Елена Вдовина
Логопедическое занятие Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях «Путешествие в страну Лунтика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия, задачи Закрепление навыка правильного произношения звука «Л» в словах и словосочетаниях.
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука «Л» в словах, словосочетаниях.
-упражнять в определении места звука в словах, в образовании существительных множественного числа именительного, родительного, винительного падежей, в образовании существительных и прилагательных родительного падежа в словосочетаниях со звуком «Л».
Публикация «Логопедическое занятие Автоматизация звука [Л] в словах и словосочетаниях „Путешествие в страну Лунтика“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Развивающие: развивать артикуляционную моторику, слуховое восприятие.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, коммуникационные навыки.
Коррекционные: активизировать словарный запас, устранять нарушения грамматического строя.
Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя.
Логопед встречает детей и приветствует их.
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
- Начнем!
Деятельность логопеда : предлагает детям улыбнуться, даёт установку на занятие.
Деятельность детей:
Улыбаются друг другу, садятся на свои места
Введение в тему занятия.
Цель: замотивировать детей к совместной деятельности.
- Посмотрите, мне сегодня передали конверт и сказали открыть его вместе с вами. Давайте узнаем, что же в конверте.
- В нем письмо с приглашением в гости! И карта. Кто же прислал нам это письмо? Если мы отправимся в путешествие, следуя подсказкам на карте, то узнаем, кто автор этого послания.
- Давайте посмотрим по карте, на чем мы отправимся в наше путешествие.
Слайд № 2
- Конечно на корабле. Ребята, а как гудит корабль? (л-л-л). Правильно, и я думаю, что звук «Л» нам сегодня поможет найти хозяина письма.
А мы с вами будем продолжать правильно произносить этот звук в речи.
Деятельность логопеда : сообщает тему занятия, показывает письмо и карту, предлагает отправиться в путешествие.
Деятельность детей: отвечают, что в путешествие отправятся на корабле.
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика:
Цель: развитие моторики артикуляционного аппарата.
- Посмотрите, у причала стоит корабль и гудит: л-л-л, а это значит, что мы готовы к отплытию.
- Однако к путешествию нужно как следует подготовиться.
Слайд № 3 (1 щелчок мыши - появляется изображение, используется звуковой эффект, 2 щелчок мыши появляется изображение, используется звуковой эффект, 3 щелчок мыши появляется изображение, используется звуковой эффект, 4 щелчок мыши появляется изображение, используется звуковой эффект).
- Давайте напечем блинов, чтобы было чем подкрепиться
- А с блинами возьмём вкусное варенье
- Перед выходом в море проверим, как перенесем качку. Качка нам не страшна! Однако нам нужно поторопиться.
- Ветер надул паруса.
- Итак, паруса надуты, значит, наш корабль отправляется.
- Как гудит корабль? (л-л-л)
Слайд № 4 (автоматически используется звук)
- Вот дан первый гудок.
- В путь!
Деятельность логопеда : Даёт установку на правильную артикуляцию, следит за правильностью выполнения.
Деятельность детей: выполняют упражнения артикуляционной гимнастики перед индивидуальными зеркалами.
Выполняют упражнение «Блин»
упражнение «Вкусное варенье»
упражнение «Качели»
упражнение «Парус»
Произносят звук «Л» длительно.
Характеристика звука «Л» по артикуляционным и акустическим признакам:
Цель: развитие фонематического восприятия, кинестетических ощущений.
Слайд № 5 (на короткой стрелке используется гиперссылка на 6 слайд, на 2-х длинных стрелках используется гиперссылка на слайд 21 с анимацией и звуковым эффектом, если дети называют неправильно, на экране появляется смайл со звуковым эффектом, для того, что бы вернуться к слайду №5 нужно нажать на изображение смайла).
- Чтобы поскорее переплыть море, нам необходимо выбрать короткий путь для нашего корабля.
Слайд № 6 (автоматическое воспроизведение звука, при нажатии на указатель звука дается инструкция).
- Ребята давайте вспомним, что делают органы артикуляционного аппарата, при правильном произношении звука «Л»?
Работа за столами:
- Выберите картинки, на которых изображено правильное положение органов артикуляционного аппарата при произношении звука «Л» и те картинки, которые характеризуют звук «Л».
-губы – на улыбке
-зубы – сближены друг с другом, между ними небольшое расстояние (сомкнуты или разомкнуты)
- язык – за верхними зубами поднят к бугоркам (альвеолам)
-голосовые связки – работают
-воздушная струя – тёплая
-Звук «Л» какой?
(согласный, звонкий, бывает твердым, бывает мягким, обозначаем фишкой синего или зеленого цвета).
После выполнения задания, зачитывается стихотворение:
Узкий кончик языка
Вверх, в зубы упирается,
А губки улыбаются.
По бокам от языка
Воздух пробирается
«Л» - получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный.
-Хорошо ребята, всё выполнили верно. Молодцы!
Деятельность логопеда :
Помогает детям определить положение органов артикуляции, даёт инструкцию по выполнению задания.
Помогает сравнить стрелки по длине
Деятельность детей:
Рассказывают, как ведут себя органы артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука «Л», дают характеристику звука, подбирают соответствующие картинки.
Определение места звука в слове :
Цель: развивать фонематический анализ
Слайд № 7 (по первому щелчку мыши появление изображения, голосовая инструкция - автоматически).
- Посмотрите, вдали виднеется волшебный лес.
- Сколько птиц на лесной полянке.
- Каких птиц вы видите? (ответы детей).
- А теперь нам нужно определить место звука «Л» в каждом названии птиц. (инструкция записана на слайде и включается при нажатии на звуковой значок).
Слайд № 8 (автоматически используется голосовая инструкция, 1 щелчком мыши выбрать нужный квадрат в схеме, 2 щелчком мыши появление следующего изображения- выбрать нужный квадрат в схеме).
Слайд № 9 (щелчком мыши выбрать нужный квадрат в схеме).
Слайд № 10 (щелчком мыши выбрать нужный квадрат в схеме).
Молодцы!
Деятельность логопеда : Даёт инструкцию по выполнению задания, при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
Деятельность детей: называют птиц по очереди, определяют место звука в слове, выбирают соответствующий квадратик в схеме.
Зрительная гимнастика:
Цель: профилактика зрительного переутомления
- А как птицы передвигаются?
(они летают). Они любят передвигаться с места на место. Давайте проследим глазками за перелетом ласточки.
Слайд № 11 (автоматически используется звуковой эффект).
Молодцы!
Деятельность логопеда : предлагает детям зрительную гимнастику
Деятельность детей: следят глазами за перелётом ласточки на экране.
Автоматизация звука «Л» в словах :
Цель: Образовывать существительные множественного числа именительного, родительного, винительного падежей, согласование количественных числительных и существительных.
- А теперь птички решили поиграть с нами в прядки.
Посчитайте сколько их? Назовите.
Слайд № 12 (на пустом слайде при 1щелчке мыши появляется изображение, 2 щелчком мыши появление следующего изображения).
Слайд № 13 (щелчком мыши появление изображения)
Слайд № 14 (1 щелчком мыши появление изображения, 2 щелчком мыши появление следующего изображения, 3 щелчком мыши появление изображения, 4 щелчком мыши появление следующего изображения).
Игра «1-2-5»
- Посмотрите 1 голубь, а теперь?
(пять голубей, 1 дятел – 5 дятлов, 1 ласточка – две ласточки, один орёл – два орла).
Слайд № 15 (анимация со звуковым эффектом)
Деятельность логопеда : предлагает, детям игру «1-2-5»
оказывает помощь в образовании новой формы слова.
Деятельность детей:
называют птиц во множественном числе, употребляя разные падежи.
Закрепление звука «Л» :
Цель: закрепить длительное произнесение звука «Л» в закрытых слогах.
-Нам нужно продолжать наше путешествие, на корабле мы дальше плыть не можем, и пешком нам тоже не пройти, поэтому придется лететь на самолете.
-Давайте вспомним, как гудит двигатель самолета?
(ИЛЛЛ, АЛЛЛ, УЛЛЛ).
Слайд № 16 (по 1 щелчку мыши на 1 указатель звука - произнесение слога ИЛ, по 2 щелчку мыши на 2 указатель звука - произнесение слога АЛ, по 3 щелчку мыши на 3 указатель звука - произнесение слога УЛ, по 4 щелчку мыщи звук летящего самолёта.)
Молодцы!
Деятельность логопеда :
Даёт инструкцию по выполнению задания, включает звук на слайде.
Деятельность детей: произносят закрытые слоги, с длительным произношением звука «Л».
Динамическая пауза:
Цель: снятие психомышечного напряжения.
Упражнение «Самолет»
Руки в стороны – в полет, (обе руки раскинуть в разные стороны)
Отправляем самолет. (поставить ноги на ширине плеч)
Правое крыло вперёд, (правую руку выставить вперёд)
Левое крыло вперед, (левую руку выставить вперёд)
Полетел наш самолет. (повороты туловищем)
Деятельность логопеда : следит за синхронностью движения, точностью их выполнения. Показывает образец выполнения.
Деятельность детей:
выполняют движения с речью.
Автоматизация звука «Л» в словах и словосочетаниях :
Цель: закрепить правильное произношение звука «Л» в словах и словосочетаниях, упражнять в согласовании существительных и прилагательных Им. п. и образовании словосочетаний в Род. П. с автоматизируемым звуком.
Слайд № 17 (автоматическое появление облаков, по 1 щелчку мыши исчезает облако с изображением, по 2 щелчку мыши на значке звука – воспроизводится голосовая инструкция, по 3 щелчку мыши исчезает следующее изображение, по 4 щелчку мыши на значке звука – воспроизводится голосовая инструкция).
- Мы пролетаем сквозь голубые облака. Посмотрите на них что – то нарисовано, что же это? (Белый лебедь, белый халат; желтый лист, желтый подсолнух; голубая планета, голубая фиалка).
- Посмотрите у нас на экране шесть облаков, запомните что в них нарисовано. Закройте глаза.
-Чего не стало? (голубой фиалки, белого клубка).
Молодцы!
Деятельность логопеда : Стимулирует детей к образованию словосочетаний, при необходимости оказывает помощь
Деятельность детей: образуют словосочетания, закрывают глаза, называют, какой картинки не стало.
Заключительная часть.
Итог занятия. Рефлексия:
Цель: закрепить у детей умение отвечать на вопросы и выражать отношение к своей деятельности.
Вот мы и добрались до места.
Слайд № 18 (гиперссылка на слайд 19, нажать на знак вопроса).
-Посмотрите сколько цветов, лепестков, пчел. Осталось узнать, кто же прислал нам письмо и эту карту и пригласил нас в гости.
Слайд № 19 (автоматически появление текста загадки, по щелчку мыши появление изображения со звуковым эффектом).
- Узнать не сложно.
- Вот вопрос:
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с луны –
Знают, любят малыши. (Лунтик).
Слайд № 20
Конечно, это Лунтик.
- Ребята, может быть расскажем Лунтику с какими трудностями мы встретились, что было самым трудным в нашем путешествии.
Давайте поблагодарим Лунтика за увлекательное путешествие,
Ну, а к следующей нашей встрече вы нарисуете предметы со звуком «Л» из серии мультфильма про Лунтика «Клава».
Деятельность логопеда : читает загадку, если дети затрудняются, задаёт наводящие вопросы, подводит итог занятия
Деятельность детей:
отгадывают загадку, отвечают на вопросы.