МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Наступила осень»

Бурлак Вера
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Наступила осень»

Цель: уточнить, закрепить и расширить знания детей по теме «Осень».

Задачи:

Коррекционно - образовательные : закрепить признаки осени; осенние месяцы; расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закрепить навыки словообразования и словоизменения : согласование сущ. с прил. ; сущ. с гл. ; подбирать прил. к сущ. ; образовывать форму мн. числа сущ. в Р. П., образовывать сущ. в уменьшительно - ласкательной форме. ; упражнять в подборе антонимов.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Наступила осень“» размещена в разделах

Коррекционно - развивающие : развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление;

Коррекционно - воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.

Оборудование: картинки с изображением времён года, картинки с изображением признаков осени, картинка «осенний лес», солнышко, рисунки деревьев для раскрашивания, карандаши.

Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов оосени, разучивание пальчиковых упражнений по теме «Осень».

Ход занятия

I. ОРГ. МОМЕНТ. (приглашает детей пройти в центр группы. Дети становятся в круг. В руках красочно оформленное улыбающееся солнышко).

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, как обычно, наш день начинается с улыбки. У нас хорошее настроение, несмотря, на то, что сейчас осень. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие? ( дети: солнышко) А какое осенью солнышко? ( д: солнышко - осеннее, мягкое, нежаркое, большое, ласковое, …т. д.)

А вот о чём мы будем говорить на занятии, догадайтесь сами.

Листья опадают, моросят дожди,

Травы увядают, лето позади.

Мокрая погода, все серо вокруг.

Это время года отгадай, мой друг.

( дети договаривают хором: осень).

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? ( д: об осени)

Повеяло первым холодком, упал первый лист на землю, потускнело небо в лучах уже нежаркого солнца. Кружатся в воздухе желтые и пурпурные листья, разлетаются повсюду семена. Птицы уже улетели. А на поникших ветках качаются лишь зонтики алой рябины. Так наступает осень. (Садятся на стульчики).

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

- Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времё н года: весна, осень, зима). Определите на какой по счёту картинке изображена осень. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена осень. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки осени, воспитатель добивается полного ответа: Это осень, потому что на земле листья… деревья разноцветные… птицы улетают, …дети надели осеннюю одежду и т. д.).

- Молодцы, вы правильно рассказали о признаках осени, и у нас получилась осенняя картина.

Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к осени. (Проводится д/игра «Хлопни в ладоши»).

Слова: пригревает, листопад, сырая, ветер, журчит, тёплое, ярче, холодно, унылая, листья, заморозки, улетают, проталины, иней, слякоть, туман, дождь, багряный, солнышко.

( просит объяснить слова: заморозки, слякоть, унылая, багряный).

Наступила золотая осень. Давайте ощутим её прикосновение. (Проводится массаж лица).

Светит не яркое осеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

Дождик уже холодный - постукивание подушечками пальцев

По утрам появляется морозец - пощипывание

А солнышко уже греет слабо - снова поглаживание

- Давайте ненадолго отправимся в путешествие в осенний лес. Закройте глаза.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

И в лесочке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, воспитатель вывешивает картину, на ней изображен осенний лес. Чтобы контролировать очерёдность ответов можно использовать мяч, который передаёт от одного ребёнка к другому). Посмотрите, какой замечательный лес перед нами. Опишите его, какой он? Подберите как можно больше слов – признаков.

( д: лес - осенний, желтый, золотой, красивый, нарядный, пёстрый)

И об осени тоже можно сказать много красивых слов. Какая она?

( д: осень – ранняя, поздняя, тёплая, солнечная, дождливая, ветреная, грязная, слякотная, унылая…т. д.)

А какое осенью небо? ( д: небо – голубое, темное, хмурое, дождливое, облачное… т. д).

- Осенью природа готовится ко сну и происходит много разных изменений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Осенью солнце(не греет, рано «спать ложится»)

Осенью листочки… (краснеют, опадают)

Осенью звери… (делают запасы, линяют, готовятся к спячке)

Осенью птицы… (улетают, в стаи собираются)

Осенью люди (убирают огород, вскапывают грядки, собирают семена)

Осенью деревья (сбрасывают листья, стоят «голые», засыпают)

Осенью трава… (желтеет, засыхает)

- У осени много друзей. Давайте назовём их ласково (называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, дерево, лист, туман, цветок)

Встали на ноги

(Далее выполняется дыхательное упражнение «Листочки»).

Ребята, в осеннем лесу солнышко уже высоко. (Дети скрещивают ладошки, широко раздвигают пальцы, образуя «солнышко с лучами», тянутся на носочках вверх). Вы потянитесь навстречу теплым лучам, над головой высокое голубое небо. Солнечные лучи пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются вашего лица. Воздух в лесу свежий, насыщенный лесными ароматами, попробуйте ощутить лесные запахи (Вдох носом, выдох через рот). На деревьях листочки поют свои песенки.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а.

Березовый – о-о-о…

Дубовый – у-у-у.

- Поиграем в игру «Один – много» (называет первое слово, дети образовывают сущ. множ. числа Р. п.)

Осенью в лесу много… (туча, облако, дождь, трава, гриб, дерево, лужа, птица, цветы, лист, шишка, белка).

А сколько на самом деле месяцев у осени? (3 месяца) Давайте их назовём по порядку.

(Дети называют месяцы, вывешивает соответствующие картинки)

Назовите 1-ый месяц осени? 3-ий месяц?

Какой месяц находится между сентябрем и ноябрем?

Какой месяц впереди октября? ноября?

Ребята, а осень и лето похожи друг на друга? ( д: нет) Давайте про это расскажем. Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Летом листья зеленые, а осенью… (разноцветные).

Летом деревья с листьями, а осенью… (голые).

Летом дни теплые, а осенью… (холодные).

Летом дни длинные, а осенью… (короткие).

Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое).

Летом небо голубое, а осенью… (серое).

Летом ветер теплый, а осенью… (холодный).

Летом солнце высокое, а осенью… (низкое).

Осенью очень часто идёт дождь. Давайте покажем, как барабанят капельки.

(Проводится упражнение на развитие мелкой моторики «Капля» - на двух ладошках.)

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, а потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскроем,

От дождя себя укроем.

(Дети в соответствии с текстом стучат по столу указательным и средним пальцем на каждый ударный слог, далее изображают «зонтики» из ладошек и поднимают их над головой).

От дождя мы с вами укрылись. Выполним упражнение «Измени по образцу».

(образование относительных прилагательных.

Например: осень - осенний, далее дети повторяют по образцу) :

осень – осенний октябрь – октябрьский

цветы – цветочный дождь – дождливый

холодно – холодный трава – травяной

ветер – ветреный пасмурно – пасмурный

А теперь, ребята, встаньте и выйдите в центр группы. Я предлагаю вам прогуляться вместе с осенью. (Дети повторяют слова и выполняют движения).

Мы листики осенние, на ветках мы сидим (дети поднимают руки вверх)

Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели (движения руками из стороны в сторону)

И на землю тихо сели (дети приседают).

Ветер снова набежал и листочки все поднял (кружатся на месте).

Закружились, полетели и на землю снова сели (дети садятся по местам).

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- Ребята, какие вы молодцы. Занятие сегодня было интересным. А вам оно понравилось? (Задаё т вопросы детям: «Что тебе понравилось? Что запомнилось? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии? Оценивает работу детей)

Ну, а нам пора возвращаться из осеннего леса в д/с.

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

И в д/с окажусь.

Ребята, я предлагаю вам создать свой осенний лес. После занятия вам нужно будет раскрасить деревья и мы создадим лес. Я думаю, он получится необычайно красивым! (раздать детям нарисованные, но не раскрашенные деревья: береза, осина, сосна, рябина)

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей с ОВЗ на тему «Мебель» Цель: закрепить знания детей о предметах мебели. Коррекционно-образовательные задачи: • Уточнить и расширить представление о мебели, ее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи по сказке «Колобок»Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи по сказке «Колобок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи по сказке «Колобок» (в первой младшей группе) Воспитатель первой.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе)Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе) Цель: расширять представления детей об окружающей действительности, дать знания детям о спортивной зимней Олимпиаде. Задачи Образовательные:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» в старшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Королева Осень» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Королева Осень»«Осень золотая последние теплые.

Конспект непосредственно-организованной деятельности по развитию речи в старшей группе «Рассказ о весне» Цель: формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на схему. Задачи: • Закреплять знания о времени года «Весна», о характерных.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок» Задачи: Образовательные: учить узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям, предмет расширить словарный запас;.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наступила осень» Цель: Формировать умения различать изменения в погодных явлениях осенью. Развивать общие речевые навыки. Задачи: - учить выделять признаки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Наступила осень»
Опубликовано: 30 октября 2023 в 11:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД