Лучший педагог года

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак»

Любовь Никифорова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области Познавательное развитие

Программное содержание:

Образовательные задачи :

- Продолжать знакомить детей с одним из видов чувашского декоративно-прикладного искусства – старинной чувашской вышивкой;

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе „Старинная чувашская вышивка, Масмак“» размещена в разделах

- Уточнить и расширить знания и представления детей о чувашской головной повязке «масмак».

- Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения, горы.

- Закрепить умение создавать образ чувашского узора «солнце», «вспаханная земля», «животное», составлять симметричные узоры на полоске бумаги.

Развивающие задачи:

- Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров.

- Развивать умение детей высказывать свое мнение о красоте художественных вещей;

- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность;

-Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные задачи:

- Вызвать эмоциональный отклик на изделия чувашского декоративно-прикладного искусства (вышивке);

- Продолжать вызывать восхищение красотой художественных вещей;

- Воспитывать любовь к национальному искусству. Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.

Словарная работа: закрепить в речи детей названия предметов одежды на чувашском языке (кп, масмак, пииххи, сапун, сапата, арча.

Активизировать словарный запас - солнце, дерево, пахотная земля, горы, чувашские узоры, орнамент, арча.

Материал: Кукла Илемпи в чувашской национальной одежде,

сундук, изделия с чувашской вышивкой (сурпан, головная повязка - масмак, карточки с изображением узоров, вырезанные силуэты головной повязки – масмак.

Гуашь: черного, красного, желтого, зеленого цветов, кисти, салфетки, стаканчики с водой, образцы узоров.

Предшествующая работа:

• Рассматривание чувашской национальной одежды.

• Рассматривание альбома «Украшения из серебра и бисера».

• Д/и «Подбери узор», «Прочти узор», «На что похож узор».

• Рисование по мотивам чувашской вышивки : «Кпе», «Саппун».

• Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.

• Чтение сказок, легенд из чувашского устного народного творчества.

• Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

• Беседа «Я в Чувашии живу».

Методы и приемы:

1. Чтение стихотворения «Мы по городу гуляем».

2. Музыкальное сопровождение – чувашская песня «Илемле».

3. Игровая мотивация «В гости к кукле Илемпи».

4. Рассматривание чувашского национального костюма.

5. Объяснение символов основных цветов чувашского узора.

6. Д. игра «Что обозначает узор?»

7. Рассматривание чудесного сундука с материалом чувашского декоративно – прикладного искусства

8. Вопрос к детям: «Как мы можем помочь Илемпи разукрасить головную повязку масмак?».

9. Физкультминутка «Выполни задание»;

10. Ситуация «Творческая мастерская»;

11. Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная помощь воспитателя;

12. Составление выставки чувашских узоров.

13. Подведение итога «экскурсии» : что нового вы узнали сегодня, что больше всего понравилось, почему?

Ход занятия:

Воспитатель: У нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, поздороваемся с ними. Сегодня мы им расскажем, что мы знаем о своей республике, о том, какими узорами украшали одежду чувашские мастера в старину.

- Ребята, скажите, пожалуйста, в какой республике мы живем?

Дети: Мы живем в Чувашской Республике.

Воспитатель: Как называют людей, которые живут в Чувашской республике.

Дети: В Чувашской республике живут в основном чуваши.

Воспитатель: Правильно, ребята, в нашей республике живут чуваши, но у нас много людей разных национальностей.

Как называется наш любимый город?

Дети: Наш город называется Чебоксары,

Воспитатель: Я вас сегодня приглашаю погулять по родному городу, столице Чувашской республики.

Дети вместе с воспитателем произносят:

Мы по городу гуляем, (дети шагают)

Мы свой город изучаем (ладонь к бровям «козырек»)

Справа есть высокий дом, (показывают правой рукой)

Обойдем его кругом (обходят высокий дом)

Ну, а слева – дом пониже, (показывают левой рукой)

Подойдем к нему поближе. ( Из домика слышится музыка: песня «Илемле, илемле»).

Воспитатель. Ребята, вы слышите эту волшебную песню? Какая песня красивая. На каком языке исполняется песня?

Дети: Песня исполняется на чувашском языке.

Воспитатель: Откуда она доносится? (Подходят к домику).

Дети: Песня слышится из домика.

Воспитатель: Ребята, в этом доме живет кукла Илемпи. Она приглашает нас в гости.

Кукла Илемпи: Здравствуйте, ребята! Сывлах сунатап, ачасем. Проходите в дом. («Дети заходят в дом», рассаживаются на стульчики).

Дети: Здравствуй, Илемпи! Сывлах сунатпар!

Кукла Илемпи: Как я рада, что вы пришли ко мне в гости… Ребята, посмотрите, пожалуйста, как необычно я сегодня одета! Как вы думаете, как называется мой наряд?

Дети: Это чувашский национальный костюм.

Кукла Илемпи: Какие вы молодцы, сразу узнали чувашский национальный костюм. Я хочу вам показать и рассказать про свой красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на мне?

Дети: На кукле платье, фартук, головная повязка, лапти.

Кукла Илемпи: А вы можете назвать мою одежду на чувашском языке?

Дети: Платье – кепе, фартук – сапун, головная повязка – масмак, лапти – сапата, пояс –писиххи.

Воспитатель: Вся одежда Илемпи вышита чувашскими узорами. Красивый узор на одежде называется орнамент. (Повторяют хором и индивидуально). В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный, зеленый, синий, желтый цвета. Как вы думаете, что может обозначать красный цвет?

Дети: Красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги.

Кукла Илемпи: Что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

Кукла Илемпи: очень хорошо. А что же может обозначать черный цвет?

Дети: Черный цвет обозначает землю.

Воспитатель: Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием.

Кукла Илемпи: А что символизирует зеленый цвет?

Дети: Зеленый цвет обозначает растительный мир.

Воспитатель: Зеленый цвет является и признаком жизни растений.

Кукла Илемпи: А что обозначает синий цвет?

Дети: Синий – небо,

Илемпи: А что обозначает желтый цвет?

Дети: Желтый – Солнце.

Воспитатель: Солнце дарит всем жизнь. Молодцы, ребята. Все правильно ответили. А теперь предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука

Потянули их слегка. (Одна прямая рука вверх, другая вниз,

Быстро поменяли руки! (Меняют руки.)

Нам сегодня не до скуки. (Приседания с хлопками).

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!

Крутим–вертим головой, (Вращение головой вправо и влево).

Разминаем шею. Стой! (Останавливаются.)

Воспитатель: Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, золотую луну, сверкающие звезды и солнце, реки, моря, птиц, рыб, животных. А еще в старину думали, что вышитая вещь исцеляет от болезней, оберегает дом и хозяев от беды и несчастий. Вышитые полотенца, занавески развешивали на окна, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на скатерти защищали стол и пищу. Вышитые рубахи, головные уборы защищали самого человека от разных бед и несчастий.

Кукла Илемпи: Вы, наверное, знаете, что обозначают элементы чувашского узора?

Дети: Да, мы знаем некоторые узоры.

Кукла Илемпи: Я предлагаю поиграть в игру «Что обозначает узор?»

Воспитатель: Илемпи, ты посиди, отдохни и послушай. Ребята подойдут к столу и возьмут по 1 карточке и отгадают, что чувашские вышивальщицы изображали этим узором.

(Дети отгадывают, что изображают этим узором : солнце, животное, горы, шов воды, глаз цыпленка и т. д.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята. У Илемпи есть вышитые вещи. Хранит она их в красивом сундуке. Сундук на чувашском языке будет арча. (Хоровое и индивидуальное закрепление слова). Сундук – это мебель наших предков. В старину чуваши в таких сундуках хранили свою одежду. Интересно, что находится в этом сундуке.

(Дети встают рядом с сундуком. Воспитатель по - очереди достает вещи из сундука, спрашивает у детей) : Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это «сурпан». Его носили чувашские замужние женщины.

Воспитатель: А это что, как вы думаете?

Дети: Это вышитая чувашскими узорами масмак.

Воспитатель: А вам нравится «масмак»? Чем он вам нравится?

Дети: Он необычный, красивый, с красивыми узорами.

Воспитатель: А что такое масмак?

Дети: «Масмак» - старинный головной убор чувашских женщин.

Воспитатель: Правильно. Садитесь, ребята на стульчики. Это «масмак»- женская налобная и головная повязка.

Он представляет собой полоску белого или красного холста с вышитыми узорами.

Какие узоры есть на масмаке?

Дети: На масмаке есть солнце, растения, горы, колосья, пахотная земля.

Кукла Илемпи: У меня для вас есть приятный сюрприз. Я вам приготовила силуэты масмака из красной и белой бумаги и хочу, чтобы вы украсили их чувашскими узорами, там же вы найдете образцы узоров. Пройдите, пожалуйста, в творческую мастерскую и начинайте работать.

(Дети рисуют узоры на масмаке. Воспитатель наблюдает за работой детей, поощряет, напоминает и т. д.).

Воспитатель: Какие красивые головные повязки получились. Работы высохнут и мы организуем выставку масмаков.

Подойдите, пожалуйста, к кукле Илемпи. Расскажите, что интересного, нового узнали вы сегодня в гостях у куклы Илемпи?

Ребё нок 1: Мы увидели удивительной красоты старинные вышитые вещи.

Ребё нок 2: Мы узнали, что означают элементы чувашского узора.

Ребё нок 3: Я узнала, что вышитые вещи оберегают нас от беды, болезни, неприятностей.

Кукла Илемпи: Спасибо, что вы ко мне пришли в гости, мне с вами было очень интересно. Никогда не забывайте традиции и культуру ваших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек. Цените то, что они вам оставили в наследство. Тогда и вы вырастите настоящими добрыми людьми. До свидания, ребята! Сыва пулар, ачасем. Тепре куриччен. До следующей встречи.

Дети: Спасибо тебе, Илемпи! Тавтапус, Илемпи! Сыва пул. Тепре куриччен.

Воспитатель: Попрощаемся с нашими гостями. Возвращаемся в детский сад: Дети с воспитателем произносят:

Мы по городу гуляли, мы узоры изучали.

А теперь пора домой, в наш любимый детский сад.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.

(Дети под чувашскую народную песню «Илемле…» уходят).

Использованная литература:

1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.

2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.

3.«Программа воспитания ребенка - дошкольника» - Чебоксары, 1995., под редакцией О. В. Драгуновой.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пять ключей» в средней группе Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пять ключей» в средней группе Образовательная области: социально-коммуникативное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в средней группе «Скворечник» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в средней группе «Скворечник» Образовательные задачи: Формировать знания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Сосульки на крыше» в средней группеКонспект непосредственно образовательной деятельности «Сосульки на крыше» в средней группе Задачи: - обобщить знания детей о первых признаках прихода весны; закрепить умение детей закрашивать фон без пробелов, катать из пластилина.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Юный Пешеход» в средней группе Цель: Закрепить представление детей о светофоре и дорожных знаках. Задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о дорожных знаках. Развивающие:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие к Зайчонку» в средней группе Тема: «Путешествие к Зайчонку» Цель: Формировать у воспитанников потребность в двигательной и познавательной активности. Задачи: 1. Формировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Город-деревня» Цель: Формировать у детей знания о городе и деревне. Задачи: активизировать имеющие у детей знания о родном городе, познакомить детей с.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Осеннее путешествие» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Осеннее путешествие».Интеграция образовательных областей: «Познание»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Времена года» Образовательная область: Познавательное развитие. Задачи: Закрепить знания детей о временах года. Научить соотносить времена года с состоянием.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «В гостях у осени» Цель: показать детям – что осень прекрасное время года. Расширить представления детей о характерных признаках осени. Задачи: - продолжить.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «В гости к солнышку» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «В гости к солнышку» Подготовила: Куликова Е. С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Старинная чувашская вышивка. Масмак»
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 22:12
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД