Людмила Семенчинская
Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры «В гости к бабушке Алене» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
1. Вызвать у детей интерес к истории культуры и быта русского народа.
2. Учить детей видеть предметы быта, пользоваться ими
3. Приобщать их к общечеловеческим, нравственным ценностям (доброта, гостеприимство.)
4. Помочь понять, что они часть великого русского народа.
5. Закрепить представления детей о родном крае, его богатстве-лесе и его многообразии, роль в жизни животного мира и человека.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект итогового занятияпо приобщению детей к истокам русской народной культуры „В гости к бабушке Алене“ в старшей группе» размещена в разделах
1. Расширить и уточнить знания детей о предметах быта, с их назначением.
2 Расширить активный словарь: чугунок, прялка, кочерга, рукомойник, самовар.
3. Формировать навыки ответственности человека за сохранение природы;
4. Развивать воображение, мышление, память, любознательность детей.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей чувство красоты, любознательность.
2. Воспитывать бережное отношение
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
На земле много разных стран. А как называется страна, в которой мы живём? (Россия, страна в которой мы живем).
Россия у нас какая? (Большая, очень красивая, огромная, добрая сильная).
У каждой страны есть символы.
Ребята, назовите символы нашей страны? (Герб, гимн, флаг)
Флаг. Что означают три полосы на флаге?
На государственном флаге России мы видим три равные полосы – белую, синюю и красную. Белая полоса означает благородство, говорит о том, что у нашей страны нет злых намерений. Синяя полоса означает честность, чистое небо и говорит о дружеских и мирных отношениях с другими странами. Красная полоса означает смелость, отвагу, и говорит о том, что если потребуется, то каждый гражданин России будет готов защитить свою Родину.
Герб.
Расскажите о гербе России.
Он имеет форму старинного рыцарского щита, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла изображен герб Москвы. Это означает, что Москва – столица нашего могучего государства.
Герб наш говорит нам о том, что страна наша единая, независимая
Гимн – это торжественная, величественная песня, в которой народ прославляет свою страну. Государственный гимн исполняется в особо важных и торжественных случаях: например, когда встречают важных гостей из других стран, или награждают победителей соревнований. Каждый новый день в нашей стране начинается с гимна, который звучит рано утром по радио и телевидению. Когда звучит гимн, все встают.
Звучит отрывок гимна. Дети слушают стоя.
Назовите столицу нашей страны? Москва. Слайд
Как зовут президента нашей страны? Слайд
Ребята, у каждого человека есть Родина малая. Что такое малая Родина?
Это город, поселок, деревня, село где живет человек. Это наш город Сергиев Посад.
Слайды города, дети называют.
Недалеко от города за лесом живет бабушка Алена
Она приглашает нас в свою избу. Наш путь к ней долгий, проходит через лес,. Вот мы с вами в лесу. Слайд леса.
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли».
Лес – это большой дом, в котором живет много – много жителей. Они все нужны друг другу.
Какие деревья растут в лесу? (рябина, дуб, ель, сосна, береза) Слайд деревья.
Какие птицы живут в лесу? Слайд птицы.
А еще живут в этом доме и такие жители, которых мы можем и не увидеть. Они прячутся под пеньками, корягами и сухими листьями.
Назовите, кто они. Слайд насекомые.
Лес - большой друг для человека.
Какую пользу приносит лес? (собираем грибы, ягоды, лекарственные растении, отдых, слушаем пение птиц, дышим свежим воздухом)
Лес - это дом для животных и растений, а в каждом доме есть свои правила и их нужно соблюдать.
Вспомним правила поведения в лесу: Слайд.
1. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
2. Не забирать из леса животных.
3. Не обижай лесных насекомых.
4. Не лови бабочек и стрекоз.
5. Не рви полевых цветов.
6. Не шумите в лесу.
7. Не разжигай те в лесу костер без взрослых.
8. Не оставляйте мусор в лесу.
9. Не портите несъедобные грибы
Правила вы знаете, молодцы.
А почему лес надо беречь? (много птиц, зверей останутся бездомными)
Лес - это наш друг, наше богатство и давайте будем беречь его, чтобы не остались без дома лесные звери и птицы.
А если мы с вами не будем беречь, охранять лес то, что произойдет с лесом
Физкультминутка : «Дикие животные». Слайд.
А вот и изба бабушки Алёны!- слайд избы
Бабушка Алена хочет проверить вас, знаете ли вы как жили раньше люди на Руси.
Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Как мы себя чувствуем дома?
Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
А из чего люди строят себе дома?
Материал для строительства дома человеку давала природа.
Какими дарами природы пользовался человек при строительстве дома? (глина, солома, кирпич, дерево)
Нащ край богат лесами и основной материал для строительства это дерево.
В деревянном доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Как вы думаете, что же в избе было самым главным? (печка слайд)
Печь была самой главной вещью в доме. Без печи изба не изба.
Для чего нужна печь в русской избе?
Она обогревала избу, в ней пекли хлеб, пироги, варили щи, на ней спали особенно старики и дети, на ней сушили ягоды и одежду, мылись в печи.
Каким удивительным предметом пользовалась хозяйка, когда топила печь? Что это за предмет? Слайд кочерга.
Да это кочерга. Как Вы думаете, для чего она хозяйке нужна?
Чтобы огонь в печи лучше горел, она шурует кочергой.
Как Вы думаете, из чего она сделана? - из железа.
А почему не из дерева? -потому, что сгорит.
В какой посуде готовили русские хозяйки? (в горшках, в чугунках.) Слайд.
А как же поставить горшочек, в печке то горячо? - ухватом. Слайд.
Какие же предметы еще находились в русской избе? Без них в хозяйстве не обойтись
Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки. (Дети находят картинки – отгадки на столе у воспитателя)
1. «Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
2. Новая посудина, а вся в дырках» (сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
3. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло).
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек,
Кашу сварит (чугунок).
5. Из избы идут пляшут,
А в избу идут – плачут. (вёдра).
6. Четыре братца под одной крышей живут,
Одним кушаком подпоясаны. (стол).
6. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка).
7. Ходит каток,
По паре порток. (утюг).
8. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
8. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (веретено).
9. Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (прялка)
Для чего нужна была прялка?
Физкультминутка «Позолоченная прялица».
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду. Ее так и называли- домотканая. Слайд.
Где русские хозяйки хранили одежду? Слайд сундуки.
В сундуках хранили одежду. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
В каждом доме в хлеву жили обязательно животные.
Какие животные жили рядом с человеком? (корова, лошадь куры, овцы) Сайд домашние животные.
Зачем люди держали животных?
Животные давали много полезных продуктов. За животными ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли животных на пастбище.
Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле.
Молодцы, ребята. Мы сегодня вспомнили, как жили люди на Руси. Нам пора возвращаться в группу. Закрываем глаза.
Раз, два, три покружись и в нашей группе очутись.
Вот мы и в группе. Что вам интересного запомнилось в нашем путешествии?
Занятие окончено.