Конспект консультации для воспитателей «Инновационные здоровьесберегающие технологии»

Ирина Квиткина
Конспект консультации для воспитателей «Инновационные здоровьесберегающие технологии»

Важность выбранной темы позволила определить цель и задачи организации педагогической работы по данному опыту.

Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

• изучить и апробировать систему методов и приемов, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности;

• внедрить в образовательный процесс современные оздоровительные технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;

• формировать у детей потребность в здоровом образе жизни;

• создавать условия для взаимодействия с семьями воспитанников по приобщению к здоровому образу жизни; вовлекать родителей в образовательный процесс ДОУ, направленный на формирование основ здорового образа жизни.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологийв течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду:

• внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий (песочная терапия, релаксация, сказкотерапия, криотерапия, камешки Марблс);

Упражнения на дыхательную релаксацию.

Упражнения помогают быстро успокоиться и взять себя в руки.

Дыхательное упражнение

• Вдохните, медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох.

• Задержите дыхание на четыре секунды.

• Вновь медленно выдохните и медленно сделайте глубокий вдох.

• Задержите дыхание на четыре секунды и выдохните.

• Повторите это 6 раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимые.

Упражнение «Задуй свечу»

• Сделайте глубокий вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

• Вытянув губы трубочкой, медленно выдохните, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносите звук «у-у-у». Повторите упражнение 5-6 раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Упражнения на мышечное расслабление.

При регулярных занятиях снимается и не накапливается напряжение, улучшается сон, настроение и работоспособность. Детям подходят упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Упражнения повторяются 5-6 раз.

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

• Руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Упражнение «Лимон»

• Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

• Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувст-вуйте, как напряжена правая рука.

• Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Выполнение упражнения с детьми может сопровождаться следующим стихотворением-инструкцией:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Упражнения на мышечную релаксацию

(с использованием зрительных образов).

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

• Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются, становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение 5–7 раз.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. СУхомлинский

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому песочная терапия приобретает все большую актуальность при работе с детьми дошкольного возраста.

Песочная терапия полезна для:

• раскрытия и развитие творческого потенциала;

• формирования коммуникативных навыков;

• развития мелкой моторики рук;

• развитие крупной моторики;

Игры с песком разнообразны:

• обучающие игры (обучение чтению, письму, счету, грамоте);

• познавательные игры (о многообразии окружающего мира);

• проективные игры (развитие творчества и фантазии).

Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Релаксация: упражнения с песком выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы.

При контакте с песком снижается эмоциональная нагрузка, повышается стрессоустойчивость. Дети, как и мы, взрослые, разные. Каждый из них уникален, каждый по-своему переносит воздействие на психику внешних факторов.

Кинетический песок бывает разных цветов, благодаря чему в своей работе можно использовать еще и цветотерапию. Это очень важно так же для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.

Алгоритм сказкотерапии

Родители должны придерживаться такого алгоритма,рассказывая ребенку поучительную сказку:

1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.

2. Выбрать сказку с главным героем,который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.

3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).

4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).

5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).

6. Придумать положительный финал.

7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.

Рассказывая сказку в воспитательных целях,можно использовать такие примеры:

• Как нужно помогать старшим;

• Вежливые слова;

• Правила поведения;

• Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.

Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.

Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» – лечение, воздействие).

Криотерапия или контрастная терапия – одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода).

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, рассказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» или подставках от шоколадных конфет.

Криотерапия проводится в три этапа.

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить этапы криотерапии на практике.

1 этап криоконтраст (попеременное воздействие холода и тепла)

Участникам раздаются льдинки. У каждого из Вас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 5-10 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо стихотворный текст.Например: «Льдинку сильно посжимаю и ладошку поменяю» и т. д. Льдинки можно положить в тарелку, салфеткой вытереть руки.

Теперь нам нужно наши руки разогреть. Дети делают это на пластиковых бутылках с горячей водой или в тазу с теплой водой. Важно, чтобы емкость была такой формы и размера, чтобы кисть ребенка погрузилась полностью. Такая процедура повторяется три раза, так как перед нами сейчас стоит исключительно ознакомительная цель, мы эту последовательность три раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.

2 этап – пальчиковая гимнастика. После трехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук, т. к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)

Каждый пальчик покручу, (захватывают каждый пальчик у основания и

Поздороваюсь с ним сильно выкручивающими движениями дойти до

И вытягивать начну ногтевой фаланги)

Затем руки я помою (движения в соответствии с текстом)

Пальчик в пальчик я вложу (пальцы сложить в «замок»)

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, (расцепить пальцы и перебирать ими)

Пусть бегут, как зайчики

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная

с большого)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная

Листья рябины, с большого)

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу пальчиками.)

3 этап – развитие тактильной чувствительности – массаж руки с помощью шишек, шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур

В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я подобрала игры и разделила их по степени продолжительности.

Игра «Достань игрушку»

Лед высыпают в большую миску вместе с мелкими игрушками. Ребенок погружает руки в миску, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там игрушки в течении 5-10 секунд. Затем вытирают и разогревают руки. Криоконтраст проводят 3 раза.

Игра «Разложи по цвету»

На подготовленные картинки дети раскладывают кусочки льда по цветам. (10-15 секунд). Во время игры можно закреплять знания цветов. Попробуйте поработать левой рукой.

Игра «Рисуем льдинками»

Очень интересным и необычным для детей занятием является рисование цветными льдинками. Чтобы сделать цветной лед можно использовать пищевые красители, обычные краски и даже мелки (покрошите их в порошок и смешайте с водой). Для рисования нужно выбирать бумагу поплотнее, чтобы она не раскисала. Лед начинает таять и оставлять следы, у вас получится ледовая картина, а можно предложить детям простые по форме предметы для раскрашивания ледяными льдинками.

В заключении я хочу сказать, что игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, дают много эмоционально ярких впечатлений. У детей значительно улучшаются движения кисти руки и, как следствие, стимулируется развитие речи. Метод криотерапии способствует развитию интеллектуальной сферы детей, а также происходит оздоровление организма.

Цель игры с камешками Марблс – это физическое и умственное развитие. Работа с камешками вызывает у детей положительные эмоции, радость, улыбку. Так же эти яркие помощники помогут восстановить их психоэмоциональное состояние.

Задачи:

• формировать и закреплять правильный захват шарика;

• упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;

• развивать мелкую моторику рук.

В своей работе я использую камешки «Марблс»для массажа кистей рук в воде:

- прокатывание между ладонями;

- прокатывание между пальцами;

- прокатывание по тыльной стороне правой руки левой ладонью и наоборот;

- перекладывание двумя пальцами обеих рук с одного тазика в другой.

Для заинтересованности детей каждая игра сопровождается художественным словом.Например:

Камушек-маленький шарик

Шариком круги катаю, (камешек между ладоней)

Взад – вперед его гоняю, (смена рук)

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку, (смена рук)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка. (смена рук)

Дети охотно играют с разноцветными камнями. Хочу предложить вашему вниманию игры с камнями Марблс. Заполни свободное место. Разбери по форме. Выложи по контуру. Собери по образу. Укрась картину. Игр с камнями очень много. Хочу предложить Вам уже готовую картотеку игр с камнями Марблс. И приглашаю Вас на мастер класс «Волшебный стакан». С детьми мы украшали образ матрешки, яблока, платья. А с вами сделаем небольшой сувенир.

Публикации по теме:

Инновационные технологии в ДОУ МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» г. Аткарск, Саратовской области. Тема: «Инновационные технологии в ДОУ» Старший воспитатель,.

Инновационные технологии в логопедической практике В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей речевыми нарушениями. В последние годы в дошкольные учреждения поступают.

Инновационные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Су-джок — терапияИнновационные здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Су-джок — терапия Представляю вашему вниманию инновационную здоровьесберегающую технологию — Су-джок - терапию, а также новые способы и методы использования.

Консультация «Инновационные технологии» Хочется остановиться, что же такое инновация, не всегда мы это понимаем. Инновационные технологии – это система методов, способов обучения,.

Инновационные технологии в детском саду Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и методы в детском саду» ФГОС с 1.01.14г. вступил в силу и утвердил требования к.

Инновационные технологии в работе педагога ДОУ Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно.

Инновационные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,.

Конспект методического мероприятия для педагогов ДОУ. Фестиваль «Инновационные технологии — 2019» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Лира» Конспект методического.

Консультация для педагогов «Инновационные технологии в ДОУ» Общая цель инновационной деятельности – улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более.

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО»Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО» Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов ДОО» Цель: Распространение педагогического опыта.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Конспект консультации для воспитателей «Инновационные здоровьесберегающие технологии»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 14:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День открыток к 9 мая на МААМ

Очередной тематический день посвящен подготовке к великому для нашей страны дню — Празднику Победы. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы вместе с детьми поздравить ветеранов и подать...

8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...


Горячие темочки