Получи документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского народа»

Надежда Маркисовна
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: УРТУН-ТОЙ (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Образовательная область : познание.

Группа : старшая.

Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с хакасскими традициями и обычаями.

Задачи:

1. Познавательная :

Закреплять знания детей об овощах, учить выделять характерные признаки, узнавание овощей на ощупь.

2. Развивающая:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Ознакомление с традициями хакасского народа“» размещена в разделах

Развивать логическое мышление и психические функции, формировать мыслительные умения и способности, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

3. Воспитывающая:

• Приобщать детей к культуре хакасского народа, прививать любовь к родному краю, уважение к людям другой национальности.

• Воспитывать толерантное отношение к культуре других народов.

• Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Оборудование:

• Мультимедийная система;

• Магнитофон с записью хакасской музыки;

• Национальное платье;

• Платок;

• Замок с ключом;

• Сундук;

• Разноцветные ленточки;

• Пучок колосьев;

• Мешок;

• Овощи.

Ход занятия:

Звучит хакасская музыка.

Входит воспитатель в хакасском национальном костюме.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Умай, по-хакасски Ымай идже.

- Как вы думаете, кто я?

- Я не просто хакаска, я богиня плодородия, я помогаю взрослым выращивать урожай. Живу я на прекрасной земле, которая зовется Хакасия.

- А вы где живете? :

- Я предлагаю вам вместе посмотреть, как прекрасна наша хакасская земля.

На слайдах картинки с изображением хакасских степей, шамана, курганов.

Читается стихотворение:

Хакасия, любимая моя,

Как я люблю твои просторы,

Прохладные твои леса,

Без края степи, реки, горы.

Могучие и спящие курганы

Историю в веках хранят.

Степной ковыль, цветущие поляны

Секрет бессмертия хранят.

Мы здесь живем

И крепнет год от года

Величие хакасского народа.

- Красива хакасская земля, но беда случилась на ней. Злые духи Тёси похитили священный пучок колосьев под названием хыра-улузи, а без него на хакасской земле никогда не будет праздника урожая Уртун–той.

- Добрые духи подсказали мне, что в вашей группе очень смелые, добрые, отзывчивые и умные дети, это правда? И они обязательно смогут помочь мне отыскать эти священные колосья, чтобы вернуть их хакасскому народу. Поможете?

- Посмотрите на колоски. Потрогайте. Внутри находятся зернышки. Из таких колосков собран пучок колосьев.

- Злые духи спрятали его в тайном месте, попасть в которое, можно лишь пройдя ряд сложнейших испытаний. Вы готовы?

- Что мы будем искать?

- Зачем надо найти пучок колосьев?

- Я сейчас спрошу у духов, где находится первое испытание:

Прай ниме тузында,

Тузы ирт парза, ноо туза!

Прай ниме сининде,

Синирт парза, ноо туза!

Включается экран.

- Вижу священный экран, там находится наше первое испытание.

Игра «Что изменилось»

На экране изображение овощей. С каждым слайдом овощи меняются, нужно найти изменения.

- Посмотрите, что изображено на экране?

- Как можно назвать одним словом?

- Внимательно посмотрите и запомните.

- Что изменилось? Кто догадался, скажите мне по секрету на ушко, чтобы зле духи не услышали.

- А теперь все вместе отгоним злых духов (движения руками, хлопки, скажите вслух, что изменилось на картинке.

- Вы справились с первым испытание, но нам надо двигаться дальше.

- Что мы будем искать?

- Для чего мы его ищем?

- О, духи, помогите нам вернуть пучок колосьев.

- Духи говорят, что второе испытание находится в мешочке. Поищите в группе мешочек (ищут)

- В этом мешочке находятся овощи, но какие это овощи, надо отгадать. Для этого духи послали вам загадки. Вы готовы?

- Тогда первая загадка:

Под землей живет семья:

Мама, папа, деток тьма.

Лишь копни ее немножко,

Вмиг появится … картошка

- А теперь на ощупь найдем отгадку.

- Духи довольны вами, вы молодцы. Вот и вторая загадка:

Кто на свете всех полезней?

Кто спасёт от всех болезней?

Кто обидит нас без рук?

Маленький, коварный … лук

Наши овощи на грядке

Иногда играют в прятки.

Кто там выставил бочок? -

Вкусный овощ … кабачок

- Вы молодцы, вы справились с заданием, духи довольны вами и я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру. Это старинная хакасская игра «Кто спрятался?»

Игра «Кто спрятался?»

- Вы танцуете, по сигналу отворачиваетесь, садитесь на корточки и закрываете глаза. Я кого-нибудь из вас прячу под платок, а вы должны угадать, кто же там спрятался.

В последний раз под платок прячется ключ от сундука.

- Давайте посмотрим, что там.

- Ключ. А если есть ключ, значит, есть и замок.

- Как вы думаете, что можно открыть этим ключом?

Дети отвечают, предлагают варианты.

- Найдем замочек, к которому подойдет этот ключ.

Дети ищут по группе. Если не найдут.

- Мне кажется, что этим ключом можно открыть какой-то особенный замок. Где же его найти?

- Мне духи подсказывают, что этот ключик от сундука, и что этот сундук здесь, в группе. Давайте посмотрим, где он может находиться.

Ищем сундук, в котором находится пучок колосьев.

- Посмотрите, что здесь находится?

- Да это же пучок колосьев, который мы ищем. Как же будет рад хакасский народ, что вы нашли его.

- На празднике Уртун-той хакасский народ загадывал желания и повязывал на нем цветные ленточки чалома. Так вот, возьмитесь за концы ленточек и загадайте желание.

- Верьте, ребята, и оно обязательно сбудется.

Повязать ленточки на пучке колосьев.

- А теперь давайте возвестим духам, что мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи. А как мы возвестим? Радостным танцем.

На пол ставится пучок колосьев с повязанными лентами чалома, под музыку дети исполняют танец, повторяя движения воспитателя.

- Мы обращаемся к добрым духам. Мы благодарим хозяина пашни за урожай. Мы нашли священный пучок колосьев хыра-улузи и теперь вернем его хакасскому народу. Просим духов исполнить наши заветные желания.

- Ребята, а ведь духи меня не обманули. Вы и в самом деле смелые, добрые, отзывчивые и умные дети. И они велели передать вам в подарок эти украшения.

- Пожелаем нашим гостям здоровья и хорошего урожая.

- А этот пучок колосьев хыра улузи я передам хакасскому народу, и у них начнется настоящий праздник урожая Уртун-Той.

Публикации по теме:

Ознакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклыОзнакомление детей с культурными традициями русского народа посредством изучения истории русской тряпичной куклы В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири»Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе «Снегири» Цель. Учить детей передавать в аппликации.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Лес зимой» Цель. Развивать у детей эстетическое восприятие,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «С природой нужно дружить» в старшей группе Занятие по экологии (старшая группа) Гудкова О. В. Тема «С природой нужно дружить» Образовательная область: Познавательное развитие Интеграция.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла»Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Мир металла». Задачи: -Познакомить детей со свойствами.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы» Программное содержание: 1 Познакомить детей с перелетными птицами. 2 Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. 3 Развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме «Насекомые» Вид непосредственно-образовательной деятельности-интегрированная. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «В гостях у Сентябринки» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе игровой деятельности детей «В гостях у Сентябринки» Задачи: Создать условия для.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского народа»
Опубликовано: 10 августа 2021 в 17:42
+71Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Ознакомление с традициями хакасского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Маркисовна (УИ 362184) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД