработка занятия по проблеме бытового мусора) [/b]Цель занятия: формирование у детей экологически.

Открытое занятие по экологии «Весна. Сезонные изменения в природе» Открытое занятие по Экологии «Весна. Сезонные изменения в природе» Программное содержание: -Развитие представлений детей о сезонных изменениях.

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы «Маленький исследователь» Очень быстро поколение, сменяется поколением, однако наши современные дети растут в век повсеместной компьютеризации. В общем, со стороны.

Воспитание любви к живой и неживой природе у детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование - важнейшее направление в работе дошкольных образовательных учреждений. Свою работу по воспитанию любви к живой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе».
Опубликовано: 16 августа 2015 в 17:39
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД