Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Конспект квест-игры в старшей группе «В поисках осеннего пейзажа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе в форме квест-игры «В поисках осеннего пейзажа»
Программные задачи:
Публикация «Конспект квест-игры в старшей группе „В поисках осеннего пейзажа“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние квест-игры
- Осенний пейзаж. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Систематизировать представления детей об осени. Расширять активный словарь по теме. Формировать умение устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы. Упражнять в подборе действий к предметам, в составлении коротких высказываний из личного опыта, в умении находить закономерности и продолжить ряд предметов с опорой на знания об окружающем мире, выделять в явлении природы положительные и отрицательные стороны, находить противоречия и правильно их формулировать. Развивать внимание, мышление, память, воображение, речь. Воспитывать интерес к осенним явлениям, умение любоваться красотой осенней природы.
Материал: письмо Осени, коллаж – основа, элементы для коллажа (солнце, облака, деревья, грибы, птицы, листья, мяч, предметные картинки, клей, кисти для клея.
Начало занятия:
1. Словесная игра «Рассуждай – докажи»
Задача: развивать умение детей рассуждать, строить логические высказывания.
Воспитатель: Какая сейчас пора года? (осень.) Докажите, что сейчас осень.
Задача детей привести доказательства, высказать свои суждения, используя фра:
«Я думаю, что сейчас осень, потому что.»,
«Я считаю, что сейчас осень, потому что.»,
«Я уверен, что сейчас осень, потому что.».
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент «Письмо от Осени»
Задача: мотивировать на предстоящую деятельность.
Воспитатель: У меня для вас письмо от Осени.
Показывает картину.
Воспитатель: Осень нарисовала для вас осенний пейзаж. Но дождь смыл все краски.
Воспитатель демонстрирует картину и читает письмо: «Дорогие ребята, помогите мне восстановить «Осенний пейзаж».
Воспитатель: Предлагаю отправиться на поиски осеннего пейзажа. Чтобы вернуть осенний пейзаж, нам надо выполнить задания.
2. Игра с мячом «Назови действие»
Задача: упражнять в подборе действий к предметам.
Воспитатель поочередно бросает детям мяч просит назвать действия предмета.
Дождь (что делает) – (идет, льется, убаюкивает, постукивает, капает).
Листья (что делают) – … (меняют окраску, засыхают, опадают, шуршат).
Солнце (что делает) – (светит, радует, греет).
Деревья (что делают) – (качаются, очищают воздух, увлажняют воздух, создают прохладу, дают плоды, создают тень).
Облака (что делают) – (плывут по небу, меняют форму, несут дождь).
Птицы (что делают) – (летают, улетают, вьют гнезда, поют песни, выводят птенцов).
Воспитатель: Мы выполнили первое задание и на картину возвращается солнце.
3. Игра «Что я делаю осенью?»
Задача: упражнять детей в составлении коротких высказываний из личного опыта.
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением различных животных, растений, людей, явлений природы и рассказать от имени выбранного героя, что он делает осенью.
Я — белка. Я меняю свою шубку с летней на зимнюю, делаю запасы на зиму в дупле, собираю грибы, орехи, шишки.
Я — береза. Мои листья желтеют и опадают.
Я — Дворник. Осенью я убираю мною опавших листьев, подметаю и сгребаю их.
Я — мальчик. Я выхожу на улицу в теплой куртке, часто беру с собой зонтик, надеваю резиновые сапоги, когда идет дождь.
Я — аист. Я улетаю в теплые края.
Я — муха. Я залезаю в щели и засыпаю.
Я — трава. Я желтею, увядаю и засыхаю.
Я — капуста. Меня срезают, складывают в овощехранилищах, квасят на зиму.
Я — туча. Я часто поливаю землю холодным дождем.
И т. д.
Воспитатель: Мы выполнили второе задание и на картину возвращаются облака.
4. Игра «Улетают — не улетают»
Задача: закрепить представления о перелетных птицах, развивать внимание.
Воспитатель предлагает детям стать в круг и внимательно слушать названия птиц. Если воспитатель называет перелетную птицу, дети должны махать руками, если — зимующую, приседать (стриж, ласточка, голубь, соловей, скворец, воробей, ворона, грач, дрозд, галка, синица, кукушка, чиж).
Воспитатель: Мы выполнили третье задание и на картину возвращаются птицы.
5. Игра «Закончи предложение»
Задача: развивать речь, формировать умение устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями природы.
Воспитатель предлагает детям закончить предложения:
Если осенью не собрать урожай, то. (зимой нечего будет есть).
Если долго будет лить дождь, то. (будет много луж).
Если осенью резко похолодает, то. (люди теплее оденутся).
Если наступило первого сентября, то. (дети идут в школу).
Если дни стали короче, то. (ночи стали длиннее).
Если перелетные птицы собрались в стаи, то. (они скоро улетят на юг).
Если утром лужи покрываются корочкой льда, то. (ночью были заморозки).
Если подует сильный ветер, то (с деревьев облетят листья).
Воспитатель: Мы выполнили четвертое задание и на картину возвращаются деревья.
6. Физкультминутка «Ветерок листвой шумит»
Задача: обеспечить смену видов деятельности и оптимальный двигательный режим.
Дети становятся врассыпную и выполняют движения в соответствии с текстом:
Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу-шу. (потирают ладони друг о друга)
В трубах громко он гудит:
У-у-у-у-у-у-у. (делают хлопки над головой)
Поднимает пыль столбом:
Бом-бом-бом. (топают ногами, руки на поясе)
Дует оп везде кругом:
Гом-гом-гом. (хлопают по коленям руками)
Рассердилась туча злая, (постукиваю кулаком о кулак)
И закапал мелкий дождь. (постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой руки)
Капля падает за каплей,
Набежало много слез. (шевелят пальцами рук, опуская их сверху вниз)
Ливень туча посылает, (хлопаю в ладоши)
И стеной вода течет. (соединят ладони «стеной»)
Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждет. (делают «зонт» руками над головой)
7. Дидактическая игра «Логическая цепочка»
Задача: упражнять в умении находить закономерности и продолжить ряд предметов с опорой на знания об окружающем мире, развивать логическое мышление, речь.
Воспитатель предлагает детям предметные картинки с изображением гриба, корзинки, лопаты, картофеля, зонтика, дождя, лужи, резиновых сапог и соединить их по смыслу таким образом, чтобы не осталось ни одной картинки, и объяснить, как картинки связаны между собой.
Воспитатель с детьми проверяют логические цепочки (последняя цепочка с картинкой «гриб»).
Воспитатель: Мы выполнили пятое задание и на картину возвращаются грибы.
8. Командная игра-дискуссия «Хорошо — плохо»
Задача: упражнять детей в умении выделять в явлении природы положительные и отрицательные стороны, находить противоречия и правильно их формулировать, развивать творческое воображение, речь.
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Одна команда высказывается, что в осени хорошего, другая – что плохого.
Осень — это плохо, так как часто идет дождь.
Осень — это хорошо, так как природа становится красивой. И т. д.
9. Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Осень»
Задача: закрепить представления о приметах осени.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей и предлагает послушать стихотворение:
Осень как понимать?
Значит, лето умчало,
И его не догнать.
Это школы начало.
Это шорох листвы,
Это яркие краски.
Все деревья, кусты —
Как жар-птицы из сказки.
Это тучам — размах,
А дождям уже — воля,
Урожай — в закромах,
Опустевшее поле.
Воспитатель: Мы выполнили последнее задание и на картину возвращаются разноцветные осенние листья.
10. Продуктивная деятельность детей – Коллаж «Осенний пейзаж»
Задача: упражнять детей в создании несложной коллективной композиции, располагать изображения на пространстве листа, способствовать формированию положительных эмоций, доставить радость от совместной деятельности.
Дети составляют коллаж, приклеивает на картину все элементы.
Все представляют осенний пейзаж.
Окончание занятия:
Дети рассматривают картину.
Итог занятия.
Вопросы к детям:
- Что интересного было на занятии?
- Какие задания вам понравились?