Ольга Шубкина
Конспект коррекционного часа по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционного часа по теме «Зима»
Коррекционно-образовательные задачи :
Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и ее признаках.
Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за») Коррекционно-развивающие задачи :
Публикация «Конспект коррекционного часа по теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать речевой слух, диалогическую речь, активность, любознательность, самостоятельность, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности
Коррекционно-воспитательныезадачи : Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и внимание к собственной речи.
Словарная работа: активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков.
Оборудование:
Доска магнитная, магниты, презентация, картинки, простые карандаши.
Ход коррекционного часа:
1. Организационный момент.
Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Улыбнемся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
2. Знакомство с темой.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
И говорить мы сегодня будем о зиме.
(Дети садятся на стулья)
Зимние забавы Язычка"
Зимним ясным деньком
Погуляем с язычком.
Посмотрел язык в окно (Рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упр-ие «Иголочка»)
А на улице бело!
Справа –снег,
Слева - сугроб (упр-ие «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)
И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упр-ие «Варенье»)
Взял лопату язычок (упр-ие «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу.)
И пошёл кидать снежок (упр-ие «Качели» движение языка вверх-вниз)
По дорожке поскакал (упр-ие «Лошадка»)
И на горку забежал (упр-ие «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)
Стал на саночках кататься (Зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)
Веселился (упр-ие «Улыбка» показываем зубы)
Улыбался (упр-ие «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)
А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)
Превратил снежки в комки (сильно надуть щёки)
Друг на друга положил (надуваем щеки поочередно)
Получился снеговик.
- Какие зимние месяцы вы знаете? - Какой сейчас идет зимний месяц? (январь) - Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).
Молодцы! Правильно.
- Давайте вспомним «Без чего не бывает зимы?»
Я сейчас показываю вам картинки, а вы по очереди будете отвечать - без чего не бывает зимы. «Не бывает зимы без (снега, сосулек, мороза, санок, горки)».
Молодцы!
А сейчас повторяем за мной
2. Чистоговорка «Зима» :
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
3. Образование относительных прилагательных.
Воспитатель: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Воспитатель предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная, холодная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Дидактическая игра «Что наделала зима?»
Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). За окошком снег, зима. Что же наделала Зимушка-зима?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
5. Дыхательные упражнения.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы вы были здоровыми, сильными, бодрыми, выполним дыхательные упражнения
Вдох носом - выдох ртом. Вдох носом - выдох ртом.
Упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях, поднять вверх. Ладони отвернуть от себя. Носом сделать шумный короткий, активный вдох и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто сбрасывая что-то с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение
Упражнение «Кошечка»
Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох — это возвращение в начальную позицию.
Хорошо, ребята, молодцы!
Воспитатель: Предлагаю отгадать еще загадку.
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Дети, вы, наверное догадались, о ком мы будем говорить. (Ответы детей.)
Правильно, о птицах. Посмотрите на экран и назовите их
( показ птиц: скворец, ласточка, грач, утки, журавли, соловей, кукушка) - Вы их видели зимой? Куда они улетели? (Птицы улетели в теплые края) - Почему? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых) - Как можно назвать этих птиц? (Перелетные) - Почему их называют перелетными? (Их называют перелетными, потому что птицы улетают в теплые края)
А как называют птиц, которые не боятся холода? (зимующие)
Правильно! (Зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края).
Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а воспитатель показывавет на экране их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел).? Как помочь птицам перезимовать? (ответы детей)
- Молодцы, ребята.
Скороговорка
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
Чистоговорка
Ирь- ирь, ирь-ирь - красногрудый наш снегирь
Ри-ри, ри-ри- прилетели снегири.
На рябине он сидит
И на ягодки глядит.
Гимнастика для глаз
Снежинка - пушинка кружится, летает.
Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится,
То в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,
Подуй на нее и скажи: «Улетай!»
Дети выполняют движения глазами.
Воспитатель: Проходите, ребята, за столы. Перед вами на столах лежат листы с изображением снеговиков. Нужно заштриховать круги. Но обратите внимание, штриховка кругов разная. Прежде, чем приступить к работе, разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Наши ручки замерзают
(Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
Воспитатель: Кирилл,подойди ко мне, мы с тобой будем заниматься перед зеркалом. Присядь на стульчик. Авы, дети,выполняйте задания за столами. Работайте аккуратно, правильно, не торопитесь.
Индивидуальная работа с Кириллом Мещериным
Автоматизация звуков (ш –ж)
1. Артикуляционная гимнастика
Выполним упражнения для правильной артикуляции звуков (ш- ж)
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
«Чистим зубки» Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«Вкусное варенье» Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону
«Качели» Рот приоткрыть. Кончиком языка упираться поочерёдно то в верхние, то в нижние зубы; челюсть не двигать. Выполнять не торопясь, под счёт взрослого.
2. Упражнение «Скажи чистоговорку»
Ша – ша –ша – зима очень хороща,
Ужу – ужу - ужу –я не гуляю в стужу,
Сы – сы – сы – на снегу следы лисы
Заключительная часть. Ребята, вы все сегодня молодцы, хорошо потрудились. Завтра мы с вами продолжим выполнение упражнений.
.