Давыдова Юлия Владимировна
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. В гости к Смешарикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно - развивающие:
- развитие артикуляционной моторики, координации речи с движением, мышления, памяти, навыков звукового анализа;
- развивать фонематический слух: определение наличия звука в слоге, слове;
Коррекционно - образовательные:
- совершенствование правильного произношения звука [р];
- совершенствование грамматического строя речи (упражнять в подборе существительных в родительном падеже);
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях, В гости к Смешарикам“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- закрепить умение делить слова на слоги;
- упражнять в подборе рифм к словам;
Воспитательные:
-воспитание доброжелательности, взаимопомощи, самостоятельности;
- воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
Оборудование:
- мягкая игрушка дракончика Хрума;
- изображения домиков и героев мультфильма «Смешарики» : Бараша, Кар-Карыча, Копатыча и Кроша;
- зеркала на каждого ребенка;
- карточки для артикуляционной гимнастики: лягушки, лошадка, грибок, чистим зубки, гармошка, лодочка, дятел;
- схема артикуляции звука [р];
- схема слогов на автомобилях : дра, дро, дру, дры, дрэ;
- слоги для чтения : ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ор-ор-ор, ур-ур-ур;
- картинки гора, кенгуру, воздушные шары, помидор, куры;
- картинки с изображением фотопленки, картинки для наклеивания на фотопленку: комар, рак, рыба, радуга, груша, ручка, шарф, пирог, ведро, горка, кровать, кроссовки, жираф, коробка, рубашка, перо, муравей, карандаши, веер, трава, Лунтик, белка, лиса;
- клеящий карандаш, клееночки, тканевые салфетки;
- изображение шкафа с номерами полочек то 1 до 5;
- деревянные фигурки – сыр, торт, Барби, тетрадь, робот, микрофон, зеркало, карусель, ракета, Чебурашка, Буратино, гитара, пирамидка, телевизор, мороженое;
- корзинки по количеству детей;
- набор картинок за забором- жираф, кран, вертолет, мухомор, кенгуру, пират, корова, грузовик, носорог, трактор.
Ход занятия
Орг. момент:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе, «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями. Подарим им хорошее настроение и отправим по воздуху волшебные сердечки.
Дыхательная гимнастика:
Положите сердечки на ладошку и подуйте на него так, что бы сердечко полетело вверх. Воздух вдыхаем носиком, выдыхаем через ротик, щечки не надуваем, плечики не поднимаем.
Сообщение темы:
Ребята, к нам прилетел дракончик Хрум. Он прилетел, позвать нас в гости к Смешарикам, им нужна помощь по хозяйству. Нас ждут Крош, Бараш, Копатыч и Кар-Карыч. Как вы думаете, какое имя здесь лишнее?
Почему?
Вы хотите помочь Смешарикам?
Давайте, поможем друзьям Хрума и заодно с вами закрепим произношение звука [р]
II Основной этап
Артикуляционная гимнастика:
1. Остановка «В гостях у Бараша»
Прежде чем помочь Смешарикам, давайте вспомним, как мы учились правильно произносить звук [р]
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки,
Я увижу ваши зубки.
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше.
Видит, лошадка детей катает.
Упражнение «Лошадка»
Цок, цок, цок по мостовой
Идет лошадка к нам с тобой
Щелкай язычком быстрее,
Что б она пришла скорее.
Вдруг увидел наш язычок грибок
Упражнение «Грибок»
Под высокою сосной,
Мы грибок нашли с тобой.
Что бы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
Полюбовался наш язычок грибочком и побежал на качелях покачаться.
Упражнение «Гармошка»
Ну – ка рот по шире крошки,
Поиграем на гармошке.
Язычок не опускаем,
Только ротик открываем.
1,2,3,4,5 нам не трудно повторять.
- Теперь наш язычок готов к работе.
Уточнение артикуляционного уклада звука [р] :
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]?
- А где находится кончик языка?
- Что делает горлышко?
- Какая воздушная струя выходит изо рта?
- Правильно.
Автоматизация звука [р] изолированно, в слогах и словах :
Дракончик Хрум очень любит рычать «р-р-р», когда дракончик летит вверх он рычит громко, а когда вниз – тихо. (Дети рычат громко и тихо в зависимости от полета дракончика, произнося при этом звук Р-р-р-р-р-р-р-р)
Ребята, давайте поможем завести Барашу машину, и проведем пальчиком направление движения автомобиля. (Дети произносят слоги – дррра, дррро, дррры, дррру, проводя пальчиком по линии от машинки к домику)
Бараш очень любит писать стихи: помогите ему подобрать рифмы
Чистоговорки на прямые и обратные слоги со звуком Р :
Ра – ра – ра – вот высокая…
Ру – ру – ру – в зоопарке…
Ры – ры – ры – разноцветные…
Ор – ор – ор – в огороде…
Ур – ур – ур – мы накормим…
(гора, кенгуру, шары, помидор, кур)
Бараш благодарит вас за помощь.
Восприятие звука [р] в слогах :
А сейчас мы с вами отравимся в гости к Кар – Карычу, по пути к нему, мы поиграем в игру «Поймай звук»
Дети переходят к следующей остановке к «Кар – Карычу», им предлагается игра на восприятие звука [р] в слогах. Логопед называет слоги, дети делают шаг вперед на каждый звук [р]
Ла-ра-ло-ро-ло-ра-лу-ры-лы-ру-лу-лы-ры-рэ (Дети делают шаг на каждый слог со звуком [р])
Автоматизация звука [р] в словах :
2. Остановка «В гостях у Кар – Карыча»
Вот мы добрались до Кар – Карыча. Кар – Карыч очень любит фотографировать. Посмотрите, ребята, все кадры у Кар – Карыча растерялись, давайте ему поможем их собрать. Приклеиваем на пленку только те картинки, в названиях которых есть звук [р].
(Дети приклеивают на фотопленку картинки с изображением комара, рака, рыбки, радуги, груши, ручки, шарфа, пирога, ведерка, горки, кровати, кроссовок, жирафа, коробки, рубашки, пера, муравья, карандашей, веера, травы)
Кар – Карыч благодарит вас за помощь. А сейчас нас ждет в гости Крош.
Автоматизация звука [р] в словах, Формирование навыка звуко – слогового анализа. Закрепление умения делить слова :
3. Остановка «В гостях у Кроша»
Вот мы и добрались до Кроша, он делает дома уборку. Помоги ему навести порядок. Сложи предметы в шкаф в следующем порядке:
- 1 полка, слова с одним слогом
- 2 полка, слова с двумя слогами
- 3 полка, слова с тремя слогами
- 4 полка, слова в которых четыре слог
(Дети делят слова на слоги выкладывая их по полочкам
1 полочка: торт, сыр
2 полочка: ведро, робот, Барби тетрадь,
3 полочка: зеркальце, ракета, микрофон, гитара микрофон, карусель
4 полочка: телевизор, Чебурашка, пирамидка, Буратино
5 полочка: мороженое)
Развитие грамматического строя речи (подбор сущ. в р. п.) :
Крош предлагает вам поиграть в его любимую игру, которая называется «Прятки»
Он сейчас будет прятать предметы, поставленные в шкаф, а вы должны угадать, чего не стало.
- Чего не стало? (Пирамидки, сыра, чебурашки, робота и т. д)
Автоматизация звука [Р] в предложениях :
4. Остановка «В гостях у Копатыча»
Дети переходят к следующей остановке к «Копатычу», им предлагается игра «Помоги Копатычу собрать урожай». Перед детьми лежат дорожки здоровья, на дорожках картинки овощей (горох, морковь, помидор, арбуз, картофель, брокколи, укроп, петрушка, кукуруза)
Перед вами огород, Копатыча, он очень любит выращивать овощи, нам нужно помочь Копатычу собрать урожай в корзинки. Например: «На огороде у Копатыча растет картофель» и т. д.
(Дети составляют предложения и кладут картинку с овощем в корзинку: - На огороде у Копатыча растет картофель.
- На огороде у Копатыча растет укроп.
- На огороде у Копатыча растет помидор.
- На огороде у Копатыча растет горох.
- На огороде у Копатыча растет петрушка.
- На огороде у Копатыча р- - На огороде у Копатыча растет кукуруза.
- На огороде у Копатыча растет брокколи.
- На огороде у Копатыча растет арбуз.)
Посмотрите, а кто это прячется за забором у Копатыча?
(Дети составляют предложения :
- У Копатыча за забором носорог.
- У Копатыча за забором кран.
- У Копатыча за забором мухомор и т. д)
III. Этап заключительный.
Итог:
- У кого мы побывали в гостях?
- Что для тебя было трудным на занятии?
- А какое задание было самым легким? Интересным?
Дракончик Хрум, очень рад, что вы помогли его друзьям и дарит вам на память вот эти тетради с развивающими заданиями «Пиши и стирай»