МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»

Людмила Абрамова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

Структура индивидуального коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС ДО.

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах

и словосочетаниях».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад

«Улыбка» г. Жиздры

Абрамова Л. В.

Жиздра - 2017

Цель: автоматизация звука [ш] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях“» размещена в разделах

- закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ш];

- умение чётко произносить звук [ш] в словах и словосочетаниях;

- развитие фонематического восприятия и слуха;

- формирование навыка звукового анализа;

- умение подбирать относительные прилагательные к существительным;

- умение подбирать противоположные по смыслу слова;

- умение согласовывать существительные с числительными;

- расширение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание навыков самоконтроля;

- воспитание активности и внимательности на занятии;

- воспитание потребности в речевом общении;

- воспитание интереса к занятиям;

- воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование:

- для обучающегося: сувенир лягушка; бабочки; цветок; алфавит; счетные палочки; лепестки ромашки с картинками: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед; картинки (шар, утка, рак, арбуз, шуба); поднос с манной крупой.

- для учителя-логопеда : картинки-символы артикуляционных упражнений, зеркало, предметные картинки.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Ход занятия

I. Оргмомент.

Приветствие.

Логопед : Доброе утро, Даня!

Обучающийся: Доброе утро!

Логопед : Даня, посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам себе: «У меня все получится!»

Обучающийся: «У меня все получится!»

Логопед : Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

Сегодня к нам на занятие пришел новый гость. А узнать, кто это, ты сможешь только тогда, когда отгадаешь загадку.

Любит мух и комаров,

Да имеет громкий зов,

Вся зелёная скажу,

Дом на речке и в пруду.

II. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Кто это?

Обучающийся: Лягушка.

Логопед : Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть, как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.

Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.

Квакушка: Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?

Бабочки: Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?

Квакушка: Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.

Бабочки: Что же делать, кто нам поможет?

Логопед : Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.

Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойди и встань поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)

Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек».

Логопед : Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.

Упражнение «Улыбка».

Логопед : Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)

(Обучающийся выполняет).

Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.

Логопед : Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».

Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет».

Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «Качели».

Логопед. Улыбнись шире:

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я все выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Устал язычок.

Упражнение «Лопатка».

Язык лопаткой положи,

И немного подержи

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять –

Язык можно убирать.

Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.

Упражнение «Накажем непослушный язычок».

( Обучающийся произносит: пя-пя-пя (5 раз).

- Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем «чашечку».

Упражнение «Чашечка».

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем.

Ее края к зубам прижмем.

- Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давай сделаем упражнение «Бублик».

Попила лягушка-квакушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит. лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.

Упражнение «Лошадка».

(Обучающийся цокает (от 1 до 10 раз).

Логопед : Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.

Упражнение «Грибок».

Логопед : Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Понравилась тебе сказка?

Обучающийся: Да.

Логопед : Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!

III. Объявление темы занятия.

Логопед : Сейчас я прочитаю тебе стихотворение, а ты слушай внимательно и подумай, с каким звуком мы будем сегодня работать.

Кот Шипит, подравШись с коШкой,

Гусь — гоняясь за АнтоШкой,

А змея — увидев мыШку,

Пар — подняв в кастрюле крыШку.

Лист ШурШит, упав под ноги,

Еж — газетой на дороге.

Обучающийся: Со звуком [ш].

IV. Произношение изолированного звука.

Логопед : Молодец, ты справился с заданием. Это звук [ш]. Давай произнесем его громко Ш-Ш-Ш, как ветер сильный дует и шумит лес, а теперь тихо ш-ш-ш, как слабенький ветерок дует. (Обучающийся произносит).

V. Анализ артикуляции.

Логопед : Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

Обучающийся: Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.

Логопед : Верно, они круглые как бублик.

Обучающийся: Зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются. Язычок поднимается вверх к альвеолам.

VI. Характеристика звука.

Логопед : Воздух выходит свободно изо рта?

Обучающийся: Нет.

Логопед : Правильно, есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой?

Обучающийся: Согласный.

Логопед : Как мы его произносим, сердито или ласково?

Обучающийся: Сердито.

Логопед : Звук [ш] – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: ш-ш-ш-ш. Дрожит ли наше горлышко или оно спит?

Обучающийся: Спит.

Логопед : Правильно, звук [ш] – глухой.

VII. Связь звука с буквой.

Логопед : Согласный звук [ш] обозначает буква «Ша», найди эту букву в алфавите. Из скольких элементов состоит эта буква?

Обучающийся: Из 4 палочек.

Логопед : Выложи букву из счетных палочек.

VIII. Развитие фонематического слуха.

Логопед : Я тебе буду говорить слова, а ты, где услышишь звук [ш], хлопни в ладоши:

Слова : шапка, шар, сыр, картошка, рак, шило, мыло, лягушка, шмель, лес, жук.

IX. Автоматизация звука в слогах.

Логопед : Я буду читать тебе чистоговорку, а ты повторяй за мной начало чистоговорки, то есть слоги, уделяя внимание правильному произношению звука [ш].

Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше – это утка в камыше.

Ша-ша-ша – выходи из камыша.

X. Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Давай немного отдохнем, проведем пальчиковую гимнастику.

«Наша семья»

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(Растопырить руку обучающегося и загибать пальцы, начиная с большого).

XI. Автоматизация звука в словах.

1. Упражнение «Расшифруй имя».

Логопед : Итак, к нам на занятие пришла лягушка, а как её зовут нам нужно разгадать. У меня есть картинки, давай их назовем, а теперь нам необходимо по первым звукам этих картинок составить имя девочки.

Слова : Шар, Улитка, Рак, Арбуз.

- Шура.

2. Упражнение «Повторяй-ка».

Логопед : Правильно её зовут Шура, наша Шура очень любит ходить за покупками на базар, давай перечислим, что она там покупает:

(логопед называет слова, обучающийся четко произносит слова за логопедом).

Слова : шар, шапка, шашки, шуба, шило, шина, шарф, шиповник, шуруп, лапша, мишутка, мешок, пшено, картошка, ландыш, калоши, кувшинка, ковш, горошина, вишня, орешки, мышеловка, кошелек.

3. Упражнение «Слова-рифмы».

-Логопед : Шура хочет поиграть с нами в слова-рифмы. Подбери к её словам другие слова с похожими окончаниями:

шина.

- машина.

- Кошка.

- мошка.

- Лягушка.

- подушка.

- Мушка.

- пушка.

- Мышка.

- мишка.

4. Упражнение «Исправь ошибки».

Логопед : Я буду читать «перепутанные» стихи, а ты слушай и сразу же исправляй ошибки:

С другом мы играли в чашки.

- в шашки.

- Пили чай из белой шашки.

- чашки.

- Вылезла из норки шишка.

- мышка.

- На нее упала мышка.

- шишка.

- Под кустом сидели шишки.

- мышки.

- На сосне висели мышки.

- шишки.

- В воздухе летала кошка.

- мошка.

Молоко лакала мошка.

- кошка.

5. Упражнение «Ромашка».

Логопед : Помоги Шуре подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [ш]. Произнеси эти слова, отчетливо произнося звук [ш].

( Картинки: тыква, зонтик, лягушка, черепаха, груша, горох, мяч, карандаш, ковш, сыр, шарф, велосипед).

XII. Автоматизация звука в словосочетаниях.

6. Упражнение «Какой? Какая? Какие?»

Логопед : Лягушка не знает, как правильно ответить на вопрос. Поможем ей. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук [ш].

Каша из пшена какая?

Обучающийся: Пшенная каша.

Логопед : Сок из вишни какой?

Обучающийся: Вишневый сок.

Логопед : Слон не маленький, а какой?

Обучающийся: Большой слон.

Логопед : Компот из груш какой?

Обучающийся: Грушевый компот.

Логопед : Конфеты из шоколада какие?

Обучающийся: Шоколадные конфеты.

Логопед : Из шерсти шапка какая?

Обучающийся: Шерстяная шапка.

7. Упражнение «Сосчитай до 5».

Логопед : У Шуры есть красивая шуба. Давай посчитаем до 5, используя слово «шуба». Слушай и повторяй.

Одна шуба

Две шубы

Три шубы

Четыре шубы

Пять шуб

XIII. Домашнее задание.

Логопед : Даня, я в тетради тебе написала домашнее задание. Вместе с мамой дома, произнести слова перед зеркалом, обращая внимание на правильное произношение звука [ш] : шапка, шаль, шахматы, шайба, шоколад, шорох, шило. Подбери родственные слова к словам : кукушка, мышка, лягушка.

XIV. Итог занятия.

Логопед : Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с Шурой. Ей надо возвращаться домой в свое болото. Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Обучающийся: Звук [ш].

Логопед : Ты сегодня хорошо занимался. Шуре тоже понравилось, как ты говорил, выполнял задания. Какая игра тебе понравилась больше всего?

XV. Рефлексия. Развитие мелкой моторики.

Логопед : Если тебе было интересно, то нарисуй пальчиком на крупе веселое солнышко, если нет, то грустное.

Литература.

1. Анищенкова Е. С. Практическое пособие по исправлению звукопроизношения у детей. – М., 2007.

2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Автоматизация шипящих звуков у детей. – М., 2006.

4. Спивак Е. Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.

Публикации по теме:

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях и предложениях» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л ]в словосочетаниях и предложениях на основе сюжета.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях» Тема: Автоматизация звука [Р] в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Учитель-логопед Вишнякова О. А. Цель: автоматизировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука з в словах и предложениях» Тема: Автоматизация звука З в словах и предложениях. Цели: Закреплять правильное произношение звука З в словах и предложениях. Задачи: 1.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука [р].

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект логопедического занятия. Автоматизация в произношении звук [ж] в словах, словосочетаниях, предложенияхКонспект логопедического занятия. Автоматизация в произношении звук [ж] в словах, словосочетаниях, предложениях Конспект логопедического занятия. Тема: звук и буква Ж. Цель: Автоматизировать в произношении звук ж в словах,словосочетаниях,предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» Цели: Коррекционно-образовательные:  - учить четкому звукопроизношению и правильному употреблению.

Логопедическое занятие Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях «Путешествие в страну Лунтика» Цель занятия, задачи Закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в словах и словосочетаниях. Образовательные: - закреплять правильное.

Конспект «Автоматизация звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях с использованием экоматериалов» Задачи: - упражнять в правильном произношении звука [Ш] в словах, словосочетаниях, в предложениях; - закреплять умение выделять заданный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»
Опубликовано: 27 февраля 2017 в 15:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах и словосочетаниях»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Абрамова (УИ 410323) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД