Получи документы

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Зимние посиделки»

Светлана Павловна Данилевич
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Зимние посиделки»

Цель: Формирование представления о народных обычаях.

Задачи:

- познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок;

- формировать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

Публикация «Конспект музыкального занятия в старшей группе „Зимние посиделки“» размещена в разделах

- формировать исполнительские навыки в области пения, движения;

- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Музыкальный материал :

русская народная плясовая «Светит месяц»; «Частушки» слова и музыка народные; «Как на тоненький ледок» русская народная песня, обработка М. Иорданского; русская народная плясовая «Барыня»; оркестр на шумовых инструментах русская народная песня «Ой, блины мои блины» в обработке А. Абрамовского; «Домовой» русская народная игра.

Предварительная работа:

Знакомство с жанрами фольклора.

Заучивание песен, плясок, игр, хороводов.

Ход занятия.

Зал оформлен под русскую горницу.

Музыкальный руководитель обращается к гостям:

Мир вам гости долгожданные,

Что явились в добрый час. Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

Звучит народная музыка, в зал входят дети.

Музыкальный руководитель : Добрый день дети!

Дети: Добрый день, добрый день,

Нам здороваться не лень,

Этими словами здороваемся с вами.

Музыкальный руководитель : Дети, сегодня к нам в детский сад приехали гости. Русский народ всегда считался одним из самых гостеприимных народов мира, давайте, и мы с вами поприветствуем гостей, как полагается: Здравствуйте гости!

Дети: Здравствуйте гости!

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– Доброе утро!

Музыкальный руководитель : Дети, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я приглашаю вас на зимние посиделки.

Что такое посиделки? Это вовсе не безделки:

Это творчество и труд, это дружба и уют,

Это песня, это смех, это радость для нас всех!

Я приглашаю вас в свой дом, в свою горницу. Присаживайтесь, а хозяйка здесь я.

Звучит народная музыка, дети занимают свои места.

Хозяйка: В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки : пели любимые песни, водили хороводы, играли в весёлые игры.

Жили люди не очень богато, и чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он звучал на всех народных гуляниях, на ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайкой. И у меня в горнице есть такой инструмент. Вот он (показ инструмента).

Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как она своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов и других злых врагов.

И сейчас мы с вами услышим, как звучит этот инструмент.

Звучит аудио запись со звучанием балалайки «Светит месяц»

Хозяйка: Мы свами прослушали русскую мелодию «Светит месяц». В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки : пели любимые песни, водили хороводы, играли в весёлые игры.

Жили люди не очень богато, и чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он звучал на всех народных гуляниях, на ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайкой. И у меня в горнице есть такой инструмент. Вот он (показ инструмента).

Про балалайку сложено много сказок, в которых рассказывается о том, как она своим звучанием спасала целые народы и страны от драконов и других злых врагов.

И сейчас мы с вами услышим, как звучит этот инструмент.

Звучит аудио запись со звучанием балалайки «Светит месяц»

Хозяйка: Вам понравилось, как звучит балалайка? Какой у неё голосок? (Ответы детей) Звонкий, весёлый. Балалайка - это струнный инструмент

потому, что звук возникает благодаря игре на струнах. Давайте посчитаем сколько струн? Правильно у балалайки всего 3 струны, и она сделала из дерева.

Народ любил петь под неё частушки. Давайте с вами вспомним, что такое частушки (ответы детей). Правильно - это коротенькие плясовые песенки.

В разных частях России народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть коротенькими песенками. Вот так и появилось название этим плясовым песенкам – частушки.

И какие же посиделки без частушек? Давайте и мы споём частушки.

Частушки

1. Все: Пропоём мы вам частушек –

Замечательных таких,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики.

2. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

3. Ах, зима, зима, зима,

Русская красавица,

Всех свела ты нас с ума,

Зимушка нам нравится.

4. Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом в присядку.

5. Чтобы печка разгорелась

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

6. Все: Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Хозяйка: Вот спасибо, потешили вы нас.

А не пора ли вам сплясать,

Свою удаль показать!

Танец «Барыня»

Хозяйка: На посиделках плясали, пели, радовались зиме. Дети, а вы любите зиму? А за что? Ответы детей: играть в снежки, кататься на санках, на коньках.

Молодцы, сколько вы знаете о зиме. И я вам предлагаю вспомнить песню

«Как на тоненький ледок»

Песня «Как на тоненький ледок»

Хозяйка: В старину на посиделках, кто пел, кто шутки шутил, кто плясал.

А сейчас сыграют музыканты - наши лучшие таланты!

Заиграйте веселей, чтоб порадовать гостей!

Оркестр на шумовых инструментах.

Хозяйка: Молодцы, славно играли.

Звучит народная музыка.

Хозяйка: В нашей в горнице светло, уютно, тепло. А от печки такой жар. Она пыхтит целый день, пироги печёт.

Слышится голос за печкой. Кашляет, чихает

Домовой: Сегодня печка добрая,

Всем найдёт кусочек пирога,

Да куриную ножку.

А вот люди норовят сами всё съесть. А мне ничего не оставили.

Хозяйка: Ой! А ты кто?

Домовой: Да, это я - Домовой. Небось, слышали про меня?

Хозяйка: Да, слышали, слышали. Как ты по ночам охами, да стонами пугаешь людей, животных.

Домовой: Вот это уж напраслина, хозяюшка. Так я и обидеться могу.

Хозяйка: А обижаться не надо. Мы хотим, чтобы ты к нам вышел, и мы на тебя посмотрим. Хотите, дети? (Да) Тогда нужно позвать Домового. Давайте произнесё м такие слова: «Домовой, Домовой! Приходи ты к нам домой!»

Дети повторяют слова.

Выходит, Домовой.

Домовой: Здравствуйте, дети! Здравствуй, хозяюшка! В детском садике живу с самого открытия.

Без меня здесь не прошло ни одно событие.

Как живете, как поёте, что на завтрак и обед.

Все я знаю, все я слышу. Ведь живу здесь много лет.

Хозяйка: Здравствуй Домовой, мы рады тебя видеть и хотим с тобой поиграть.

Домовой: И я с удовольствием с вами поиграю.

Проводится игра «Домовой».

Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.

Хозяйка: Спасибо, тебе Кузя, повеселил детей.

Кузя: Да, я такой –

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

И всем испечь по пирогу.

Домовой идет к печи, достает пирог, отдает хозяйке.

Хозяйка: Спасибо, тебе Кузя, за чудесное угощение. Мы и тебя приглашаем на чаепитие.

Кузя: Спасибо вам, не откажусь.

Хозяйка: Наши посиделки подошли к концу.

Будьте здоровы, будьте счастливы,

Живите без бед много-много лет.

Хозяйка: Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети прощаются:

Расставаясь на прощанье

Всем мы скажем - до свиданья.

Под весёлую русскую музыку дети уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия-квеста в старшей группе «Гуси-лебеди»Конспект музыкального занятия-квеста в старшей группе «Гуси-лебеди» .

Конспект музыкального занятия «Музыкальный городок» в старшей группеКонспект музыкального занятия «Музыкальный городок» в старшей группе Пояснительная записка Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности ребенка, повышает интерес к музыкальным занятиям,.

Конспект музыкального занятия «Поможем Золушке» в старшей группеКонспект музыкального занятия «Поможем Золушке» в старшей группе .

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные подарки для мам и бабушек» Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные подарки для мам и бабушек» Цель: расширять представления детей о весеннем.

Конспект музыкального занятия в старшей группе «Россия — Родина моя» Цель: Формировать патриотические чувства средствами музыки. Задачи: -Расширять представление о родной стране средствами музыкального искусства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Зимние посиделки»
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 18:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД