Светлана Ремизова
Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ТНР «Приключения в Букварьске«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепление элементарных навыков чтения и письма, развитие фонематических процессов
Задачи:
1. Закрепить знания детей о речевых единицах (звуке, букве, слоге, слове, предложении)
2. Закрепить навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, умение делить слова на слоги, анализировать предложения, исправлять ошибки в предложении
3. Закрепить навык послогового чтения
4. Уточнить и активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности»
Публикация «Конспект итогового занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ТНР „Приключения в Букварьске„» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Упражнять в употреблении существительных во множественном числе родительного падежа, подборе слов с противоположным значением, составлении предложений с предлогами.
6. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
7. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: презентация, буквы и звуковые фишки для составления слова «школа», карточки пазлов, с напечатанными слогами, схемы предложений, магнитная доска, мяч.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали буквы и звуки, кто – то из вас научился читать и писать. В жизни все начинается с малого: с зернышка – хлеб, с лучика – солнышко, с кирпичика – дом, а знания – с первой книги каждого человека.
А что же это за книга?
Эту первую в школе книжку
Знают девочки все и мальчишки.
Среди книжек он главарь,
Эта книжка – наш…. Букварь.
- Правильно, это букварь. Давайте откроем наш букварь и покажем, чему мы научились, ой а букварь не открывается. (воспитатель достает письмо). Ребята, здесь какое-то письмо, интересно от кого? Откроем и прочитаем.
Караул! Скорей сюда!
В городе нашем случилась беда!
Баба Яга вчера Букварьск посетила
Много ошибок здесь допустила.
Все перепутала, все растеряла
И быстро из города он убежала.
Грустно слогам, предложеньям, словам
За помощью все обращаются к Вам!
- Ребята, в городе Букварьске случилась беда. Недавно туда прилетала Баба Яга и натворила много бед. Гласные буквы с согласными перепутала, слоги в словах переставила, слова из предложений выкинула. Жители города очень расстроились и загрустили. Как мы можем помочь им? Конечно, исправить все ошибки, которые допустила Баба Яга. Отправляемся в город Букварьс на помощь жителям.
- Букварь перевернем, в город Букварьск мы попадем…
II. Основная часть.
1. Воспитатель: (на экране) Вот мы и в городе Букварьске. В первую очередь нам необходимо отправиться на улицу Букв и Звуков. Гласные звуки в панике. Их перепутали с согласными звуками, и теперь они не могут найти свой дом. А у них каждый день спевка. Согласные звуки тоже недовольны – глухие звуки любят тишину и не могут жить со звонкими. Мы с вами знаем, что звуки обозначаются буквами. Давайте расселим буквы по домикам. Как вы думаете, какие звуки и буквы живут в красном домике, а какие в синих и зеленых домиках? Обратите внимание, что на крыше одного синего домика нарисован колокольчик. Какие звуки и буквы живут в домике с колокольчиком? (правильно – звонкие, а на крыше другого - наушники. Какие звуки и буквы живут в этом домике? (глухие согласные).
(Игра «Рассели буквы, соответствующие звукам по домикам», называют звук (букву, дают характеристику и называют домик. Пример: звук А, гласный, тянется и поется, обозначается красным цветом и живет в красном домике.)
2. Воспитатель: (на экране) Спасибо ребята! Помогли заселить домики. Посмотрите, тут словечки распались на буквы. Они просят, чтобы их собрали в слова. Это очень трудная задача. Как вы думаете, мы с ней справимся?
(игра «Собери слово из букв»)
3. Воспитатель: И вот перед нами переулок Дружных слов. Баба Яга слова сломала на части. Ребята, нужно починить слова. Вам нужно парами собрать одинаковые пазлы, прочитать слоги на каждой частичке и сложить из них слово.
«Слог да слог и будет слово – мы в игру сыграем снова»
(игра «Почини слово»)
4. Воспитатель: Для того, чтобы мы могли двигаться дальше, мы должны пересечь небольшую речку. А моста нет. Нужно построить мост в этом нам тоже помогут слова, которые написаны на дощечках. Их необходимо расположить в определенном порядке: последняя буква слова является первой буквой другого слова.
(игра «Цепочка слов», дети составляют мостик и переходят реку)
5. Воспитатель: Ну вот, через мост мы переправились и попали прямо в Парк Скороговорок. Здесь жители города любят отдыхать, песни петь и танцевать, а еще любят проговаривать скороговорки. А мы с вами тоже знаем скороговорки, давайте их расскажем.
У Сени с Саней в сетях сом с усами.
У забияки змея за пазухой.
Шесть мышат в камышах шуршат.
У Полкана под лапкой палка.
На дворе – трава, на траве – дрова.
6. Воспитатель: Из парка мы с вами двигаемся на проспект Предложений. Надо же, и к предложениям подобралась Баба Яга. - Школа, в, идет, Петя. Разве это предложение. Давайте разберемся. Сколько слов в этом предложении? Какое слово нужно поставить первым? Какое вторым? Какое слово будет стоять последним? Давайте составим схему этого предложения.
(Игра «Составь предложение по опорным словам»)
- Букварь, дети, читают;
- Звенит, урок, звонок, на;
- Портфель, Витя, в, несет, школа;
- Мел, учитель, доска, на, пишет;
- Школьная, надел, форма, Саша;
- Школа, из, идет, Катя, домой.
8. Воспитатель: Молодцы Ребята! Мы смогли исправить все ошибки. Ну а прямо перед нами площадь Грамматики. А здесь собралось очень много слов. Но и здесь Баба Яга натворила дел. Все слова остались в единственном числе. Давайте поможем им превратиться во множественное число.
(игра с мячом «Один - много»)
Стол – много столов парта – много парт
Карандаш - …. Тетрадь - ….
Пенал - …. Учебник - …
Ученик - …. учительница - ….
Урок - … портфель - ….
Циркуль - … ручка - …
Линейка - …. задача - ….
9. Воспитатель: Ну а к этим словам нужно подобрать слова с противоположным значением, то есть слова – наоборот.
(игра «Скажи наоборот»)
Грустный ученик - …. Толстая тетрадь - ….
Длинный урок - …. Строгая учительница - …
Новый учебник - …. Высокая парта - …
Широкий пенал - …. Короткий карандаш - …
Мягкий ластик - …. Хорошая оценка - ….
Трудолюбивый школьник -… Трудное задание - ….
10. Воспитатель: Посмотрите, какой красивый дом. А что это, вы узнаете отгадав загадку.
Большой, просторный, светлый дом.
Ребят хороших много в нём.
Красиво пишут и читают.
Рисуют дети и считают. (школа)
- Правильно, это школа. Но не ней ничего не написано. Жители просят составить из букв слово «школа». Разделитесь на две команды. Будьте внимательны. (упр. «Составь слово»). А теперь составьте звуковую схему слова «школа». Молодцы! Вы отлично справились.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Ну, вот ребята наши приключения в городе Букварьске подошли к концу. Как же мы помогли жителям Букварьска? Мы помогли жителям города – звукам, слогам, словам и предложениям навести порядок в городе. А справиться с заданиями мы смогли потому, что многому научились на занятиях в детском саду. А всех кто помог бедным жителям, они благодарят от всей души и всегда ждут у себя в городе Букварьске и стране Грамматике. Посмотрите, наш букварь открылся. Отправляемся домой:
Букварь перевернем, домой мы попадем…
Воспитатель: Спасибо вам ребята от меня и от всех жителей Букварьска, вы очень умные и талантливые. Мне хотелось бы вручить вам медали. Мы только начали познавать и изучать все богатство грамоты, всех вас ждут в школе. Спасибо вам за работу.