Светлана Емченко
Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
▼ Скачать + Заказать документы
К О Н С П Е К Т
логопедического занятия в компенсирующей группе
для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Лексическая тема «Домашние животные».
Цель: Профилактика и коррекция речевых и психофизических функций дошкольников, подготовка к обучению в школе по родному языку, через использование элементов муль-тимедиа презентации.
Публикация «Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Расширение глагольного словаря. Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложноподчиненного предложения со словами потому что и сложных предложений). Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование навыков: звуко - буквенного анализа слов, синтеза слов, навыка чтения слов. Профилактика письменной речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.
Коррекционно - развивающие задачи. Развитие связной речи, общих речевых навыков. Развитие координации речи с движением, ловкости. Развитие слухового и зрительного внимания и гнозиса. Мышления, восприятия и памяти. Тонкой и общей моторики. Закрепление навыков самооздоровления. Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, инициативности, активности, самостоятельности.
Оборудование. Компьютерное оборудование. Компьютерные презентации. CD- проигры-ватель. CD-диск со звуками машин (сигналы). Рабочие тетради на каждого ребенка. Кон-тейнеры с карандашами. Столы скамейки. Фигурки животных. Резиновый мяч.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Автобус» на стихи Г. Косовой, пальчикового упражнения «Мои друзья» с воспитателем в коррекционный час. Разучивание ритуала приветствия «Доброе животное» с педагогом-психологом. Обучать умению разгадывать ребусы, формирование навыка звуко - буквенного анализа и синтеза слов, слогов на индивидуально - подгрупповых занятиях с логопедом. Разучивание сенсомоторного упражнения «В гости к бабушке и деду» с логопедом. Знакомство с оздоровительными методиками на коррекционно - игровых минутках в группе.
Ход занятия
Логопед приглашает детей организовать круг приветствия.
1. Ритуал приветствия «Доброе животное». [Развитие коммуникативных навыков, эмпа-тии. Преодоление эмоционального зажима, через развитие речевого дыхания].
Логопед : Ребята, представьте, мы одно большое доброе животное. Возьмитесь за руки, и послушайте, как оно дышит.
(Дети берутся за руки и слушают).
А теперь подышим вместе!
(Вдох- шаг вперед. Выдох – шаг назад).
Так же четко и ровно бьется его большое доб-рое сердце.
(Стук - шаг вперед. Стук - шаг назад).
А теперь тихо пожимая руку соседа, по-приветствуйте его: «Здравствуй, я рад (рада) тебя видеть!» И улыбнитесь друг другу.
2. Организационный момент. [Сообщение темы занятия].
Упражнение «Угадай слова». [Развитие речевого слуха. Совершенствование звукового синтеза и навыка составления слов].
Логопед предлагает детям послушать звуки, составить из них слова.
Логопед : А сейчас, угадайте, какое слово я произнесла: С – е – л –о.
Дети: Село.
Логопед : Угадайте еще одно слово: С – о – к – о - л.
Дети: Сокол.
Логопед : Молодцы! Вы догадались, куда мы отправимся сегодня?
Дети: Сегодня мы отправимся на экскурсию в поселок Сокол, который находится в нашем районе.
Логопед : Верно. Мы также продолжим разговор о домашних животных. А чтобы ваши язычки стали послушными и помогли вам говорить звуки правильно, выполним гимнасти-ку.
Сенсомоторное упражнение «В гости к бабушке и дедушке»
Дети вместе с логопедом выполняют сенсомоторное упражнение
под музыкальное сопровождение.
Компьютерная презентация учебного материала. Гимнастика для глаз «Запомни карту». [Закрепление навыков самооздоровления].
На слайде изображена схема зрительно-двигательных траекторий
по технологии В. Ф. Базарного
Логопед : Путь предстоит не близкий, и чтобы нам не сбиться с пути, мы должны запомнить маршрут. Наша задача - носом и глазами «зарисовать» и запомнить рисунок схемы.
Дети «бегают» глазами по нарисованной волнистой линии, зрительно «прорисовывая» все повороты на схеме. Логопед сопровождает выполнение комментариями
Компьютерная презентация учебного материала. Разгадывание ребуса. [Совершен-ствование навыков звукобуквенного анализа слов].
Логопед : А на чем мы доедем до поселка, узнаете, когда ребус отгадаете.
Логопед обращает внимание детей на экран со слайдом.
Логопед : - Посмотрите внимательно на экран, и разгадайте ребус по первым звукам – названиям картинок.
(ребус составлен на слово "автобус")
Логопед : Замечательно! На чём поедем в поселок Сокол?
Дети: Мы поедем на автобусе.
Речедвигательная минутка. Подвижное упражнение «Автобус». [Координация речи с движением, развитие общей моторики, ориентировка в пространстве].
Логопед : - Занимаем свои места в автобусе и отправимся в путь!
Дети выполняют знакомое упражнение.
Автобусов много встречаем в пути.
Удобный маршрут сможет каждый найти.
И ночью, и днём по дорогам бегут,
На дачу и в город людей отвезут.
Дети двигаются врассыпную по комнате.
Стараются не наталкиваться друг на друга.
Постепенно образуют круг.
Двигаются по кругу топающим шагом.
Логопед : Остановка! Куда мы приехали?
Дети: В поселок Сокол.
Дыхательное упражнение «Красота» [Развитие общих речевых навыков].
Логопед : Посмотрите, как красиво вокруг. А теперь скажем на одном выдохе, плавно, ровно, не снижая голоса: «Ах, какая красота! Свежий воздух, чистота!» (Глубокий вдох, за-держка дыхания - фраза, выдох).
Дети произносят фразу. Логопед контролирует выполнение.
Упражнение «Кто как говорит?». [Развитие слухового внимания и слухового гнозиса. Расширение глагольного словаря].
Звучит запись голосов домашних животных.
Логопед : Чьи голоса вы слышите?
Дети: Мы слышим голоса домашних животных.
Логопед : Расскажите, какое домашнее животное подает голос, что оно делает?
1-й ребенок: Я слышу мычание коровы, корова мычит.
2-й ребенок: Я слышу ржание лошади, лошадь ржёт.
3-й ребенок: Я слышу меканье козы, коза мекает.
4-й ребенок: Я слышу лай собаки, собака лает.
5-й ребенок: Я слышу хрюканье свиньи, свинья хрюкает.
6-й ребенок: Я слышу блеянье овцы, овца блеет.
7-й ребенок: Я слышу мяуканье кошки, кошка мяукает.
8-й ребенок: Я слышу фырчанье кролика, кролик фыркает.
Логопед : С какой стороны раздаются голоса, слева или справа?
Дети: Справа!
Логопед : Молодцы! Ребята, значит, нам надо идти направо.
Компьютерная презентация учебного материала. «Сельский двор». [Совершенствова-ние навыков звукобуквенного анализа слов. Развитие зрительного внимания].
Логопед подводит детей к экрану.
Логопед : - Вот мы с вами и оказались в сельском дворе.
Компьютерная презентация учебного материала. Игра «Кто живет во дворе». [Акти-визация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения)].
На слайде изображение сарая, конуры, конюшни, элементов двора из-за которых вид-ны части тел домашних животных.
Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно, кто прячется во дворе. Расскажите, части, ка-ких животных вы видите? Выберите по одному животному и составьте предложение о том, за чем или где прячется животное. Используйте слово, значит.
1-й ребенок: Я вижу острые коровьи рога, значит, за сараем прячется корова.
Логопед достает фигурку коровы и дает ребенку.
2-й ребенок: Я вижу черную собачью голову, значит, в конуре прячется собака
Логопед достает фигурку собаки и дает ребенку.
3-й ребенок: Я вижу пушистый кошачий хвост, значит, за крыльцом прячется кошка.
Логопед достает фигурку кошки и дает ребенку.
4-й ребенок: Я вижу длинные лошадиные ноги, значит, за конюшней прячется лошадь.
Логопед достает фигурку лошади и дает ребенку.
5-й ребенок: Я вижу серую козлиную бороду, значит, за кустом прячется козел.
Логопед достает фигурку козла и дает ребенку.
6-й ребенок: Я вижу тонкий поросячий хвост, значит, за корытом прячется свинья.
Логопед достает фигурку свиньи и дает ребенку.
7-й ребенок: Я вижу длинные кроличьи уши, значит, в клетке прячется кролик.
Логопед достает фигурку кролика и дает ребенку.
8-й ребенок: Из-под забора торчат овечьи копыта, значит, за забором прячется овца.
Логопед достает фигурку овцы и дает ребенку.
На экране появляется слайд с полными изображениями домашних животных.
Логопед : - Молодцы! Вы правильно угадали всех, кто спрятался во дворе.
Самостоятельная работа. Упражнение «Опиши животное». [ Развитие связной речи. ]
Логопед : Составьте рассказы-описания о животных, которых вы держите в руках. Используйте план рассказа, составленный на прошлых занятиях. Загадайте загадку и садитесь, по-ставьте своё животное на стол.
1-й ребенок: У меня домашнее животное собака. Она небольшая, лохматая, черная. У неё острые уши, хвост колечком. Собака любит кушать косточки, специальный собачий корм, мясной фарш. Она охраняет своего хозяина.
2-й ребенок: У меня домашнее животное кошка. Она рыжая, пушистая. У неё зеленые глаза, острые когти, треугольные ушки. Она умеет ловить мышей, мурлыкать. Кошка любит молоко и рыбу.
3-й ребенок: У меня домашнее животное корова. Она большая, пятнистая, рогатая. У неё добрые большие глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. Корова любит сено и клевер.
4-й ребенок: У меня домашнее животное свинья. Свинья розовая, толстая. Глаза у неё маленькие, нос пятачком, а хвостик тоненький крючком. Она любит валяться в грязи и рыть носом землю. Свинья любит яблоки, морковку и другие фрукты и овощи. И т. д.
Компьютерная презентация учебного материала. «Домашние животные и их дете-ныши». Упражнение «Собери семью». [Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши». Автоматизация произношения поставленных ран-нее звуков].
Логопед : А сейчас мы поиграем в игру «Собери семью». Вы должны назвать животных одной семьи сказать, кто с кем рядом стоит. Включите в предложения слова, отвечающие на вопрос «Какой?»
Логопед после каждого ответа переключает слайды - изображения домашних животных. Дети выполняют задание.
1-й ребенок: Рядом с белым кроликом сидят коричневая крольчиха и пуховые кролики.
2-й ребенок: Рядом с большим быком стоит пёстрая корова и ласковый теленок.
3-й ребенок: Рядом с черным бараном стоят белая овца и кудрявый ягнёнок.
4-й ребенок: Рядом с бородатым козлом стоят серая коза и смешной козленок.
5-й ребенок: Рядом с лохматым псом сидят красивая собака и черноухий щенок.
6-й ребенок: Рядом с серьезным котом сидят пушистая кошка и шаловливый котенок.
7-й ребенок: Рядом с пятнистым хряком стоят розовая свинья и веселый поросенок.
8-й ребенок: Рядом с рыжей лошадью стоят пегий конь и маленький жеребёнок.
11. Компьютерная презентация учебного материала. Упражнение «Пастушки». [Со-вершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие мышления. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения) ].
МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ.
Слайд с изображениями: быка, коровы, овцы, барана, лошади, коня, козы, козла, свиньи, хряка, кролика).
Логопед : Рассмотрите изображения домашних животных. Сейчас вы превратитесь в пас-тушков и пастушек. Ваша задача, «расставить» животных в загоны. В первом загоне будут животные, в названии которых один слог. Во втором загоне будут животные, в названии которых 2 слога. В третьем загоне будут животные, в названии которых по три слога. Ис-пользуйте в своем предложении слово потому что. Следите за правильным произношени-ем звуков и отвечайте по очереди.
1-й ребенок: Я загоню быка в первый загон, потому что в этом слове один слог.
2-й ребенок: Я загоню овцу во второй загон, потому что в этом слове два слога.
3-й ребенок: Я загоню корову в третий загон, потому что в этом слове три слога. И т. д.
Пальчиковое упражнение «Мои друзья». [Развитие мелкой моторики рук, стимуляция ре-чевой и умственной активности].
На подворье нашем овцы и барашек.
Свинья с поросёнком,
И коза с козлёнком.
Добрый пёс Трезорка
И корова Зорька.
Все они хорошие, я их всех люблю.
А кота Ваську утром рыбкой накормлю. Соединить на обеих руках большой и указательный пальцы, затем большой - средний пальцы.
Делаем двумя руками «козу» : указательный и мизинец вперед, остальные в кулачёк.
Делаем пальцами «собаку» :пальцы прижать и выпрямить, согнуть указательный, большой вверх
Делаем одной рукой «корову» : указательный и мизинец вперед, остальные в кулачёк
«Снимаем колечки» с каждого пальца на ударение.
Пальцами делаем «кота».
Самостоятельная работа. Упражнение «Узнай по силуэту» (Развитие тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.).
Логопед : - Откройте свои тетради. Рассмотрите картинку и найдите свое любимое животное, обведите его по контуру карандашом, а потом заштрихуйте.
Используется дидактическая карта "Наложенные картинки".
Дети выполняют задание. Логопед оценивает работу.
Упражнение «Танцы для глаз». (Закрепление навыка самооздоровления. Снятие зритель-ного напряжения).
Логопед : - Сегодня ваши глаза много работали с компьютером, выполняли задания в тет-ради. Поэтому им нужен отдых. Что мы с вами проводим в таких случаях?
Дети: - Гимнастику для глаз.
Логопед : - Правильно. Сейчас мы выполним танцы для глаз.
Авторское упражнение под музыку «Вальс» Шопена.
Спинки дружно подтяните, руки быстро разотрите и на глазки положите
(Растираем ладошки (пальминг) кладем их под углом на глаза).
Глаза снова открываем, затем с силой закрываем, а потом их открываем.
(Медленно закрыли, затем жмуримся, плавно открываем).
И затем из них стреляем: вверх – вниз…
(Движения глазами вверх- смотрим на потолок, вниз- смотрим на пол).
За стрелкой медленно следим, убежать её не дадим.
(Вытягиваем перед собой руку, указательный палец вверх- «стрелка»).
Сделать это нам легко смотрим близко-далеко.
(Приближаем к кончику носа палец, вытягиваем вперед от носа).
А теперь махнем ладошкой перед глазками немножко!
(Машем раскрытой ладошкой перед глазами).
Рефлексия занятия.
Речедвигательная игра «Уезжаем в детский сад». (Снятие эмоционального напряжения. Оценка работы детей. Формирование умения анализировать занятие).
Логопед : Вот и подошло к концу наше путешествие. Занимаем места в автобусе. Двери закрываются, автобус отправляется!
Дети поворачиваются друг за другом по кругу.
Автобусов много встречаем в пути.
Удобный маршрут сможет каждый найти.
И ночью, и днём по дорогам бегут,
В любимый наш садик детей привезут.
Дети двигаются врассыпную по комнате.
Стараются не наталкиваться друг на друга.
Постепенно образуют круг. Дети берутся за руки, образуя круг «дружбы».
Логопед : - Ребята, посмотрите, веселый мяч ждет нас, ему интересно узнать, куда мы ездили, расскажите ему, что вы видели и чем занимались, что было особенно интересно делать? (бросает мяч ребенку, поднявшему руку).
Ответы детей.
Логопед : Вы очень хорошо занимались. Я вами горжусь! Дома придумайте с родителями небольшую рифмовку про домашнего животного и красиво его оформите в буклет.