Надежда Жорнова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Животные жарких стран».
Задачи:
- расширять знания детей об окружающем мире, уточнять представления о животных жарких стран;
- закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- учить составлять простые распространённые предложения;
- учить детей классифицировать предметы по существенным признакам; формировать обобщающие понятия;
- закреплять навык образования сложных слов;
- развивать логическое мышление;
- развивать слуховое внимание, память, воображение;
- воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки;
- воспитывать эмоциональную восприимчивость;
- формировать такие нравственные качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь.
Оборудование: фигуры животных жарких стран, предметные картинки.
Ход занятия
В: Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Какая погода? (На улице холодно, лежит снег, солнце не греет). А ведь есть страны, где всё время тепло, где солнце ярко светит круглый год. Как бы хотелось там побывать! Отправимся с вами в путешествие в жаркие страны! Закрывайте глаза и представляйте, каких животных вы там можете встретить.
В жарких странах носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты.
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры, жители саванны.
И тропические птицы…
Есть чему тут подивиться! (В. Нищев).
В: Открывайте глазки. Чувствуете как тепло, как солнце припекает. Только никого не видно. Наверно, все звери испугались и спрятались. Давайте, я вам загадаю загадки. Вы их отгадаете, и звери появятся.
1. Загадки
Он высокий и пятнистый,
С длинной, длинной шеей.
И питается он листьями,
Ветками с деревьев. (Жираф) Как вы догадались, что это жираф?
Спит зелёное бревно.
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть.
Зубы в пасти — просто страсть. (Крокодил)
Грива для меня - корона.
Царь зверей - большая честь.
Жалко, нет в саванне трона,
Но зато он в цирке есть. (Лев)
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть, они в матросках
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (Зебры)
Кожа толстая, без шерсти,
Хобот длинный, до земли.
Если были в зоопарке,
То узнать его должны. (Слон)
В: А какие слова подсказали вам, что это слон? У слона не только длинный хобот, но и большие уши. Поэтому мы его можем назвать большеухим.
2. Давайте поиграем в игру «Скажи одним словом».
У льва острые зубы, поэтому его называют… острозубым.
У жирафа длинная шея, поэтому его называют… длинношеим.
У зебры быстрые ноги, поэтому её называют… быстроногой.
У слона толстые ноги, поэтому его называют… толстоногим.
У обезьяны длинный хвост, поэтому его называют… длиннохвостой.
У бегемота толстая кожа, поэтому его называю… толстокожим.
В: Вот какие сложные слова мы с вами составили. А вот появились и другие животные! Только, взгляните, они грустные, печальные. Давайте узнаем, почему. (3. Проводится д/и «Потерялся ребенок»).
Ветер поднялся,
Бушует, ревёт.
Каждая мама ребёнка зовёт.
Тихо бормочет мама спросонок.
- Помогите скорей, потерялся ребёнок!
- Как зовут?
- Не припомню никак!
Помогите скорей!
Позовите зверят!
Дети продолжают начатое воспитателем предложение:
Львица зовёт … львёнка.
Слониха зовёт … слонёнка.
Зебра зовёт … зебрёнка.
Мама жирафа зовёт … жирафёнка.
Тигрица зовет … тигренка.
Черепаха зовет … черепашонка.
В: Вы такие молодцы, помогли животным. Теперь они все найдутся. А я вам предлагаю поиграть в игру «Назови слово» (4)
Я буду бросать апельсин, и называть признак, а вы должны назвать животное, которое обладает этим признаком.
Забавная (обезьянка, свирепый (лев, зубастый (крокодил, длинный (удав, опасный (носорог, огромный (слон). А теперь я животное, а вы - его признак.
5. В: Ребята, а теперь смотрите внимательно на картинки и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных, в названии которых есть звук Р.
Дети. Жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил.
Есть ли здесь животные, в названии которых есть звук С?
Дети. Носорог, слон.
Теперь назовите животных, в названии которых есть звук Л.
Дети. Слон, крокодил.
Разделите на слоги слова : жираф, носорог, слон, крокодил, зебра, тигр.
В: Ребята, с вами хочет поиграть еще одно животное. Отгадайте какое.
Очень прыткая, смешная,
Длинный хвост, но небольшая.
С веток прыгает легко,
Отгадайте это кто? (Обезьяна)
6. Физкультминутка
Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем.
Все ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики - вертушки,
Пальчик поднесем ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим!
Воспитатель
Как скажу я слово «три!»,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три! Замри!
7. В: Ребята, сегодня мы учились составлять сложные слова о животных, подбирать и называть признаки животных. А теперь, я предлагаю вам достать из контейнера животное и сказать : кого вы нашли, добавьте к каждому животному по 2 признака.
Я нашел длинношеего пятнистого жирафа (полосатую резвую зебру, большого сильного льва, веселую ловкую обезьяну, хищного хитрого льва, громадного толстобрюхого бегемота)
Составьте предложение о своем животном по данной схеме.
8. В: Ребята, очень часто людей сравнивают с разными животными или их поведением, внешностью, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он обладает с этим животным, или похоже двигается, ведет себя с другими, ест. Я вам сейчас буду называть такие определения, а вы объясните, какому человеку оно подходит.
«Львиная грива». (О человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос.)
«Крокодиловы слезы». (Так можно сказать о человеке, проливающем притворно слезы.)
«Топает, как слон». (Это человек с тяжелой походкой.)
«Кожа, как у бегемота». (О человеке, которого ничем не удивишь.)
«Обезьяньи ужимки». (Так говорят о том, кто любит кривляться.)
«Черепаший шаг». (Человек, который очень медленно ходит.)
«Волчий аппетит». (Очень голодный человек.)
В: Ребята, а теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закрывайте глаза.
Раз, два, три, четыре, пять
С вами мы в саду опять!
В: Давайте, вспомним, в какие игры мы играли, какие задания выполняли, что было интересно делать, кто хорошо работал.