Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З] и [Ж]

Ирина Бендерская
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З] и [Ж]

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида №34»

Фонетическое занятие в подготовительной к школе логопедической группе №6

Путешествие в чудесный мир звуков.

(дифференциация звуков З–Ж)

Составила учитель – логопед Бендерская Ирина Николаевна

2016

Путешествие со змеёй Женей

(дифференциация звуков З–Ж)

Тип занятия: подгрупповое.

Вид занятия: фонетическое.

Занятие рассчитано на 6-7 человек, имеющих общее недоразвитие речи. Второй год обучения.

Общая продолжительность занятия: 25 - 30 минут.

Цель: дифференциация звуков З–Ж по акустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие;

2. Учить различать звуки З–Ж изолированно, в слогах и в словах;

3. Учить различать звуки З-Ж по артикуляционным признакам;

4. Учить различать звуки З-Ж по акустическим признакам;

5. Развивать умение сравнивать на основе упражнения на дифференциацию звуков З-Ж;

6. Учить различать буквы З-Ж на основе упражнений, развивающих тактильные ощущения;

7. Упражняться в чтении и выборе правильной буквы З или Ж подходящей по смыслу;

8. Упражняться в написании букв З и Ж;

9. Упражняться в проведении звукобуквенного анализа слов: лужа, базар, зебра;

10. Воспитывать интерес к занятиям, желание узнавать новое, делать выводы.

Оборудование: игрушка змейка на руку, массажные полушария для ног «кочки», верёвочка – «тропинка», плакаты с буквами Ж и З, «Чудесный мешочек» с объемными буквами Ж и З, фишки для обозначения звуковой схемы слова, буквы на магнитах для составления слов ЛУЖА и БАЗАР, камушки жёлтые и зелёные для каждого ребёнка для обозначения звуков З и Ж,листы бумаги со словами с пропущенными буквами З и Ж и с картинками: ваза, жук, заяц, жираф,демонстрационные картинки: дети загорают, зелёный мотылёк, жук,раздаточные картинки: гроза, роза, жук, жираф, замок, коза, забор, берёза, журавль, ёжик, стрекоза, баклажан, жаба, жёлуди,демонстрационные карточки с рифмованными словами: зал – жал, звал – ждал, жара – зола, база – баржа, звал – жевал, пожар – базар, сажать – сказать, лизать – лежать, кожа – козы, сказать – нажать, зазнайка – лужайка, брожу – грызу, бежать – вязать, флажок – глазок, везу – хожу, наживать – называть.

Ход занятия

№ Задачи Содержание Организация Результаты

I.Вводный этап

1. Создать атмосферу взаимодействия логопеда с детьми. Настроить ребят на выполнение заданий. - Заходит на занятие тот, кто скажет слово со звуком З. (4 ребенка)

- А вы подберите слово в котором слышится звук Ж. (4 ребенка). Дети подбирают слова и заходят на занятие. Ребята настроились на выполнение заданий, связанны со звуками З и Ж.

II. Основной этап

1. Упражняться в ловкости и умении ходить по массажным кочкам и по узкой верёвочке. Закреплять навык произношения звуков З и Ж. Сообщение темы занятия.

Отправляемся на прогулку со змейкой Женей.

- К нам в гости пришла змейка.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Женя. Я приглашаю вас отправиться со мной в волшебную страну звуков. А путь в эту страну лежит через труднопроходимый зачарованный лес. Нам придётся преодолеть звучащие кочки и узкую тропинку. Нужно проговаривать заклинания –слоги: ЗА-ЖА-ЗА-ЖА. Дети идут по кочкам через болото. На каждой кочке проговорить слог ЖА или ЗА.

Затем они идут по тонкой «тропинке» верёвочке. Продолжают проговаривать заклинания из слогов ЖА или ЗА. Дети поупражнялись в умении ловкости и умении ходить по массажным кочкам и по узкой верёвочке. Закрепили навык произношения звуков З и Ж.

2. Повторить знание артикуляционного уклада для звуков З и Ж. Сравнение звуков З-Ж по артикуляционным признакам.

- Ребята, кто расскажет змейке Жене, как нужно проговаривать звуки З и Ж. Какой для этих звуков устанавливается артикуляционный уклад. Дети рассказывают, что для звука З язычок поднимается вверх к нёбу, а для звука Ж кончик язычка опускается вниз за нижние резцы. Этим они различаются. Воздушная струя проходит по середине язычка. Края язычка прижаты к верхним коренным зубам. Этим звуки похожи. Дети закрепляют знание артикуляционного уклада для звуков З и Ж. Выясняют чем похожи и чем отличаются эти звуки.

3. Повторить знание акустических признаков звуков З и Ж. Сравнение звуков З-Ж по акустическим признакам.

- Змейка интересуется, а как звучат звуки З и Ж. Чем они похожи по звучанию и чем они отличаются? Дети рассказывают, что звуки З и Ж оба согласные и звонкие. Голосовые связки работают. Они проверяют наложением ладошки на горло. Они отличаются тем, что звук Ж жужжит, а звук З звенит. Дети закрепляют знания акустических признаков звуков З и Ж. Выясняют чем они похожи и чем отличаются эти звуки.

4. Повторить умение проговаривать и дифференцировать звуки З и Ж в слогах. Игра «Угадай слог». Если змейка вверху – слог ЖА, внизу – ЗА.

Повтори слоги –заклинания: ЗА-ЖА-ЗА

ЖА-ЖА-ЗА

ЖУ-ЗУ-ЗУ

ЖИ-ЖИ-ЗЫ Дети проговаривают слоги со звуками З и Ж. Дети закрепляют умение проговаривать и дифференцировать звуки З и Ж в слогах.

6. Закрепить умение выделять звуки З и Ж в словах. Игра «Узнай звук». Логопед (змейка Женя) называет слова, дети поднимают руку вверх, если слышат в слове звук Ж и опускают вниз, если слышат в слове звук З. Логопедот имени змейки называет слова: воздух, желудь, жимолость, забор. Дети закрепляют умение дифференцировать звуки З и Ж в словах.

7. Закрепить умение различать буквы З-Ж на основе упражнений, развивающих тактильные ощущения.

Игра «Чудесный мешочек».

- Ребята, посмотрите на буквы. Вспомните как пишутся буквы З и Ж. А теперь нужно угадать, какая буква тебе попалась.

Ребенок угадывает,какая буква ему попалась по тактильным ощущениям: З или Ж. Дети угадывают, какая буква попалась в мешочке, с опорой на тактильные ощущения. Дети закрепляют умение различать буквы З-Ж на основе упражнений, развивающих тактильные ощущения.

8. Закрепляют умение вписывать нужную букву в слова. Игра «Угадай букву».

Карточка со словами: ваза, жук, заяц, пожар. Дети получают карточку с картинкой.Вписывают букву по смыслу: З или Ж. Дети закрепляют умение вписывать нужную букву в слова.

9. Развивать ритмическую способность, умение выполнять ритмичные движения в сочетании с пением под музыку. Логоритмическое упражнение «Зеленая песенка» Т. С. Овчинникова «Логопедические распевки».

- Ребята, какой звук чаще других звучал? (З). Дети выполняют танцевальные движения под музыку. Дети развивают ритмическую способность, умение выполнять ритмичные движения в сочетании с пением под музыку.

10. Развивать умение выделять звуки З или Ж в тексте. Игра «Кто внимательнее».

Не жалело солнце жара для хорошего загара.

Пес на завалинке лежал и лапу заднюю лизал.

Раз зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Над берёзой жук кружит и жужжит, жужжит, жужжит. Змейка Женя произносит текст,каждый ребенок выкладывает камушки: зеленый, если слышит звук З, и желтый – на звук Ж. Дети развивают умение выделять звуки З или Ж в тексте.

12. Развивать умение различать звуки З и Ж в собственной речи с опорой на картинку. Игра «Кому какие подарки»

- Змейка Женя приготовила для вас картинки. Их нужно разложить к буквам З и Ж правильно. Дети раскладывают картинки к буквам З и Ж. Логопед показывает картинки. Дети называют и определяют правильно или нет. Дети развивают умение различать звуки З и Ж в собственной речи с опорой на картинку.

12. Развивать умение подбирать слова в рифму. Игра «Подбери рифму»

Зал – жал звал – ждал

Жара – зола база – баржа

Звал – жевал пожар - базар

Сажать – сказать

Лизать – лежать

Кожа – козы сказать – нажать

Зазнайка – лужайка

Брожу – грызу

Бежать – вязать

Флажок – глазок

Везу – хожу

Наживать - называть Каждый ребенок получает карточку со словом, вторая половина рифмы размещена на доске. Дети подбирают рифмованное слово на карточке, где напечатаны слова. Дети развивают умение подбирать слова в рифму.

13. Развивать ритмическую способность, умение выполнять ритмичные движения в сочетании с пением под музыку. Логоритмическое упражнение

«Жуки» Т. С. Овчинникова «Логопедические распевки»

- Какой звук звучал в этой песенке? (Ж) Дети выполняют танцевальные движения под музыку. Дети развивают ритмическую способность, умение выполнять ритмичные движения в сочетании с пением под музыку.

14. Упражняться в проведении звукобуквенного анализа слов: лужа, флажок, базар, зебра.

Змейка дает задание: определить сколько в слове слогов, обозначить каждый звук цветом. После этого обозначить каждый звук буквой.

- Полина, составь звуковую схему слова и обозначь буквами слово ЛУЖА.

- Матвей, составь звуковую схему слова и обозначь буквами слово БАЗАР.

- Лева, составь слово ЗЕБРА.

- Ребята, скажите, каким цветом обозначили звук Ж? А каким цветом обозначили звук З?

Дети выбирают подходящую слоговую схему, обозначают каждый звук цветом (гласные – красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым).

- Звук Ж обозначили синим цветом, он согласный и всегда твердый.

- Звук З один раз обозначили синим, а другой раз обозначили зеленым, потому что он в слове базар – твёрдый, а в слове зебра – мягкий. Дети упражняются в проведении звукобуквенного анализа слов: лужа, флажок, базар, зебра.

15.III. Обобщающий этап

1 Обобщать умения и навыки различать звуки З и Ж в речи. Загадай загадку змейке Жене. Назови признаки предмета, в названии которого есть звук З или Ж. Дети называют признаки предмета, в названии которого звучит звук З или Ж.

(он колючий и добрый, живет в лесу.) (ежик)

(Она полосатая, с копытами, пасется на травке) (Зебра) Дети обобщают умения и навыки различать звуки З и Ж в речи.

2

IV. Заключительный этап

1. Подвести итог. Оценить деятельность детей. Змейка Женя предлагает отправиться обратно из волшебного леса в детский сад. Нужно пройти снова по кочкам.

Змейка: Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Мне очень понравилось играть с вами. А вы как думаете, как вы выполнили задания? Правильно! Что вам понравилось сегодня? Самое главное, что научились делать? (различать звуки З и Ж). Дети переходят «болото» по кочкам. Проговаривают «волшебные»слоги: ЗА-ЖА-ЗА-ЖА.

- Сегодня на занятии мы говорили слоги и слова со звуками З и Ж. Учились различать эти звуки. Дети оценивают свою деятельность. Вспоминают какие задания выполняли. Какие моменты на занятии понравились.

Литература

Т. А. Ткаченко Логопед у вас дома. ЭКСМО, Москва, 2015

Т. А. Ткаченко Учим говорить правильно. Издательство ГНОМ и Д, Москва, 2001

Публикации по теме:

«Идем на день рождения». Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Д’] Ход занятия: 1. Поздоровались. Тихо сели девочки, мальчики. 2. Какой первый звук в словах: ДОМ, ДЫМ, ДАЧА ДИВАН, ДЕТИ, ДЯДЯ 3. Сообщение темы.

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [р]-[л] Задача. Дифференциация звуков [р]-[л] в словах, предложениях, скороговорках. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Выделение звука.

Индивидуальное занятие по дифференциации звуков [з]-[ж] в слогах и словах Задачи. Обучать детей дифференцировать звуки [з]-[ж] во фразах. Развивать фонематический слух- тренировать в нахождении картинок, в названиях.

Конспект фронтального логопедического занятия по дифференциации Ч –Щ в 1 классе Цели: Коррекционно-образовательные: -выработать чёткую дифференциацию [ч],[щ] с опорой на артикуляционные, слуховые, зрительные и моторные.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект логопедического занятия «В мире звуков» Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: «В мире звуков» Задачи: 1. Познакомить детей с органами артикуляции. 2. Развивать.

Конспект занятия по дифференциации звуков [С]-[Ш] в 1-ом классе Цель: дифференцировать звуки С, Ш в устной речи,закрепить навыки правильного произношения звуков С, Ш. Задачи: a) подготовить артикуляционный.

Конспект занятия по дифференциации звуков [Л] , [Р] Цели: 1. Дифференцировать «Л» («Л»)- «Р» («Р») в слогах, словах, предложениях. 2. Развивать фонематическое восприятие. 3. Развивать слоговой.

Индивидуальное занятие логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дифференциации звуковИндивидуальное занятие логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дифференциации звуков Конспект индивидуального занятия логопеда с детьми с нарушением зрения. Игры с песком при автоматизации и дефференциации звуков. Тема:.

Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ] в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Чук и его щенок» Цель: 1) Закрепить навыки правильного произношения звуков (ч – щ) изолированно, в слогах, словах, предложениях, фразовой речи. 2) Развивать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков [З] и [Ж]
Опубликовано: 1 июня 2016 в 14:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Всемирный день детского футбола

Очередной тематический день посвящен одному из самых популярных и массовых видов спорта. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы заинтересовать детей футболом и вместе заняться...

19 июня. День наблюдения за облаками

Белые, пушистые, легкие, мягкие, воздушные, кудрявые, нежные – вот сколько можно найти в нашем русском языке точных слов для описания облаков. Все они пригодятся нам с вами, если мы решим устроить для...


Горячие темочки