Елена Сторожинская
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ].
2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа и синтеза, развивать чувство ритма и языковое чутьё.
3. Учить выделять из предложения слова с заданным звуком.
4. Упражнять в словообразовании и словоизменении.
5. Повторить словарь по теме «посуда».
6. Тренировать умение ориентироваться в пространстве.
Оборудование и материалы:
1. доска
2. картинки, в названии которых содержатся звуки [c],[ц].
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы „Дифференциация звуков [с]-[ц]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
3. картинки с изображением предметов посуды.
4. счётные палочки
5. карточки с буквами С и Ц.
6. кассы звуков и букв.
Ход занятия:
1. Дифференциация звуков [ c - ц ].
• На доске картинки: автобус, ананас, парус.
Логопед: каким одинаковым звуком заканчиваются эти слова? (с)
Огурец, колодец, палец (ц)
Логопед: звук [ c ] какой? Охарактеризуйте.
Дети: согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: охарактеризуйте звук [ ц ], какой он?
Дети: согласный, твёрдый, глухой.
Логопед: чем отличаются звуки?
Дети: когда произносим [ c ], воздух идёт по центру языка, когда произносим [ ц ], язычок сначала «встречается» с верхними зубами, а затем между ними образуется щель, через которую идёт воздух.
2. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ c ]».
Логопед: С, Ц, Ц,С,С; СА, ЦА, ЦЫ, СУ, СЫ; АС, ОЦ, УЦ, ОС; САНКИ, ЦИРК, ОГУРЕЦ, НОС, СУП.
3. Упражнение «Скажи наоборот».
Логопед: если я произнесу слог со звуком [ c ], то вы должны произнести слог со звуком [ ц ], и наоборот:
СА – ЦА, СО – ЦО, СУ – ЦУ;
АС – АЦ, ОС – ОЦ, ИС – ИЦ;
ЦО – СО, ЦИ – СЫ, АС – АЦ, УЦ – УС.
4. Упражнение «Закончи слово».
Логопед: я произнесу начало слова, а вы подумайте какой слог надо поставить в конце и произнесите всё слово:
ЦА (СА): мельни, кузни, поло, умни, колба, актри…
ЦО (СО): коле, коль…
ЦЫ (СЫ): воло, огур…
5. Упражнение «найди лишнее слово».
Логопед: санки, цирк, суп, сок.
Дети: цирк
Логопед: правильно, почему?
Дети: это слово начинается со звука [ ц ], а остальные слова со звука [ c ].
Логопед: огурец, молодец, нос, палец.
Курица, мельница, лиса, лицо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Логопед: ребята, давайте немного отдохнём и представим, что мы отправились на прогулку, а заодно вспомним, как надо переходить дорогу.
Дети встают около своих мест.
Я на дорогу выхожу (дети маршируют)
Сперва – налево погляжу (показывают рукой)
Потом – направо и вперёд (показывают рукой)
И ты – умелый пешеход (друг другу).
Ну вот прогулялись, проголодались, а дома нас ждёт обед. А что нам нужно, чтобы приготовить обед и красиво подать его на стол?
дети: посуда.
6. Дидактическая игра «Назови посуду».
Логопед показывает картинку с изображением предметов посуды, дети называют её, говорят, в каком слове слышам звук [c] или [ ц ] и где он находится (в начале, в середине или в конце слова).
Логопед: а теперь давайте назовём эти предметы, если их будет много:
Кастрюля – кастрюли,
Сковорода - сковороды
Стакан – стаканы
Сахарница – сахарницы и т. д.
Логопед: а сейчас, давайте назовём эти предметы, если они будут маленького размера (напр. кастрюлька, сковородочка, стаканчик, блюдечко и т. д.)
7. Дидактическая игра «засели домик»
На доске изображения двух домиков с кармашками – вкладышами. Рядом на столе вперемешку картинки, в названии которых встречаются звуки [c],[ц].
Логопед: ребята, надо «заселить» картинки в домики. К доске вызываются два ребёнка. Один собирает картинки со звуком [c] и вставляет в кармашки соответствующего домика, др. собирает картинки со звуком [ц]. Когда дети готовы, проверяют все вместе. Ребёнок показывает картинку, называет её и говорит, где в слове находится звук (с, ц).
8. упражнение «найди в предложении слова со звуками [c],[ц]».
логопед читает предложения:
Лариса идёт на улицу.
У Сони тёплые рукавицы.
В лесу живут зайцы.
Саня поцарапал палец.
Соня купила яйца.
После каждого предложения дети называют слова с искомыми звуками, говорят, какой звук они услышали в данном слове и где в слове он находится (в начале, в середине или в конце).
9. Игры с буквами С и Ц.
• Выложить счётными палочками буквы С и Ц.
• Работа с карточками (у каждого ребёнка две карточки с буквами С, Ц). Логопед называет слово, дети поднимают карточку с соответствующей буквой.
Суп, цирк, цыган, сова.
• Звуко - слоговой анализ слов, чтение, составление из букв разрезной азбуки:
Суп, супы, цып, цыпа.