Любовь Жижкина
Конспект мастер-класса на тему «Дымковская барышня» для семинара-практикума «Методика обучения декоративному рисованию»
▼ Скачать + Заказать документы
Дымковская барышня для семинара-практикума Методика обучения декоративному рисованию
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Мозаика» с. Кокино
Конспект мастер-классаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Мозаика» с. Кокино
Конспект мастер-класса
на тему «Дымковская барышня»
для участников районного семинара – практикума
Публикация «Конспект мастер-класса на тему „Дымковская барышня“ для семинара-практикума „Методика обучения декоративному рисованию“» размещена в разделах
- Барышня. Дымковская игрушка барыня
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Семинар, практикум
- Темочки
«Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста»
Воспитатель высшей категории Л. Г. Жижкина
младшая группа «Белочка»
с. Кокино
2021 г.
Тема «Дымковская барышня»
Цель: систематизировать и расширить профессиональные компетенции педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с изделиями и элементами дымковской росписи.
Задачи: продолжать совершенствовать знания педагогов о дымковской игрушки ; упражнять в рисовании элементов и создании узоров на фигурах барышни из солёного теста; формировать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, уважение к труду мастеров.
Оборудование: кисти № 3, №2,1 гуашь, стаканчики, салфетки, образцы элементов росписи, образцы расписанных силуэтов дымковских барышень, объёмная фигура барышни, ватные палочки, образцы объёмных фигур дымковских игрушек.
Ход МАСТЕР - КЛАССА :
1. Вступление.
Здравствуйте, уважаемые гости!
Посмотрите, как я хороша.
Я девица - краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плыву,
Песню тихую пою.
Игрушки эти не простые,
Они волшебно – расписные!
Простой, казалось бы узор
Но отвести не в силах взор!
- Как называется эта игрушка? (дымковская).
Сегодня мы поговорим о дымковской игрушки и вспомним с вами элементы росписи Рассмотрим нашу небольшую мини-выставку дымковских игрушек сделанные руками детей и воспитателя.
От занятия к занятию и в самостоятельной деятельности мы с детьми знакомились и раскрашивали фигуры из бумаги. Но, хотелось чего- то большего и я познакомилась с методикой лепки из солёного теста. Вот уже на протяжении многих лет мы с детьми лепим фигуры дымковских игрушек (и не только дымковских, а затем их расписываем. Хочется сказать, что не сразу всё получалось. Но, когда воспитатель увлечён, у детей появляется желание, они стараются и виден результат.
А сейчас, я предлагаю подойти к нашему столу мастеров, выбрать барышню и присесть за столы.
2. Основная теоретическая часть.
-Работу по обучению детей рисованию дымковским узорам, а в дальнейшем и лепке дымковских игрушек, необходимо проводить в следующей последовательности:
В младшей и средней группах дети учатся рисовать мазки, точки, клетки, округлые формы. Сначала они рассматривают пятнистых лошадок, нарядных кукол, играют с ними, а затем украшают фартуки, платки, салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных. Первоначально идет освоение точек-горошин кистями, далее учим делать клетки – пересечение вертикальных и горизонтальных линий и заполнять их мазками-точками.
В средней группе включаем два-три новых элемента: расписываем фартук, используя полоску с точками, в салфетке добавляем к этому изображению мазки, а юбку оформляем кружками с различными дополнениями: полосками, мазками, точками. Добиваемся от детей умения правильно пользоваться кистью и двумя-тремя красками, составлять простейшие композиции.
При переходе к следующему этапу работы задача усложняется. Здесь уже ребята учатся составлять узоры из знакомых элементов, украшать орнаментом рисунки, силуэты игрушек, т. е. составлять композицию; подбирать нужный цвет, работать с несколькими кистями для выполнения различных элементов; давать оценку сделанному своими руками, подмечать красоту, оригинальность изделия. Работа в старшей группе предусматривает: знакомство с дымковским промыслом, роспись силуэтов игрушек с помощью таблиц и самостоятельно, подготовка к лепке и начало освоения простых лепных форм.
Дети самостоятельно составляют узоры из отдельных элементов к концу старшей группы.
В подготовительной группе дети глубже знакомятся с народным промыслом, с разнообразной тематикой изделий, учатся различным специфическим приемам лепки дымковских игрушек, изображают скульптурные группы, используют в росписи сложные по композиции и цвету орнаменты, развивают творческую фантазию. Дети неплохо справляются с лепкой, передают характерные особенности народной игрушки, активно участвуют в анализе работ.
- А теперь представьте себя в роли дымковских мастеров.
Роспись игрушки начинают после обжига и забеливания (можно воспользоваться водоэмульсионной краской с ПВА) с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета.
Все цвета яркие, нарядные, праздничные – жёлтый, красный, оранжевый, синий, зелёный. Есть немного чёрного, но он используется для оформления таких деталей, как носик, глазки, копыта, хвост, грива у лошадки, а у птички для прорисовки глазок и сеточки на крыльях.
3. Практическая часть.
Но перед тем как, приступить к работе, давайте вспомним правила работы с гуашью, с кисточками, тычком (для каждой краски свой тычок). (Ответы)
Под руководством педагога приступают к росписи игрушки.
Прежде чем расписывать игрушку, поупражняйтесь на листе бумаги.
Начинают роспись игрушки с крупных цветовых пятен. Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого.
- Фигурки животных начинают расписывать с опорных деталей - копыта, лапы.
- Кистью работайте свободно, наклоняя игрушку и держа ее за верхнюю часть.
- Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность.
- Не поднимайте игрушку без надобности над столом или подставкой.
Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.
- Не беда, если круги и полосы получаются неровные.
Физкультминутка.
Наши руки крендельком,
(Руки на поясе.)
Щеки будто яблоки.
(Руками касаемся щек.)
С нами издавна знаком
(Руки вперед ладонями вверх.)
Весь народ на ярмарке.
(Руки разводят в стороны.)
Дымковские барыни
(Руки на пояс.)
Всех на свете краше.
(Делают пружинку с поворотом туловища вправо и влево.)
А гусары баловни - Кавалеры наши.
(Выполняют движение «Ковырялочка».)
Продолжение самостоятельной практической части.
5. Итог занятия.
Выставка и анализ работ.
- Расскажите о своих работах. Почему вы выбрали именно такой узор?
- Какую игрушку вы расписывали? (дымковскую)
- Чем отличается дымка от других росписей?
- Что нового, интересного вы узнали о народных промыслах?
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали? (удолетворение, радость, гордость за народных мастеров, свою страну)
- Какие трудности испытывали?
- Что вам понравилось на нашем мастер-классе?
Работы вам на память.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Сохранение традиций зависит от нас, чтобы народные промыслы не умирали, предлагаю вам внести в свои программы дополнение, блоки о народных промыслах - изучение песен, танцев с детьми, шитье костюмов или использование некоторых элементов в своих работах. Таким образом вы будите расширять знания детей, продолжать воспитывать интерес к народным промыслам нашей страны.
Эти вещи, словно диво,
Нынче в гости к нам пришли,
Чоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра,
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо- люди, мастера!
Спасибо, до свидания.