Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие есть дома в природе?»

Светлана Митрофанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие есть дома в природе?»

Участники: дошкольники 6-7 лет.

Количество детей: 15

Длительность 35 минут.

Педагогический замысел: формировать знания детей об особенностях жилищ животных, птиц, насекомых.

Социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Развивать интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Речевое развитие.

Задачи:

Активизировать словарный запас слов: бурелом, валежник, дуплогнездники, моллюск, раковина; лисья нора, медвежья берлога, волчье логово, беличье дупло, бобровая хатка.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию „Какие есть дома в природе?“» размещена в разделах

Учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки; отвечать на вопросы по содержанию услышанного; формировать умение обосновывать свой ответ.

Познавательное развитие.

Задачи:

Формировать обобщённое представление о жилище животных, птиц, насекомых, их повадках, об их внешнем виде, об особенностях их жизни.

Развивать мыслительные операции, память, внимание.

Художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Предварительная работа: презентация с загадками и иллюстрациями животных, птиц. насекомых и их жилищ.

Ход занятия:

-Ребята, у каждого человека есть дом, в котором он живет или жилище. Так и в природе жилище есть у зверей, птиц, насекомых. Сегодня мы поговорим и вспомним какие есть дома в природе.

-Скажите, пожалуйста, домики каких животных вы видели? (гнездо, нора, дупло, муравейник)

-Скажите, кто носит на себе свой домик? (улитка, черепаха)

Отгадайте загадку:

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

(медведь)

-С помощью каких слов вы догадались, что это медведь? Слайд 3: Медведь, медвежья берлога.

-Мы с вами поговорим о медведе. Давайте вспомним, что ест медведь? (Ягоды: чернику, бруснику, голубику, душистую малину, а когда созревает калина и краснеют гроздья рябины, поедает их; грибы; лягушек, муравьев; рыбу; сладкий, душистый пчелиный мед; орехи).

-Почему медведю необходимо хорошо питаться?

-Верно, чтобы нарастить жир под шубой перед долгой морозной зимой.

-Что делает медведь зимой? (спит)

-Как называется его жилище? (Берлога)

-Правильно. В берлоге медведь проводит всю долгую зиму, с метелями, со снегопадом. Поэтому он ищет себе укромное местечко не торопясь, придирчиво осматривая глубокие ямы, углубления с вывернутыми корнями деревьев. А выбрав место, косолапый тщательно устилает его опавшими листьями, еловыми и сосновыми ветками, корой молодых ёлочек, мхом. Место для спячки получается удобным и теплым. Поздней осенью, когда промёрзнет земля, уляжется мишка в свою теплую мягкую постель и уснет. А снег его засыплет, прикроет берлогу сверху. В народе говорят: «Медведь одну лапу сосёт, а всю зиму живет».

-Где и как медведь устраивает себе берлогу?

Загадывается загадка:

Он в лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет?

Страшно слышать пасти щелк…

Кто в лесу зубастый…

(Волк) Слайд 4. Волк и волчье логово.

-С помощью каких слов вы догадались, что речь идет о волке?

-Как называется жилище волка? (Логово).

-Слово «логово» происходит от слова «лежать». Значит это место, где волчья стая лежит, спит, дремлет или просто отдыхает. Логово волки устраивают в глухой чащобе леса, где много поваленных деревьев, бурелома, кучи валежника. Поближе к реке или ручью, т. к. волки много пьют и им нужна вода. Иногда мать-волчица пользуется брошенной лисьей или барсучьей норой.

Загадывается следующая загадка:

Всех зверей она хитрей.

Шубка рыжая на ней.

(Лиса) Слайд 5: Лиса и лисья нора.

-Как называется жилище у лисицы?

-Лисица устраивает свою нору вблизи ручьёв, рек или под корнями больших деревьев. Лисья нора глубокая и достаточно широкая, с узким входом. Весной в норе у рыжехвостой красавицы появляются лисята. Иногда хитрая лисичка занимает барсучью нору. Ведь барсуки прекрасные строители и необыкновенные чистюли. Барсук. Барсук убирает не только свою нору, но и поляну перед ней. Поэтому хитрая лиса оставляет возле барсучьей норы свой помет, и барсук покидает свое жилище.

- Вспомните, какие еще животные живут в норе? (Полевка или полевая мышь, барсук, суслик, крот, хорек, норка) Слайд:6. В норах устраивают свои гнезда птицы. Так, например, в норах живут ласточки береговушки.

-Для чего животным в дикой природе нужна нора?

- Нора – это жилище небольших животных, в котором можно спрятаться от хищников, запасать продукты, выводить потомство, укрываться от непогоды.

Пальчиковая гимнастика.

У лисы в лесу глухом Поочередно каждый пальчик «здоровается» с большим.

Есть нора – надёжный дом. Кисти рук согнуть, соединить, сделать «нору»

Не страшны зимой метели Плавное помахивание кистями рук- влево, вправо.

Белочке в дупле на ели. Пальцы переплетены, кисти согнуты.

Под кустами ёж колючий Ладони сомкнуты, пальцы переплетены.

Нагребает листья в кучу, Одновременное сжимание и разжимание кулачков.

В них забьется до весны Указательным пальцем прорисовать круг

И всю зиму смотрит сны. Ладошки сомкнуты, голова лежит на них.

Из ветвей, корней, коры Растирание ладоней вверх- вниз

Хатки делают бобры – Левая ладонь в кулаке, правая ладонь в горизонтальном

Строят домик у пруда; положении прямо. Поочередное изменение рук с посту-

Вход туда – из-подо льда! киванием.

Спит в берлоге косолапый Ладошки сомкнуты, голова лежит на них.

До весны сосет он лапу.

К дому своему стремится Руки крест на крест, большие пальцы в замке, покачивание

Издалека аист-птица: ладонями, как полет птицы.

Прилетает каждый год Указательным пальцем показать «один»

И в родном гнезде живёт. Обнять себя руками.

Есть у каждого свой дом, Поочередно кулачок об кулачок,хлопок ладошками.

Всем тепло, уютно в нём.

Загадывание загадки:

Живут в реке работники,

Они совсем не плотники,

Но большую построят плотину

– Из веток и из глины. (Бобры) Слайд 7: Бобры. И бобровая хатка.

-Как называется жилище бобра?

- Бобры – замечательные строители! Все, что они строят: хатки, плотины получаются у бобров ровно, аккуратно, словно по линеечке. Кажется, будто расчеты их сооружений провели опытные инженеры. И на самом деле бобры одновременно лесные строители и инженеры.

-Где строят свои хатки бобры?

-Для своих построек они выбирают небольшие лесные речки и ручьи, поросшие ивами, осинами, ольхой и другими кустарниками и деревьями. Бобры строят плотины очень аккуратно. Между бревен они кладут хворост, а щели замазывают илом, благодаря чему плотина получается прочной. Вода прибывает, и сразу появляется рыба, прилетают птицы.

На склонах крутых берегов бобры роют норы. А если берега реки низкие, пологие, то строят жатки из веток и тростника, скрепляя их илом. Снаружи хатка похожа на большую кучу хвороста, а внутри – уютное жилище с выходом под воду. В хатке бобры растят детей-малышей, прячутся от острых зубов волка и лисы. Кормятся бобры по ночам. Поедают листья, веточки, кору осины, коренья подводных трав.

- Как выглядит хатка бобра снаружи. А внутри?

Загадывание загадки:

У крылатых мастеров

Не бывает топоров.

Без гвоздей и молотков

Понастроили домов.

(Гнездо) Слайд 8. Разные гнезда.

-Гнездо-это жилище птиц. Разные птицы вьют разные гнезда.

-Видели ли вы гнездо ласточки? Как оно выглядит?

-Ласточка лепит гнездо из маленьких влажных комочков глинистой почвы. Укрепляет ее соломинками, волосками животных, травой, а внутри выстилает перышками. Гнездо получается полукруглое, как чаша. Гнездо ласточка прикрепляет к карнизам домов, под крышами. Небольшое отверстие птицы оставляют под самой крышей.

- Зачем в глину ласточки добавляют шерстинки животных и соломинки?

-Кто, кроме птиц строит гнездо?

Загадывание загадки:

У них круглое гнездо.

Круглых сот оно полно.

Всюду вьются, всем мешают,

Они очень больно жалят.

(Осиное гнездо, осы) Слайд :9

-Доводилось ли вам видеть осиное гнездо? Как оно выглядит?

-Осиные гнезда – это чудо Осиное гнездо круглое, немного вытянутое, серого цвета и очень хрупкое. Если взять пустое осиное гнездо в руки, оно покажется нам очень легким, невесомым.

Осы не способны выделять воск, поэтому строят свои гнезда из вещества, похожего на тонкий картон. Они соскабливают своими челюстями старую древесину на сухих стволах, пнях, заборах, потом пережёвывают её, прессует их во рту и смешивают со своей слюной. Потом осы её выплевывают и разглаживают лапками, получая тонкую полоску делая из неё тонкий листок. Затем, взяв полоску краями челюстей, пятясь назад, начинают растягивать её в длину. В дальнейшем такие полоски прикрепляются одна к другой, формируя бумажную стенку, получается шарообразное гнездо. Осы устраивают свои гнезда в укромных уголках: помещают на ветвях деревьев, под крышами домов, на чердаках, в старых трубах. Осы опасные насекомые. Их укусы чрезвычайно болезненны. Поэтому ос надо остерегаться.

Загадывание загадки:

В стволе, в дереве большом

Есть отличный белкин дом.

В нём уютно и тепло.

Что за домик тот? – (дупло). Слайд 10: Дупло.

Белке спать зимой тепло,

Если спрячется в (дупло)

-Как называется беличий домик?

-Дупло — это полость в стволе старого дерева. Засохшая ветка от сильного ветра отрывается от дерева и падает. Место, откуда отпала ветка, подвергается воздействию ветра, солнца, дождя, мороза. Постепенно возникает углубление – дупло. Проходит ещё какое-то время и оно увеличивается.

-Дети, как ещё может образоваться дупло? Слышали ли вы постукивание дятла? Что оно напоминает?

–Верно, дупло продалбливает и дятел. Дятел сделав дупло живет в нем один раз, затем его занимает другой житель.

-Как животные и птицы чувствуют себя в этом жилище? (Чувствуют себя комфортно и безопасно)

-Давайте вспомним, кто кроме белки, любит поселяться в дупле? (Куницы, горностаи, ласки, хорьки, дикие пчелы, совы, летучие мыши др. птички.) Птицы, которые живут в дуплах называют дуплогнездниками.

-Порой дупла используют для укрытия змеи. Например, ядовитая гадюка прячется в гнилых пнях или дуплах деревьев.

Послушайте стихотворение:

Есть на дереве дупло.

Кем же занято оно?

Может, в нем живет синица-

Непоседа, озорница.

Может, в нем сидит сова?

Днем неслышно спит она.

Ночью по лесу летит,

Слушает, где мышь пищит.

Может, белка-шалунишка

В нем грызет орехи, шишки?

Может, дятел клювом крепким

Продолбил в сосне дупло?

Там растут у дятла детки,

Им уютно и тепло.

Есть на дереве дупло. Кем же занято оно?

-Кто живет в этом дупле?

-Есть еще интересное жилище, похожее на человеческий дом?

Но живут в нем не люди. А кто?

Отгадайте загадку:

Под сосной, в лесу густом,

Из хвоинок строит дом.

Он работник настоящий,

Очень-очень работящий.

(Муравей, муравейник.)

-Как называется жилище муравьев? Слайд 11. Муравейник.

-Муравейник с виду напоминает обычную гору веток, травинок, кусочков земли, но на самом деле это тонко и грамотно продуманное жилище, которое напоминает многоэтажный дом с вентиляцией, где много ходов и комнат. Муравьи содержат свой общий дом в чистоте.

Муравьиный домик имеет форму конуса неспроста, благодаря ей дождик скатывается по травинкам и хвоинкам почти не попадая внутрь. Муравейник возвышается над уровнем травы, чтобы внутрь проникали солнечные лучи, которыми муравьи прогреваются, а также греют свои личинки и куколки. А более глубокие слои муравейника является убежищем для насекомых в холодные дни. Благодаря хитрому проекту, лето муравьи проводят в летнем конусе, а зимуют в земляных ходах.

-Это жилище вы все наверняка не раз видели и даже держали в руках.

Отгадайте загадку:

Он беспозвоночный,

Поэтому непрочный.

С домиком не расстается.

Как же этот дом зовется?

(Раковина.) Слайд:12

- Вы верно догадались! Это — раковина или ракушка.

-Какого цвета бывают ракушки? Какой они формы?

-По форме и окраске раковины очень разные. Они бывают морские и речные. Есть раковины со створками, напоминающими дверцы, их так и называют — створчатые. Есть раковины, напоминающие петушиный гребень или высокую шапку. Некоторые имеют форму завитка.

Раковина — дом моллюска, животного, у которого нет позвоночника. Такое мягкое, почти бесформенное существо нуждается в очень прочном и крепком доме. Для чего моллюску такой прочный дом? В нем он скрывается от опасности — зубастых и прожорливых рыб.

- Когда раковину можно взять в руки? (Только убедившись, что в ней никто не живет).

- В ракушках живут моллюски. У них мягкое тело, совсем без костей. Зато у моллюска есть наружный скелет - раковина. Моллюск рождается, растёт, и его раковина растёт вместе с ним. Чтобы защититься от врагов, беспомощные моллюски прячутся в раковину.

-О чем мы сегодня говорили?

-Какой напрашивается вывод, для чего необходимо жилице?

- Жилища предназначены для укрытия от врагов и непогоды, отдыха, выведения потомства. Строят их животные разной сложности, в разных укромных и открытых местах.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей с ОВЗ на тему «Мебель» Цель: закрепить знания детей о предметах мебели. Коррекционно-образовательные задачи: • Уточнить и расширить представление о мебели, ее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе)Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе) Цель: расширять представления детей об окружающей действительности, дать знания детям о спортивной зимней Олимпиаде. Задачи Образовательные:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» в старшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Труд людей весной» Цель: Познакомить детей с трудом взрослых в весенний период. Задачи: • актуализировать знания детей о времени года – весна • повторить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердцаКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердца Цель: познакомить детей с сердцем, показать значение сердца для всего организма. Программные задачи: - обучать правилам сохранения здорового.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 летКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие есть дома в природе?»
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 11:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД