Папки-передвижки

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в историю русского быта»

Бобылева Анна Александровна
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в историю русского быта»

Цель:

Обобщить и систематизировать знания детей по теме «Русский быт»

Задачи:

Формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры, используя элементы фольклора: колыбельные, считалки, сказки, народные игры, загадки, пословицы и поговорки;

Продолжать знакомить детей с историей и бытом русского народа, одеждой, жилищем, предметами обихода;

Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать чувство патриотизма и гордости за историю своего народа.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы „Путешествие в историю русского быта“» размещена в разделах

Материалы и оборудование:

- макет русской избы с атрибутами (ухват, чугунок, кочерга, стол, лавки, люлька с младенцем, коромысло с ведрами, сундук, кукла Маша,

- иллюстрации к сказкам: «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка»,

- 2 деревянные ложки, кукла, кроватка, часы,

- фонограммы (русские народные мелодии, колыбельная).

Ход занятия

Дети организованно заходят в группу, здороваются с гостями, встают перед воспитателем.

Воспитатель

- Ребята, а что такое прошлое? (Это то, что уже когда-то прошло. Настоящее – это то, что сейчас)

Мы с вами живем в настоящем или прошлом?

-В вы хотите отправиться в прошлое?

Я предлагаю вам побывать в русской избе. А помогут нам в этом волшебные часы, которые перенесут нас назад во времени, в те далекие времена.

(все дети встают в круг, воспитатель одному ребенку дает часы, остальные водят хоровод и произносят считалку)

Дети

- раз, два, три, четыре, пять - хотим в прошлом побывать!

(воспитатель открывает макет русской избы, дети садятся на стульчики)

В. Мы пришли в горницу – это самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.

- Ребята, а кто это нас встречает?

Д. - Машенька

В. - Давайте поздороваемся с Машей! (Дети здороваются)

Посмотрите, какая на ней красивая одежда!

Что надето на Маше?

Как вы думаете, повседневная это одежда или праздничная?

А где же Маша хранит свою одежду?

Д. В сундуке (воспитатель выставляет сундук)

В. Сейчас мы это и проверим. Давайте откроем сундук и посмотрим.

(Воспитатель пытается открыть сундук, он не открывается, дети придумывают волшебные слова, сундук закрыт)

Мне кажется, я знаю, что нужно сказать. Мы с вами находимся в русской избе, а русский народ любит свою Родину, он трудолюбив. Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Я начинаю, а вы заканчиваете.

Д. Без труда… (не вытащишь и рыбку из пруда)

Кто рано встает… (тому Бог подает)

Кончил дело… (гуляй смело)

В. Вот и открылся наш сундук, а там и платья, и украшения, и скатерть, и полотенце.

сыграем в игру «Ручеек». (Под русскую народную мелодию дети играют в ручеек)

Скажите, а какой предмет занимает больше всего места в горнице?

Д. Печка

В. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. Печь была самой главной вещью в доме.

Для чего нужна была печь в избе?

Д. В ней готовили щи, кашу, выпекали хлеб с румяной корочкой. На печи спали, печь обогревала дом.

В. В те далекие времена, зимы были очень холодными, стояли сильные морозы, метели заметали все дороги и пути, ни проехать, не пройти.

Истопят люди печь, заберутся на нее и стар, и мал, слушают, как ветер завывает в трубе

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя

То, как зверь она завоет,

То, заплачет, как дитя

И вот, под такие завывания ветра люди сочиняли сказки. В них призывали жить дружно и честно, помогать друг другу, уважать старших. Во многих сказках упоминалось и о печке.

Давайте вспомним эти сказки

(воспитатель показывает иллюстрации к сказкам, дети вспоминают названия и реплики из них)

«Гуси-лебеди»

«Бежала девочка, бежала, видит, стоит печка: «Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»

«Колобок»

«Я по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен»

«Заюшкина избушка»

«Подошли они к избушке: Поди, лиса вон! А она с печи: Как выскочу, как вылечу, пойдут клочки по закоулочкам»

«По щучьему велению»

«Углы в доме затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улочкам, прямо к царю»

В. Ребята, а вы любите загадки?

Вот сколько отгадок стоит возле печки, это вам подсказки, (дети, отгадывая загадку, объясняют назначение предмета, находят его среди картинок и прикрепляют к доске)

Черный конь, скачет в огонь

(Кочерга – разгребает угли в печке)

3 братца пошли в речку купаться

2 купаются, 1 на берегу валяется

(Коромысло - при помощи него носили воду в ведрах из реки)

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля …

(Чугунок – в нем варили еду в русской печи)

Из русской печи

Кашу из печи тащи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил …

(ухват – им ставили чугунок в печь)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

(Самовар)

А что еще стоит рядом с печкой?

Д. Стол, лавки

В. За столом собиралась вся семья, ели из деревянного блюда или чугунка.

Чем ели?

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но, когда несу еду - мимо рта я не пройду (Ложка)

В. Маша нам предлагает поиграть в русскую народную игру «Ложки»

(Дети встают в круг, 2 человека получают по деревянной ложке С началом слов, один ребенок передает свою ложку в одну сторону, другой в противоположную, у кого в конце слов останутся ложки, тот выходит в середину круга и танцует)

Ты беги скорее ложка

Быстро-быстро по рукам

У кого осталась ложка,

Тот в кругу станцует нам.

(Воспитатель достает колыбельку и вешает ее в макет)

Что это?

Как называется колыбелька по - другому?

Кто спал в колыбели?

Взрослые уходили на работу, а малышей оставляли со старшими детьми. Они присматривали за ними и пели колыбельные песни.

Давайте и мы споем колыбельную нашему малышу. (Дети поют и качают куклу, передавая ее по кругу)

В. Молодцы, вы прекрасно справились, наш малыш уснул. (кладет в кроватку).

Малыш спит, и Маша что-то заскучала, давайте, чтобы она порадовалась,

В. Вот и пришла пора прощаться с Машей и возвращаться в наше время. Давайте поблагодарим хозяйку за ее гостеприимство.

(Дети говорят спасибо, встают в круг, у одного ребенка часы, дети произносят считалку)

1,2,3,4,5 – возвращаемся в свое время опять!

Итог занятия

Понравилось ли вам в гостях у Маши?

Что больше всего понравилось?

Вы, наверно, устали, но ничего не снимает так усталость, как угощения. Маша передала нам корзину с угощением. (Воспитатель раздает угощения, хвалит детей)

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Путешествие на ферму» Цель: формировать представление о домашних животных, их детёнышах. Задачи: - закреплять знания детей о домашних животных, живущих на ферме;.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие с днями недели» Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с временными понятиями (день недели, цифрами 1-7). Совершенствовать навык порядкового.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мебель» для детей средней группыКонспект непосредственно-образовательной деятельности «Мебель» для детей средней группы Педагогический замысел: Воспитывать уважение к труду людей и бережное отношение к рукотворному миру. Познавательное развитие: Совершенствовать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Домик для зайчика» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы. Выполнила: воспитатель Григорьева Елена Сергеевна Тема: «Домик.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы «Волшебный песок» Образовательная область: познание Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие по городу» с детьми средней группы Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: 1. Расширять представления детей о Правилах дорожного движения для.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в сказочную страну» с детьми средней группы Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках через использование речевых игр, фигурок теневого театра, развивающих модулей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы «Путешествие в историю русского быта»
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 18:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД