Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по образованию и употребление в речи относительных прилагательных «Посуда»

Валентина Марсова
Конспект логопедического занятия по образованию и употребление в речи относительных прилагательных «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА:

Образование и употребление в речи относительных прилагательных по лексической теме : «Посуда»

Провела: учитель-логопед

Булина Валентина Ивановна

ТЕМА: Образование и употребление в речи относительных прилагательных по лексической теме : «Посуда»

ЦЕЛЬ: научить детей образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные.

ЗАДАЧИ:

- Коррекционно-развивающие:

а) активизировать словарь по теме «Посуда»;

Публикация «Конспект логопедического занятия по образованию и употребление в речи относительных прилагательных „Посуда“» размещена в разделах

б) развивать умения образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные;

в) совершенствовать навыки согласования существительных с числительными;

г) совершенствовать навыки согласования существительных с прилагательными;

д) упражнять детей в использовании существительных в родительном падеже;

е) упражнять детей правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

в) развивать логическое мышление;

г) развивать слуховое и зрительное внимание;

д) развивать оптико-моторные навыки;

ж) развивать общую и мелкую моторику;

з) профилактика гиперактивности;

- Образовательные :

а) систематизировать знания детей о посуде; из чего производят тот или иной предмет посуды.

б) закрепить знания детей о произведениях К. И. Чуковского.

- Воспитательные:

а) продолжать формировать навыки учебной деятельности (внимательно слушать педагога, отвечающего ребенка, действовать по предложенному плану, самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу);

б) воспитывать аккуратность;

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки – отгадки, чугунок, «осколки посуды», конверты с разрезными картинками, наборы игрушечной посуды (кухонная, чайная, столовая, картина с посудой А3 формата, подносы, магниты, магнитная доска, костюм для Федоры, сумка для Федоры, посуда Федоры.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Чтение сказки «Федорино горе» и других произведений К. Чуковского, заучивание пальчиковой гимнастики, динамической паузы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед привлекает внимание детей к себе, предлагает подойти к магнитной доске. Дети стоят лицом к логопеду, спиной к столам. На столах лежат картинки – отгадки.

Логопед : Ребята, сейчас я загадаю вам загадки. А вы отгадайте загадки и выберите на столе картинку.

Загадки:

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её… (Кастрюля)

Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако, это не река (Тарелка)

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите - кастрюль начальник.

Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

(Ложка)

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

(Нож)

Дети вывешивают на магнитную доску картинки – отгадки.

2. Основная часть

1. Вводная беседа. Сообщение темы занятия.

Логопед : Молодцы! Все загадки отгадали! Каким одним словом можно назвать все эти предметы? Правильно – посуда! Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Открывается дверь, входит плачущая Федора.

Федора: Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои! (плачет)

Логопед : Ребята, а кто это к нам пришел? Из какой сказки? Дети называют, что это Федора из сказки К. Чуковского. Правильно. А теперь, бабушка Федора, расскажи, что с тобой случилось?

Федора: Убежала вся моя посуда. Даже чай попить не из чего.

Логопед : Ах, несчастная Федора. (Федора плачет) Ребята, как же нам помочь бабушке Федоре? Кто знает, из-за чего убежала вся посуда от бабушки Федоры?

Дети вспоминают сказку «Федорино горе» К. И. Чуковского

Федора: Ребята, я больше не буду. Только помогите мне вернуть посуду домой. У меня и картина есть, где вся моя посуда изображена. (Федора вместе с логопедом вывешивают на доске картину с изображением посуды. А3)

2. «Назови посуду»

Логопед : Ребята, посмотрите, сколько было много у бабушки Федоры посуды. Назовите и покажите посуду, изображенную на картине.

Всю посуду назвали. Хорошо!

3. «Сосчитай-ка».

Логопед : Дети, а теперь посчитаем, сколько и какой посуды нарисовано на картине.

Дети считают: «Одна вилка, две вилки…; один кувшин…три кувшина; один стакан…пять стаканов…»

Логопед : Молодцы! Всю посуду и столовые приборы сосчитали!

- Давайте Федору утешем, покажем ей, какая еще посуда бывает?

3. Физкультминутка.

Логопед : Встанем в круг и Бабушку Федору с собой позовём.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес.

Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик;

приседают, одна рука на поясе;

кружатся, рисуя руками круг;

потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой;

делают большой круг.

Разглаживают пространство перед собой.

А у бабушки Федоры вся посуда убежала. Надо бабушке Федоре помогать – посуду домой возвращать.

Федора: Ребята! (радостно) А у меня вот что еще есть! (достает из кармана «осколки, обломки» посуды из картона)

Логопед : Да, это же осколки посуду. Поможем мы тебе, Федора, склеим посуду. Только надо узнать, из какого материала она. Давай-ка свои осколки, сейчас мы с ребятами разберемся. Садитесь ребята, и бабушка Федора, садись с нами, посиди-отдохни. Дети садятся на стульчики, стоящие полукругом к логопеду. Стул для Федоры рядом с детьми и логопедом.

4. «Какая посуда из чего

Логопед показывает детям «осколки». Называет, из какого материала «осколок» посуды.

Логопед : Ребята, а давайте расскажем нашей бабушке Федоре. Из какого материала делают посуду и как она называется.

Например, из железа делают железную посуду. Помогайте мне:

Из глины делают какую посуду? – Из глины делают глиняную посуду.

Из стекла делают какую посуду? - стеклянную

Из дерева делают какую посуду? - деревянную

Из пластмассы делают какую посуду? - пластмассовую

Из фарфора делают какую посуду? - фарфоровую

Из металла делают какую посуду? - металлическую

Очень хорошо называли! Умницы! Бабушка Федора, а вот теперь мы «склеим» твою посуду, только для начала разбудим наши пальчики.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре

Мы посуду перемыли :

Чайник, чашку, ковшик,

Ложку

Мы посуду перемыли

Только чашку мы разбили

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика.

Одна ладонь скользит по другой

Загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика.

Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.

Логопед : Вот так мы пальчики наши разбудили. Теперь можем начинать «склеивать» посуду.

Основная часть.

5. «Собери картинку»

Логопед вместе с Федорой раздают детям конверты с разрезными картинками.

Логопед : Вот вам конвертики с осколками посуды, а картинки-отгадки с доски помогут вам «склеить» посуду верно. Дети подходят к доске и снимают с доски картинки-отгадки. Садятся за столы.

6. «Чего нет?» Логопед : Дети, посмотрите, все ли у вас получилось? А каких частей посуды не хватает вашей посуде? (Чайник без носика, кастрюля без крышки, чашка без ручки, ложка без части ручки, нож без части лезвия, тарелка без краешка). Дети называют недостающую деталь, а Федора подает ее ребенку для завершения картинки.

7. Новое слово. Расширение кругозора. Федора ходит и рассматривает «склеенную» посуду

Федора: Какие ребята молодцы! Всю посуду склеили, как новая! А у меня тут в сумке что-то есть. Это чугунок. (Приглашает детей на стульчики, роется в сумке и достает чугунок). Я его успела поймать, когда убегал. Просто не успел через порог перепрыгнуть. Вот я и прихватила с собой чугунок.

Логопед : Бабушка Федора, а расскажи ребятам об этой посуде. Из чего она, для чего нужна в хозяйстве.

Федора рассказывает о предназначении данной посуды, из чего она сделана.

Чугун – старинная посуда. Эту посуду изготавливают из металла. Благодаря металлу чугун можно ставить в печь и он не расплавится.

Показывает детям, дает потрогать. Спрашивает детей, запомнили что это за посуда и для чего?

8. «Наведем порядок».

Логопед : Ребята, посмотрите, устала наша гостья. Давайте мы покажем нашу посуду. И покажем, что она может быть и не бьющейся. Логопед приносит поднос с игрушечной посудой.

Логопед : Ой, а кто это все перепутал. Спутал всю посуду : чайную, кухонную и столовую. Помогите мне, ребята, я одна не справлюсь.

Дети встают со стульчиков и подходят к столу, куда логопед ставит поднос с посудой. Федора подходит вместе с детьми.

Логопед : А что за посуду вы видите на подносе? (чайную, столовую, кухонную)

Разложите на 3 подноса, а поднос с чайной посудой поставь возле Федоры. Ну вот, посуду правильно расставили. Бабушка Федора, попей чаю.

Федора: Какая у вас посуда красивая и прочная! Как вам повезло! А где же мне мою посуду искать-то?

Логопед : Ребята, а как вы думаете? Как бабушке Федоре нужно поступить с посудой, чтобы она вернулась домой? Как нужно обращаться с посудой? Что вы будете делать?

Дети рассказывают Федоре о том, что посуду необходимо мыть, беречь, осторожно с ней обращаться.

5. Итог занятия.

9. «Волшебный мешочек».

Федора: Спасибо, ребята. Теперь я буду беречь мою посуду, мыть, чистить. Пойду я искать, звать домой, у вас мне понравилось, только я забыла, какие задания вы выполняли?

Федора собирается уходить. Логопед или дети напоминают об оставленной сумке. Федора берет сумку и замечает, что в ней появилась посуда : Что здесь? Федора предлагает детям достать посуду из мешочка у и составляют предложения: Я достал (а…. Потом Федора радуется, что это ее посуда вернулась, складывает все обратно, всех благодарит и уходит, забывает, в какую сказку. Дети напоминают и ее провожают, помогают нести посуду, картину и чугун, и уходят из группы.

Публикации по теме:

«Чайная посуда». Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Дидактические задачи: Активизация словаря детей по теме. Уточнение функционального назначения посуды Образование множественного числа существительных.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки»Конспект логопедического занятия по развитию речи «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки». Цель: развитие диалогической речи. Задачи: - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, правильно строить.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации»Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации» Возраст: подготовительная к школе группа, 6-7 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект занятия по дополнительному образованию детского объединения «Танцевально-игровая ритмическая гимнастика» "Урок дружбы" Цель занятия: Формирование у детей доброжелательного отношения друг с другом с помощью музыкально – ритмических игр. Интеграция.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича» Ход занятия 1. Организационный момент. Л-д: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить путешествие. Вы согласны, тогда отправляемся в страну.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по развитию речи «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:Социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного и физического развития. Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по образованию и употребление в речи относительных прилагательных «Посуда»
Опубликовано: 21 октября 2021 в 19:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по образованию и употребление в речи относительных прилагательных «Посуда»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Марсова (УИ 739061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД