Капитонова
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями речи «Прогулка по весеннему парку»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка по весеннему парку
Индивидуальное интегрированное коррекционно-развивающее занятие для детей с ТНР 5-6 лет.
Капитонова Т. В., учитель-логопед МАДОУ «ДС № 14 г. Благовещенска».
Аннотация. Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для уточнения и расширения словаря по лексической теме «Весна» для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. В ходе занятия используются игровые приёмы по развитию лексико-грамматического строя речи, зрительного восприятия, воображения. Занятие проводится с участием родителя ребёнка.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями речи „Прогулка по весеннему парку“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Весна»
Задачи:
коррекционно-образовательные :
- закрепить представление о весне и её приметах;
- активизировать словарь по лексической теме «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных, согласование существительных с прилагательными);
- закрепить умение правильно произносить звук Ш в словах.
коррекционно-развивающие :
- развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать координацию движений, чувство ритма;
- развивать воображение, аудиальное внимание, произвольную регуляцию собственной деятельности;
- развивать творческое воображение и зрительно-пространственную координацию (рисование обеими руками на песке);
- развивать межполушарное взаимодействие, мышцы плечевого пояса и корпуса.
коррекционно-воспитательные :
- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе;
- поддерживать бодрое настроение в течение занятия;
- воспитывать внимание, наблюдательность.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением весеннего пейзажа, беседа о приметах весны, изучение превращения бабочки, слушание пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», домашнее задание (изготовление пособия «Весна», заучивание стихотворения «Дятел»).
Оборудование: магнитные мольберты, аудио-материалы, набор иллюстраций по теме «Весна», зеркало, картинный материал к артикуляционной гимнастике, разрезные картинки для автоматизации звука Ш, световой планшет для песочной анимации, набор для сенсомоторного развития «Цветные речные камешки», бумажные кораблики, бумажная основа для аппликации формата А3, ткань голубого и белого цвета, мяч, бумажные макеты подснежников, макеты деревьев.
План занятия :
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Когнитивное упражнение - визуализация «Росток».
5. Песочная терапия «Цветочная полянка».
6. Игра с мячом «Семейка слов».
7. Игра «Собери картинку» (автоматизация звука Ш в словах).
8. Игровое упражнение «Гусеница».
9. Проверка домашнего задания.
10. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Психолог, логопед: Здравствуйте, Наталья Викторовна! Здравствуй, Степан! Мы рады, что сегодня на занятие ты пришёл вместе с мамой!
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Степан, послушай загадку и отгадай её :
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла…
Ребё нок: Весна.
Логопед: Мы приглашаем вас с мамой прогуляться по весеннему парку. В парке много интересного…есть и задания для тебя. За выполненное задание, ты получишь пушистую почку вербы и приклеишь её к веточке на картине, которую в конце занятия подаришь маме. Если ты будешь очень стараться, то картина получится красивой.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Весенним солнышком заряжены –
Журчат, искрятся ручейки,
и мы кораблики бумажные
пускаем наперегонки…
Логопед: Задания находятся в корабликах. Пойдём через ручей по камешкам и узнаем первое задание.
Ребёнок проходит по «камешкам», подходит к кораблику и достаёт листок с заданием, на котором изображены картинки к артикуляционной гимнастике.
Логопед: Ты догадался, что мы сейчас будем выполнять?
Ребё нок: Гимнастику для Язычка.
Ребёнок подходит к столу, садится перед зеркалом.
Логопед: Картинки тебе помогут вспомнить упражнения («Хоботок», «Лопатка», «Киска лакает молоко», «Чашечка», «Качели», «Парус», «Маляр»).
Ребёнок поочерёдно называет упражнение и выполняет его. Логопед сопровождает проговариванием стихотворения.
Логопед: Молодец, ты хорошо выполнил упражнения и получаешь пушистую почку вербы. Можешь приклеить её к веточке.
Ребёнок подходит к столу и приклеивает к аппликации почку.
4. Когнитивное упражнение - визуализация «Росток».
Логопед: Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Взрослый предлагает ребёнку представить себя маленьким ростком подснежника, который собрался прорасти на пригорке солнечной полянки парка.
Психолог: Представь себе, что ты маленький росток подснежника, только что показавшийся из земли. Ты будешь расти, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и поднимаясь вверх. Я буду помогать тебе. Постарайся расти не спеша.
Ребёнок располагается сидя на корточках, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.
Психолог: Вначале медленно выпрямляются ноги – это стебелёк, ноги продолжают выпрямляться и постепенно руки опускаются вниз; выпрямляется спина, плечи и выпрямляется шея, поднимается голова – это бутон подснежника; руки поднимаются вверх – это листья тянутся к солнцу. Подснежник вырос. У него крепкий стебель и красивый белый бутон.
5. Песочная терапия «Цветочная полянка».
Психолог: Как ты думаешь, полянка станет ещё красивее, если рядом появятся такие же цветы?
Взрослый предлагает нарисовать на «песочной полянке» (световом планшете) подснежники способом рисования на песке обеими руками.
Психолог: У тебя очень хорошо получилось выполнить задания. Вот тебя пушистая почка вербы, приклей её.
Ребёнок подходит к аппликации и приклеивает ещё одну почку к веточке.
6. Игра с мячом «Семейка слов».
Логопед: Посмотри, кто-то оставил мяч. Давай поиграем.
Ребёнок встаёт напротив логопеда.
Логопед: Я буду бросать мяч и называть слово, ты ловишь мяч и называешь нужную форму слова «весна». Например: день (какой) – весенний. Дерево (какое…
Ребё нок: весеннее.
Логопед: Солнце (какое…
Ребё нок: весеннее.
Логопед: трава (какая…
Ребё нок: весенняя.
Логопед: Цветы (какие…
Ребё нок: весенние.
Логопед: лес (какой…
Ребё нок: весенний.
Логопед: проталина (какая…
Ребё нок: весенняя.
Логопед: Ручей (какой…
Ребё нок: весенний.
Логопед: Теперь назови эти слова «ласково». Например: солнце, а ласково? Трава…, цветок…, лес, проталина, ручей….
Ребё нок: солнышко, травка, цветочек, лесок, проталинка, ручеёк.
Логопед: с этим заданием ты справился хорошо. Возьми ещё одну почку вербы.
Ребёнок подходит к аппликации и приклеивает почку.
7. Игра «Собери картинку».
Логопед: По ручейку плывёт бумажный кораблик с ещё одним заданием для тебя. Посмотрим…
Ребёнок подходит к ручью и достаёт из бумажного кораблика разрезные картинки. Садится за стол.
Логопед: Собрать картинку тебе помогут изображения в квадратах. Назови их, найди такие же цветные и положи на чёрнобелые. В названии всех картинок есть звук «Ш». Отчётливо произноси этот звук в словах. Вспомни, как правильно произносить звук «Ш»?
Ребё нок: Язык «чашечкой» поднят вверх, губы «колечком».
Ребёнок называет картинки и собирает изображение.
Логопед: Какое время года изображено на картинке?
Ребё нок: весна.
Логопед: Молодец, у тебя получилась красивая картинка. Ты старался и правильно произносил звук Ш. Вот тебе ещё одна пушистая почка вербы.
Ребёнок приклеивает на аппликацию почку вербы.
8. Игровое упражнение «Гусеница».
Психолог: Весной просыпается природа, оживают насекомые.
Давай выполним упражнение «Гусеница». Повторяй слова и движения за мной.
Ребёнок повторяет слова и движения за психологом.
Этот странный дом без окон (руки домиком над головой)
У людей зовется кокон (обнять себя обеими руками, держась за предплечье)
Свив на ветке этот дом (руки согнуты в локтях перед собой, спиралевидные вращения указательными пальцами, поднимая руки невысоко над головой)
Дремлет гусеница в нем (руки согнуты в локтях перед собой, указательный палец соединить с большим верхней частью фаланги)
Спит без просыпа всю зиму (голову наклонить на сложенные одна к другой ладони)
Но зима промчалась мимо – (помахать)
Март, апрель, май, весна (загибаем пальцы от большого к безымянному)
Просыпайся, сонюшка! (потянуться позевывая)
Под весенним солнышком (изобразить солнце мимикой и жестами)
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она! (помахать руками)
Психолог: мне очень понравилось, как ты выполнил упражнение. Вот тебе почка вербы.
Ребёнок приклеивает её к веточке.
9. Проверка домашнего задания.
Логопед: Степан, ты вместе с мамой изготовил интересное пособие. Давай посмотрим. Какой красивый весенний лес у вас получился. Повторим приметы весны…
Ребёнок прикрепляет к иллюстрации с изображением леса условные картинки и называет примету весны.
Ребё нок: солнце весной светит ярче, тает снег, появляются проталины, бегут ручьи. На деревьях появляются почки и зелёные листочки. Возвращаются птицы…
Логопед: вместе с мамой ты учил стихотворение. Расскажите…
Ребёнок вместе с мамой рассказывает стихотворение, отхлопывая ритмический рисунок.
Логопед, психолог: молодцы! Нам очень понравилось, как вы с мамой выполнили задания. Заканчивай картину-аппликацию, приклеивай почку к веточке вербы. Посмотрим, какая картина у тебя получилась.
10. Итог занятия.
Ребёнок демонстрирует картину.
Психолог, логопед: Посмотрите, какая красивая картина! Веточка вербы у тебя получилась пушистая. Это значит, что ты старался и все задания выполнил очень хорошо. Подари её маме.
Весна продолжается… и мы будем наблюдать за изменениями в природе, ты узнаешь ещё много интересного об этом времени года.